Игра – наука побеждать Печать
14.05.2012 06:52

В период подготовки и празднования Дня Победы невольно задумываешься о том, откуда люди черпали силы и умение воевать, ведь большая часть вовсе не были кадровыми военными? Откуда этот бойцовский дух, что крепче брони защищал от страха? Возможно, несколько неожиданной покажется кому-то версия о том, что воинов и патриотов можно воспитать, если строго следовать народным традициям, в частности традиции игры. Приводим на этот счет мнение писателя С.Г. Максимова о том, каким образом и какие народные игры влияли и влияют на боевое воспитание.

Издавна на Руси с самого раннего детства воспитывали необходимый для жизни комплекс навыков. Это происходило в играх, боевых забавах, бойцовских, а затем – воинских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, городки, лапта, катание на санях и ледянках и др. Многие из них, к сожалению, незаслуженно забыты.

В играх воспроизводятся многие жизненные ситуации, воссоздаются отношения между людьми, требующие от человека напряжения душевных и физических сил. Дети приучаются преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку, характерную для воинов в трудных обстоятельствах. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, представления о добре и зле, трусости и храбрости, честности и справедливости, в играх развивается чувство товарищества.

Существовало и существует множество народных игр, способствующих выработке воинских качеств.

Можно привести в пример замечательную игру лапту, развивающую ловкость, реакцию, силу, глазомер, взаимодействие между игроками команды. В девятнадцатом веке русские переселенцы принесли лапту в Америку, где она наряду с традиционной игрой в мяч индейцев стала основой бейсбола.

Среди дошедших до нас боевых игр-забав можно назвать такие, как: «Царь горы», «Прятки», «Козел», «Облавка» и др. Боевые игры-забавы формировали и развивали навыки, которые непосредственно пригодились бы при ведении боя. Например:

«Прятки» – умение в короткий срок замаскироваться, стать невидимым для противника, выждать удобный момент для атаки из засады.

«Царь горы» – умение вести бой против превосходящего по количеству неприятеля, используя преимущества местности.

«Слон» – атака на всадника запрыгиванием сзади.

«Бой петухов». Петух – домашняя птица, обычно связываемая с Солнцем, враг нечистой силы. На площадке чертится круг – коло. Участники, прыгая на одной ноге, без помощи рук пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Проигравшим считается вытолкнутый из круга или вставший на обе ноги.

«Шапки». На площадке чертится круг. Участники надевают на головы шапки. Задача – сорвать шапку с головы соперника с помощью различных приемов и хитростей.

«Борьба в круге». На площадке чертится круг. Задача – вытолкнуть соперника из круга или заставить его коснуться коленом пола.

«Стенка на стенку». Один из древних способов отработки командного взаимодействия. Члены команды выстраиваются в одну шеренгу, затем плотно сцепляются друг с другом, выставив левое плечо в сторону команды соперников. Те же действия совершает противоположная команда. Затем команды сходятся на центральной линии. Задача – вытолкнуть «стенку» соперников за чужую боковую линию. Игра начинается по сигналу.

«Невод». Встают двое навстречу лицом друг к другу, взявшись за руки, – это «невод». Остальные играющие – «рыбы». «Невод» должен поймать «рыбу», не расцепляя рук. Действия игроков ограничены определенным пространством. Пойманная «рыба» встает в «невод» третьей (и т.д.), и «невод» продолжает ловить «рыбу», пока не переловит всех.

Не за горами летние каникулы, во время которых мы,  взрослые, могли бы научить ребят этим играм.