Торжество православия Печать
01.03.2012 07:49

Первое  воскресенье Великого поста на языке церковного устава называется Неделей торжества православия. Это воскресенье причисляется к великим праздникам, и не случайно. Праздник Недели торжества православия был установлен в далеком IX веке в связи с событием огромного значения.

В 787 году состоялся VII Вселенский собор, на котором осудили ересь иконоборчества. Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон, они называли тех, кто почитает святые иконы, идолопоклонниками, уничтожали святыни. Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора. Монахи были вынуждены скрываться в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где до сих пор существует множество подземных пещер. И там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы.

По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена. Иконоборцев осудили, и приняли решение в первую неделю (в воскресенье) Великого поста праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов седьмого Вселенского собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем.

Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом, также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются и поныне. И потому для нас День торжества православия – не столько подведение итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой о том, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией.

Каждый православный человек должен понимать, что лежит в основе церковных разделений. В нашем обычном представлении слово «еретик» – синоним разбойника. Однако в древности под словом «ересь» (в переводе с греч. – выбор, направление, мнение) понималось частное мнение того или иного богослова. Нередко эти люди вели благочестивый образ жизни, умели убеждать, показать пример ревностного служения.

Что же такое ересь? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви.

Это мы хорошо знаем из нашей жизни. Семья распадается, супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей тогда, когда из семьи исчезает любовь. И какие бы добрые, хорошие слова один из супругов ни произносил, там, где нет любви, – нет чистоты отношений и нет единства. То же самое происходит и в Церкви.

Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что борется за чистоту православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов даже на разделение Церкви, готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая православие, когда в человеке, отстаивающем те или иные взгляды, мы не находим любви, а находим только гнев, то это первый признак волка в овечьей шкуре. Этот человек подобен Арию, Несторию и другим, которые горячо проповедовали, не имея любви в сердце, и были готовы ради своей правоты идти на разделение церковного единства.

Единство там, где любовь. А где любовь, там и Бог. И если кому-то приходит в голову утверждать нечто такое, что расходится с учением Святых Отцов, определениями Вселенских  соборов, то такой человек многажды должен подумать, для чего, во имя каких целей он предлагает то или иное новшество. Если из уст такого человека мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которые обрушиваются на церковь, ее священоначалия и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе и к разделению под лозунгом спасения православия, нужно остановиться, задуматься и с большой осторожностью относиться к таким проповедникам.

Любые призывы отделиться от Церкви противоречат учению любви.

Все свои противоречия, ереси (мнения) Церковь преодолевала, рассматривая их на Вселенских соборах, и делала выбор, основываясь на Писании, предании и традициях церкви. Это истинное мнение и становилось догматом.

Торжество православия есть праздник преодоления расколов и ересей.

Подготовила катехизатор благочиния Мария Волощенко по материалам портала «Православие и мир»