Новые вехи из истории храма Похвалы Пресвятой Богородицы Печать
28.01.2021 04:35

В июне 2020 года в распоряжение храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино (г. Дубна) поступили сканированные копии метрических книг и исповедных росписей, относящихся к приходской жизни XVIII – XIX вв. В декабре 2020 года данные дополнились новыми архивными материалами, в том числе и за период начала XX века.

Полученные сведения составляют большую ценность для храма, позволяют окунуться в прошлое, прикоснуться к живой истории ратминского края, почувствовать жизнь и быт наших предков.

 

В распоряжении храма Похвалы Пресвятой Богородицы г. Дубна (бывшее село Городище на Дубенском Устье) в 2020 году оказались оцифрованные копии метрических книг, содержащих информацию о родившихся, сочетавшихся браком и умерших жителях села Городище. Оригиналы этих книг в настоящий момент находятся в Тверском государственном архиве (ГАТО).

Первая часть книг охватывает десятилетие с 1765 по 1775 гг. В то время село входило в Дубенский стан Кашинского уезда. Вторая часть книг относится к рубежу XVIII – XIX вв., ее составляют данные за 1796 – 1806 гг. Третья часть книг содержит сведения за период 1863-1916 гг., когда Городище относилось уже к Корчевскому уезду Тверской губернии. Помимо этого в распоряжении храма оказались сканированные копии исповедных росписей за период с 1785 по 1860 гг.

До 1817 года в селе было два деревянных храма: двупрестольный, в честь Похвалы Богородицы с приделом святителя Николая, и храм в честь пророка Илии. Метрические книги велись в главном Богородичном храме

Исторически формирование метрического учета начинается с XVII в., когда практика ведения метрических книг в Российской империи получила первое законодательное оформление в решениях Большого собора 1666 – 1667 гг. Первым светским узаконением метрических книг был указ, изданный Петром I, от 14 апреля 1702 года, по которому все приходские священники Москвы должны были подавать в Патриарший Духовный приказ ведомости о количестве родившихся и умерших. Повсеместно метрические книги в Российской империи были введены в мае 1722 года и просуществовали вплоть до 1917 года, когда их заменили акты гражданского состояния.

В настоящее время метрические книги воспринимаются историками и демографами по преимуществу как источник генеалогической информации. Кроме этого, в них находят сведения по локальной истории населения. На примере ратминских книг можно увидеть «эволюцию» учета рождаемости и смертности населения. В отличие от книг XIX века книги середины XVIII века содержат в себе весьма скудную информацию. Тем не менее, в метриках за 1798 – 1806 гг. содержится уже гораздо больше информации. Из книг за 1765 – 1775 гг. известно, что приходским клириком тогда служил священник Игнатий Максимов, который, по уже известным данным, был назначен настоятелем еще в 1744 году. Примечательным для книг этого периода является то, что в них отсутствует информация по детской смертности; по данным исследований (Г.Л. Микиртичан. Исследования смертности детей в России XVIII века. – Санкт-Петербург, 2013 г.), ее учет был введен лишь в 1798 году, однако в метрических записях за 1796 год уже есть сведения о смерти младенцев. Видимо, в разных местах детская смертность начинала фиксироваться и ранее 1798 года. Также из книг рубежа XVIII – XIX вв. известно, что в ратминском храме тогда служил священник Стефан Иванов. В то время рождаемость составляла от 30 до 50 человек в год, количество венчавшихся пар не превышало десяти. Зафиксированная годовая смертность колебалась от 15 до 30 человек.

Книги же за XIX век богаты подробными сведениями о родившихся и умерших жителях Городища: указаны сословия, возраст, причины смерти, а также священнослужители и церковнослужители, совершавшие требу. За период с 1863 по 1916 гг. в селе рождалось от 70 до 140 человек в год. В целом за исследуемый период времени рождаемость медленно возрастала. Примечательно, что в большинстве случаев детей крестили в первые два дня после рождения. Вероятно, это было связано с высокой детской смертностью в то время.

Также согласно метрическим книгам среднее годовое количество венчаний колебалось от 7 до 30. Основной возраст, в котором люди вступали в брак, варьировал в пределах 18 – 22 лет, причем нередко жених был на 1 – 4 года младше невесты.

Согласно записям об умерших, количество почивших в год колеблется от 45 до 110 человек. Чаще всего уровень смертности соответствовал уровню рождаемости. Однако случалось, что смертность превышала рождаемость или, наоборот, составляла менее 50 процентов от числа родившихся. Примечателен высокий уровень детской смертности, особенно в возрасте до одного-двух лет. Основными причинами смерти были «понос», «рвота», «простуда», «корь», «сыпь», «кашель», «запор», «слабость». Исходя из записей за 1872 г., можно судить о вспышке «оспы», являющейся основной причиной смерти детей в тот год. Среди причин смерти взрослых указывались: «от старости», «от боли в груди», «от боли в сердце», от «золотухи». Были случаи смерти «от родов».

Для того, чтобы оценить количественные масштабы рождаемости и смертности, необходимо обратиться к сведениям о численности населения в данной местности. Тверской епархиальный статистический сборник (И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901. – 513 с.) содержит информацию о количестве сел и деревень, входящих в приход храма, по состоянию на 1901 г. Это были: Ратмино-Александровка, Козлоки, Иваньково, Пекуново, Прислон, Притыкино, Новотроицкая, Арефьево и Клитино. Самым многочисленным из них было Притыкино (более 60 дворов). В общей сложности окружное население составляло 2300 человек. Здесь, в среднем, в год рождалось и умирало по 90 человек.

Кроме того, в метрических книгах содержится очень интересная информация относительно клириков в храме Похвалы Богородицы.

Надежда Баранова, иерей Аркадий Терехин

(Продолжение в следующем номере «Православной встречи»).