Когда книги приходят на помощь Печать
13.10.2011 10:37

Вот несколько основных проблем, встающих перед родителями, разрешить которые помогают детские книги.

 

Что такое хорошо и что такое плохо

Навык отличать добро от зла будет совершенствоваться долгие годы. Важно реже читать мораль, а больше давать малышу поводов для размышлений. Ситуации для обдумывания можно находить не только в реальной жизни, но и на страницах книг. При этом нужно помнить, что вопросы важнее ответов, и избегать книг, где автор сам все разъясняет, не оставляя ребенку шанса задуматься над решением этических проблем.

Что можно почитать: Н. Носов «Леденец», «Фантазеры», «Огурцы», «На горке», «Карасик»; В. Осеева «Волшебное слово» и другие ее рассказы; Е. Пермяк «Пичугин мост»; А. Барто «Вовка добрая душа» и др.; Т. Макарова «Мечта Маленького ослика»,  «Слон Хортон ждет птенца»; Н.Артюхова  «Мяч и песочные пироги»; Л. Толстой «Слива», «Корова».

Воспитание чувств

Ребенок может съесть или испортить угощение для всей семьи, мешает отдыхать уставшим родителям, драчлив, топчет насекомых и вырывает с корнем растения, не замечает чужих слез, никогда не предлагает свою помощь. Если речь идет о трехлетке – такое поведение типично. Себя он считает центром мира и не способен без подсказки заботиться о других. Тем не менее, учить сочувствию и сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации необходимо и в раннем возрасте. К сфере чувств и эмоций легче всего пробиться с помощью искусства – музыки, живописи и, конечно, литературы. Считается, что поэзия быстрее вызывает эмоциональный отклик, но не все дети любят слушать стихи. Впрочем, и проза может дать важный навык. В книгах малыши обычно отождествляют себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно учатся заботиться о других.

Что можно почитать: В. Осеева «Плохо», «Просто старушка», «Печенье», «Перышко»; Б. Алмазов «Лягушонок»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Циферов «Паровозик из Ромашково»; А. Барто «История на просеке»; Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров».

Сложные законы взрослой жизни

Осваиваясь во взрослом мире, малыш нередко попадает впросак. Он торопится поскорее стать таким, как родители, научиться делать то, что они умеют. Но руки и ноги не всегда слушаются, и мешает незнание законов природы и свойств вещей. Истории о детях или животных, сталкивающихся с такими же трудностями, отчасти научат малыша предугадывать последствия своих действий, понимать причинно-следственные связи. И самое важное, что такие истории поднимут самооценку ребенка, избавят от страха неудачи. Благодаря таланту писателей, говорящих на языке детей, малыш поймет, что не он один постоянно ошибается, научится смотреть на неудачи с юмором, попытается, как и герои книг, победить непокорные предметы окружающего мира.

Что можно почитать: В. Драгунский «Денискины рассказы»; Н. Носов «Мишкина каша»; З. Александрова «Смешные человечки»; Л. Воронкова «Маша-растеряша»; В. Осеева «Хорошее», «Строитель»; Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», «Как Маша стала большой»; С. Маршак «Вот какой рассеянный».

Дружба и сотрудничество

В среднем дошкольном возрасте у малыша просыпается интерес к сверстникам. Теперь ценность детской площадки измеряется не качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба – дело не простое. Как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще – вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

Что  можно  почитать: В. Сутеев «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка выручалочка»; Л. Муур «Крошка Енот»;             Е. Пермяк «Самое страшное», «Чужая малина»; И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»; русские народные сказки «Лиса и журавль»;      Н. Носов «Бенгальские огни», «Прятки»;        А. Линдгрен «Принцесса, которая не желала играть в куклы»; В. Осеева «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Сторож», «Случай»; Э. Хогарт «Мафин и паук»; Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; М. Пляцковский «Урок дружбы»; А. Костинский «Тигренок, который говорил  “Р-Р-Р!” и его друзья».

Опасные последствия

Обеспечить безопасность крохи вполне по силам родителям, а вот исследовательский инстинкт ребенка постарше не остановят  никакие преграды, замки, заглушки. Остановить смышленого малыша могут только многократные предостережения и рассказы о неприятных последствиях. И конечно, книги (обязательно снабженные выразительными иллюстрациями), в которых эмоционально рассказывается о героях, нарушавших запреты.

Что можно почитать: С. Маршак «Пожар»; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»; А. Усачев «Умная собачка Соня»; М. Горький «Воробьишко».

Юлия Луговская, педагог

 

Читайте еще:

Бессмертное животное

Как-то в бар зашел баран

Ужи на ужин

Психиатр и педиатр пошли в театр

Как мошенник у труженика одну Н украл

Уроки доброты

Как воспитать любовь?

О любви Частицы НЕ и Глагола

Веселые правила

Уроки русского