Нельзя говорить с Богом языком улицы Печать
26.05.2011 10:49

Кирилл и Мефодий дали людям возможность прочесть и понять Слово Божие. Они изобрели особый язык для службы. Но почему же это событие актуально и в наши дни? Какой смысл в старославянском языке?

А смысл в том, что он помогает людям мыслить категориями церковных понятий, ведь наш современный язык оторван от духовных исканий человека. Церковно-славянский язык используется во многих православных церквях по веским причинам. Он обладает особыми духовно-мистическими свойствами. С его помощью поддерживается языковое единство богослужебного общения церквей. Язык богослужения в духовно-психологическом плане возвышается над обыденным языком. Его слова имеют большую понятийную емкость и метафоричность по сравнению с современным языком. В некотором смысле церковно-славянский язык действительно «сакрален», т.е. освящен, потому что нельзя говорить с Богом блатным языком или языком улицы.

Творчество Мефодия и Кирилла образовало ту хронологическую грань, которая разделяет две эпохи в периодизации истории славянского языка: тот язык, что был до Мефодия и Кирилла, сейчас называется праславянским, а с них начинается старославянский язык. Различие между праславянским и древнеславянским языками очень велико. Во времена Кирилла и Мефодия ситуация была та же. Возникало противоречие между «современным» и старославянским языком. Новое создается, а старое вытесняется и со временем разрушается.

Давайте не забывать старое! Давайте восхищаться подвигом людей! Ведь слово – национальный код. Наш язык, а следовательно, и мы несем свет Кирилла и Мефодия. Мы должны беречь русский язык, потому что если наш язык силен, то и мы сильны. Не для того, чтобы оградить себя от остального мира. Язык – это культура. Прежде всего, он важен для нас, потому что если мы от него откажемся – потеряем идентичность.

Как национальный праздник День славянской письменности нам нужен не только для того, чтобы вспомнить, но и чтить достижения святых равноапостольных братьев. Чтить подвиг и соотносить себя с теми людьми, соотносить тех людей с сегодняшней ситуацией. Это историческая и церковная память.

Александр Руденко, директор школы №1