От Сырной – к Страстной Печать
01.03.2012 07:48

Слово «Масленица» наводит нас на приятные мысли о сытных блинах и веселых гуляньях. Но в церковном календаре эта неделя, именуемая Сырной (поскольку мясо уже не употребляется, но можно есть сыр и другие продукты из молока), имеет серьезный смысл – она последняя из подготовительных к Великому посту. Церковь не запретила языческую традицию праздничной встречи весны, но преобразила ее, наполнила новым духовным содержанием. Мы встречаем сорокадневный Великий пост как весну нашей души.

Последний день перед Великим постом еще называют Прощеным воскресеньем. В храмах в этот день мы слышим слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш небесный не простит вам прегрешений ваших». (Мф. 6, 15). В самый канун поста совершается обряд взаимного прощения.

 

Великий пост – как великий океан. Мы вступаем в его глубокие и бодрящие воды, чтобы освежить свою душу, смыть с нее всё лишнее, мелкое, наносное. Опасно при этом иметь на себе груз обид, и мы сбрасываем его перед входом в пост, прося прощения и прощая сами.

На первой седмице (неделе) Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах на Великом повечерии читается покаянный Канон святого Андрея Критского. Вслушиваясь в его выразительные слова, мы учимся находить в событиях Ветхого и Нового Завета ключ к пониманию собственной души. Учимся видеть свои ошибки, свои отклонения от пути любви и чистоты. Учимся обретать прочную надежду на то, что Господь всегда терпеливо ждет нашего покаяния, чтобы помочь вернуться на этот путь.

Во время Великого поста не совершается – кроме субботних и воскресных дней – Божественная литургия, на которой поминаются живые и усопшие. Чтобы дать христианам возможность помолиться в храме о тех, кто уже оставил земной мир, в этот период установлено особое поминовение усопших по субботам (если на них не приходится какой-либо праздник). В отличие от Вселенских родительских суббот, когда вся Церковь молится об усопших (как, например, накануне праздника Пятидесятницы). Это традиция, позволяющая восполнить отсутствие их поминовения в будние дни.

Четвертая седмица называется Крестопоклонной.  В субботу вечером, накануне воскресенья, из алтаря на середину храма выносится Крест. В течение этой седмицы богослужебные тексты пропитаны воспоминанием страданий, распятия и смерти на кресте Господа Иисуса Христа, которые напоминают нам об истинной цели Великого поста, помогают нам усилить и углубить нашу духовную жизнь в это особенное время года. Эта седмица такая же строгая, как и та первая седмица, во время которой читался Канон Андрея Критского.

Великий пост завершается двумя праздниками. Это Лазарева суббота – день, когда мы вспоминаем воскрешение Христом Его умершего друга Лазаря. За ней следует воспоминания Входа Господня в Иерусалим, совершенного Христом за шесть дней до того, как Он добровольно отдал Себя на мучения и казнь. В Вербное воскресенье (так обычно называют этот праздник в народе) освящаются веточки вербы (вайи) в воспоминание той чести, которую оказали жители Иерусалима Христу, встречая Его как Царя и устилая путь ветвями пальм. Вербные веточки напоминают об этом событии.

Далее начинается Страстная седмица, каждый день которой именуется Великим. В эти дни в храмах вспоминаются последняя трапеза Христа с Его учениками, Его арест, подробности Его допроса и казни...

Все седмицы Великого поста мы старались идти к Богу. Теперь Великий пост закончен. На Страстной седмице Господь сам идет к людям – идет, чтобы принять смерть, победить ее и открыть всем нам путь к сия-ющей пасхальной радости.

Светлана Шешунова,  доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры лингвистики  университета «Дубна»