Ангелы поют на небеси! Печать
29.04.2011 08:07

Вся Дубна отмечала Пасху. С утра в субботу – Великую или, как еще называют, Тихую – народ тянулся в церкви с драгоценной ношей – яйцами, куличами и пасхами.

Места в храмах всем желающим не хватало, и люди нарядной толпой стояли у стен церквей, расставив на скамейки и прямо на траву корзины, подносы, пакеты с куличами и разукрашенными яйцами. Первые бабочки и пчелы садились на яркие яйца, принимая их за цветы…

Священнослужители каждые полчаса выходили на улицу и окропляли людей и праздничную снедь святой водой. Все ликовали и радовались.

Ночная служба собрала в этом году невероятное количество дубненцев. Особенно много народа было в церкви Рождества Иоанна Предтечи, где в центральном приделе храма впервые праздновалась Пасха. К этому светлому дню в новом приделе установили деревянный иконостас (благодарить за это нужно промышленную компанию «Экомебель») и икону Казанской Божией Матери, специально написанную к празднику.

Всю субботу в приделе святой мученицы Татианы святили пасхальную снедь. Освящение продолжилось и наутро Светлого Воскресения – так много горожан жаждало приобщиться к древней традиции.

Полунощница

Самые главные события проходили в ночь с субботы на воскресенье, когда совершается Пасхальное богослужение.

Предваряло его чтение Деяний святых апостолов. Люди с благоговением прикладывались к иконам, ставили свечи и, замерев на месте, слушали чтение святой книги. Нарядные ребятишки – ученики воскресной школы, стараясь не нарушать тишину, одаривали прихожан пасхальными значками, изготовленными собственными  руками. В этот раз дети отличились не только своим участием в подготовке храма к празднику, но и пением в церковном хоре. Трогательно и радостно  звучали детские голоса, вознося хвалу Богу. Впервые на Пасху церковный хор пел с балкона.

В половине двенадцатого ночи служится полунощница. Предпасхальный канон, исполняемый на полунощницу, отличается не только особенной душевностью, но и трагичностью, вспоминаются страдания Христа, которые Он претерпел ради нашего спасения. Это песнопение в прямом смысле пробирает до костей.

Смертию смерть поправ

Затем троекратно провозглашается стихира: «Воскресение твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого совершается крестный ход.

Под  песнопение хора люди, прикрывая ладонью пламя свечей, не спеша обходят храм. И, кажется, сами звезды ночного неба вместе с ними совершают этот ход, уподобляя его Вселенскому.  И вот, наконец, звучат самые главные слова – священный тропарь Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробех живот даровав!» Церковный хор поет его радостно и многократно, а прихожане подхватывают это песнопение, и кажется, что душа каждого тоже поет. На громкое восклицание священнослужителя «Христос Воскресе!» особенно радостно звучит всеобщее «Воистину Воскресе!» И когда представишь, что в это самое мгновение по всей России во всех храмах – и в древних, и в новых, и в городских, и в сельских – вот так же все в одном порыве восклицают: «Воистину Воскресе!», преисполняешься теплой любоью к ближнему своему, переживаешь счастливейший миг единения с Церквью, с Богом и с Христом.

Пасхальное богослужение отличается особенной красотой. И даже люди, несведущие в богословии, отмечают эту красоту, замечая, что батюшки несколько раз меняют одеяние, и раз от разу оно становится все наряднее.