Празднование Казанской Божией Матери Печать
28.10.2010 11:55

4 ноября совершается празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее иконы, именуемой Казанской. И в этот же день отмечается День народного единства.


Праздник этот установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.


Речь Посполитая активизировалась на рубеже 16-17 веков, ее целью было завоевание нашей страны и распространение в ней католической веры. Началось всё с того, что Иван Грозный оставил в качестве единственного наследника тихого и слабовольного Феодора Иоанновича, совершенно неспособного к управлению страной. Процарствовав 14 лет, правитель умер бездетным, и на престол взошел избранный боярами его шурин Борис Годунов, который умер в 1605 году, а его сын Феодор по невыясненным причинам был убит.
Случилось страшное. Россия осталась без царя. На престол претендовало много кандидатов. Это и Лжедмитрий I, и польский королевич Владислав, и Василий Шуйский, и Лжедмитрий II. Лжедмитрий I выдавал себя за чудесно спасшегося сына Ивана Грозного Димитрия, но ложь его была раскрыта, ибо воспитание его было католическим. Такой подмены московская знать не выдержала и Лжедмитрий был убит, а его прах был заряжен в пушку, выстрелившую на запад, туда, откуда он пришел.
Смута усиливалась. Восстали города Тула, Орел, Рязань. С трудом были разбиты тамошние мятежники под начальством Ивана Болотникова и князя Григория Шаховского. Патриарх Гермоген вызвал из Старицы патриарха Иова, и 20 февраля 1607 года в Успенском соборе кремля состоялось народное покаяние. Слепой патриарх Иов в иноческой рясе стоял рядом с патриархом Гермогеном  и внимал покаянию народному, изложенному в царской грамоте, которую громогласно читали с амвона. В грамоте от имени народа излагалось исповедание измен, клятвопреступлений, убийств, поруганий святыни и других грехов, начиная со смерти царя Феодора Иоанновича и заканчивая присягой Лжедмитрию и изгнанием патриарха Иова.
В этом же 1607 году появился новый самозванец, объявивший, что он царь Димитрий (чуть позже его наименовали Тушинским вором). Наличие нового самозванца было выгодно полякам, и они оказывали ему поддержку, к нему примкнули Сапега и Лисовский, особо известные своими погромами на нашей земле. Вскоре в 1608 году новый Лжедмитрий встал под Москвой в Тушино. К нему переходили бояре, недовольные правлением Василия Шуйского. Шайки самозванца расползлись повсюду, грабя и убивая жителей, разоряя храмы и монастыри. Народ был вынужден прятаться в монастырях, держа оборону. Подобные грабежи происходили повсюду. Так, Троице-Сергиева лавра держала оборону полтора года. Князь Михаил Скопин-Шуйский, сын Василия Шуйского, был отправлен в Новгород и к шведам за ратной помощью. Его возврат в Москву в 1610 году напугал Тушинского вора, который отступил в Калугу. Воспользовавшись удобным моментом, польский король Сигизмунд III выступил с войной на Россию: осаждал Смоленск, а в 1610 году приблизился к Москве.
Ситуация была сложной. С запада – поляки, с востока – Тушинский вор. Князь Михаил Скопин-Шуйский умер, шведы вернулись домой, захватив Новгород, а Василия Шуйского бояре насильно постригли в монахи. Наше государство осталось без правителя. В декабре того же 1610 года был убит Лжедмитрий II.
С этого момента патриарх Гермоген стал рассылать призывы о собрании войска и выступлении на Москву. Одной из грамот на бой были подняты Козьма Минин и князь Семен Пожарский, которые со своим войском 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года разбили польско-литовских интервентов. В память об этой победе установлено празднование Божией Матери в честь Ее Казанского образа и сооружен по обету Пожарского в Москве Казанский храм.


Священник Леонид Салтыков