Учитель на всю жизнь Печать
14.07.2011 08:11

Когда я впервые увидела Ингу Владиславовну, то не могла поверить, что эта молодая, энергичная женщина проработала в школе пятьдесят лет: она словно светилась изнутри! Такие люди, как маленькое солнышко, притягивают к себе теплотой, обаянием и искренней любовью к жизни.

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Инга Владиславовна Витушкина родилась в 1937 году, перед началом войны, – самая младшая из четырех детей. В то время ее отец Владислав Станиславович Рутковский, работник органов МВД, попав под сталинскую репрессию, был сослан в Караганду, куда вслед за ним из родной Казани последовала вся семья. Спустя три года отца реабилитировали и одновременно мобилизовали на фронт. Домой он так и не вернулся: в 1941-м Владислав Рутковский погиб в бою под Сталинградом, откуда мама получила его последнее письмо.

Война не щадила никого, и после смерти отца для семьи Рутковских настали трудные времена. Несмотря на юный возраст, кое-что о войне Инга Владиславовна запомнила навсегда: голод, страшный голод…

«Очень долго нам пришлось жить так, – вспоминает Инга Владиславовна. – Мама работала учительницей, нас – четверо детей… Ели мы один раз в день, и то, только чтобы выжить. Я помню все очень хорошо, и потому всегда старалась научить своих ребят, что нужно ценить пищу. Они ведь сейчас такие избалованные, – сокрушается педагог. – «Это мы не хотим, это мы не будем…» Бросают хлеб в столовой, а я не могу пройти, если валяется кусочек хлеба. И тогда я им рассказываю про войну, блокадный Ленинград, где царил воистину страшный голод. Говорила: «Если бы ваши сверстники в то время видели, как вы бездумно относитесь к еде! Хлеб – это же золото!»

Из Караганды мама Инги Владиславовны вместе с детьми перебралась в Краснодар, где жила сестра погибшего мужа, а вскоре и обратно – в родную Казань.

Там Инга Владиславовна окончила педучилище и встретила своего будущего мужа Павла Николаевича. Он окончил в Казани авиационный институт и по распределению бы направлен в Дубну. Через год они поженились и переехали сюда на постоянное жительство.

Педагогическая деятельность Инги Вячеславовны началась в 1960 году в средней школе №3, затем какое-то время она работала в 5-й школе. Вскоре, однако, снова вернулась на прежнее место и уже не оставляла его.

УЧИТЕЛЬ – ЭТО СУДЬБА

Инга Владиславовна всю жизнь проработала в школе учителем начальных классов. И за годы работы она поняла, что педагогика – это не столько талант, не столько призвание, сколько судьба, предначертанная с рождения. Жизнь учителя она видела изнутри, ведь ее мама – Юлия Тимофеевна – тоже работала с самыми юными воспитанниками школы.

«Будучи школьницей, я очень близко общалась с мамой, – рассказывает Инга Владиславовна. – Наверно, мне уже тогда нравилась ее профессия. Не могу сейчас вспомнить, что именно привлекло меня в ней. Но когда повзрослела, то в выборе профессии уже не сомневалась, ведь я очень люблю детей! Педагогика – это абсолютно мое. И главное, что от детей я получаю всю чистоту нашей жизни и огромный заряд энергии. После такого мощного импульса и сама себя ощущаешь по-иному. Как бы это объяснить… Вот многие мои знакомые спрашивают: «Инга, почему ты всегда так молодо выглядишь?» А все потому, что любые детские эмоции – всегда чистые, открытые, искренние – передаются мне. Получается своего рода обмен: я даю им знания, но взамен получаю от них гораздо больше».

Когда смотришь на преподавателей, часто думаешь, что они знают абсолютно все, однако не все видят, сколько усилий нужно приложить, чтобы тебя не просто слышали, но хотели слушать и понимать. На уроках Инги Владиславовны всегда была идеальная дисциплина, и не потому, что ученики ее боялись. Нет, она умела полностью завладеть их вниманием, она была им другом и советчиком. За три-четыре года она успевала выучить характер каждого из них, поэтому между ними царило полное взаимопонимание.

«Я выпустила очень много ребятишек, и, наверно, большинство из них помнят меня. Особенно те, которые числились у меня озорниками, – смеется Инга Владиславовна. – Я давно поняла: насколько дети подвижные, активные, настолько они потом бывают благодарны. Казалось бы, с ними трудно: приходишь домой – и руки опускаются. Но стоит возвратиться в класс, увидеть их улыбающиеся лица, как отвечают они взаимностью на твою теплоту, и все тревоги сразу улетучиваются».

Однако с болью в голосе она вспоминает тех из учеников, что сейчас потерялись в жизни. «Помню я несколько мальчишек (ну, сейчас уже взрослых мужчин), которые спились. Бывает, проходит мимо кто-то из них, здоровается, а сам прикрывает рукой рот и извиняется, мол, вы уж меня простите, Инга Владиславовна, и добавляет: но я вас никогда не забываю».

В силу своего характера Инга Вячеславовна очень эмоциональна. Каждый свой выпуск, каждое расставание с любимым классом она переживала долго и болезненно. А в прошлом году, когда педагог (не хочется говорить – бывший, ведь бывших учителей не бывает) ушла на заслуженный отдых, стало легче. Тем более, что с любимой школой она не расстается: периодически заменяет учителей да и просто заходит в гости.

«Несмотря на то, что я живу на эмоциях, я при этом уравновешенная. Моя чувствительность меня не раздражает и не мешает мне в работе. Я спокойно могла подавить в себе какие-то отрицательные порывы, взрослые, могла прийти домой и поплакать… Но наступал новый день, и я снова с радостью шла на работу. Без нее представить свою жизнь я просто не могла. Пусть она трудная, тяжелая, малооплачиваемая, но в то же время она дает огромную энергию для жизни, школа делает тебя чище».

УРОКИ ЖИЗНИ

Инга Владиславовна своих воспитанников учила всему. Учила отличать хорошее от плохого, любить природу, животных, любить свою Родину. И это вовсе не пафосные слова.

«Многие из моих учеников не понимали, как это – любить свою Родину, – вспоминает Инга Владиславовна Витушкина. –  Они спрашивали меня: «А что такое Родина?» И я им объясняла: ваш дом, дворик – это уже ваша маленькая Родина. А когда вы вырастите, вы увидите, что здесь ваша земля: куда ни посмотри – кругом родные лица, родной язык, даже березки вдоль дороги – это тоже ваша Родина».

А еще учила любить и ценить своих родителей, заботиться о них и помогать.

«Мне очень хотелось, чтобы они хоть чуть-чуть помогали по дому. Я, конечно, понимала, что 7-8-летние ребятишки делать тяжелую работу не могут, поэтому я им говорила: «Возьмите на себя какую-то одну работу, только одну, но сделайте ее так, чтобы мама была вам благодарна. Возможно, потом она привыкнет и не будет замечать, но вы-то будете знать, что облегчаете ей труд».

И ее уроки не проходили даром. Инга Владиславовна рассказала, как один из ее учеников, увлекшись этой идеей, взял на себя чистку обуви, причем не только своей, но и всех членов семьи, другой – стирал свою одежду, девочки мыли посуду… Иногда приходилось и бороться с вредными привычками. Бывало и такое, что в классе кто-то из мальчишек пробовал курить, и тогда она объясняла: «Зачем курить? Мы ведь рождаемся не для этого. Мы рождаемся, чтобы жить, чтобы радоваться жизни, а не вести борьбу с собой».

«А еще вспомнилась одна моя ученица – Оля, – говорит педагог. – Стоило мне на уроке поставить ей «три» по русскому языку, она открывала свою тетрадь, смотрела на эту «тройку», и из ее глаз градом катились слезы. Конечно, урок был пропавший, поэтому впоследствии я перестала ей ставить плохие оценки при всех. Я не понимала, почему у нее  происходит такая реакция. Говорила с ее родителями, думала, что они ее наказывают за плохие отметки. Но мама и сама не понимала, что с ней. И каково же было мое удивление, когда я узнала, что Оля стала учительницей русского языка и литературы! Видимо, это было какое-то своеобразное преодоление себя, своих страхов».

САМАЯ БОЛЬШАЯ НАГРАДА

Несмотря на то, что много сил и времени Инга Владиславовна отдавала своей профессии, она успевала растить двух замечательных дочерей. Сейчас они уже взрослые: старшая – Светлана – работает в администрации Дубны, а младшая – Диана – больше двадцати лет живет в Москве, где освоила профессию аналитика в крупной компании.

«Наверно, за мое тяжелое детство Бог наградил меня прекрасными дочерьми. Всегда ласковые, доброжелательные, они очень любят меня. А еще, они такие рукодельницы – умеют все! Когда в их жизни было трудное время, денег не хватало, их дети всегда были идеально одеты, поскольку и Света, и Диана замечательно шьют. Но все-таки они очень разные, – с улыбкой говорит Инга Владиславовна. – Казалось бы, воспитывались в одной семье, но Диана без ума от Москвы, ей нравится ее стремительность, ее кипучесть, а Света любит более размеренную жизнь в нашем городе».

Сейчас у каждой своя судьба: обе сложились в профессиональном плане, обзавелись собственными семьями. У Светланы – взрослый сын Андрей, который тоже остался жить в Дубне, а Диана воспитывает пятнадцатилетнего Егора, такого же активного жителя мегаполиса.

А вот Инга Владиславовна успешно совмещает профессию мамы с ролью бабушки и даже прабабушки. Кира и Павлик – дети Андрея – самые младшие члены этой дружной семьи, всеобщие любимчики.

«Павлику только четыре года, но он уже очень активный, общительный и… любвеобильный! Ему ничего не стоит подойти к совершенно незнакомому человеку и показать какой-нибудь интересный ему предмет. Он может смело спросить: «А как вас зовут? А меня – Павлик». Я всегда удивлялась, сколько же у него энергии! Кира постарше, ей шесть лет. Но она более спокойная, порой даже настороженная. Когда собираемся вместе за одним столом, она может долго просидеть в соседней комнате, изредка подглядывая в щелку, прежде чем выйти к нам».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Пообщавшись с этой удивительной женщиной, я подумала о своей учительнице. В памяти сохранился тот солнечный сентябрьский денек, когда в тревожном ожидании я сжимала мамину руку и наивным распахнутым взором смотрела на свою первую в жизни учительницу. На протяжении всей жизни каждый из нас встречает много учителей. Однако в памяти остаются лишь единицы: те, кто смог постичь тайны детской души. Я думаю, Инге Владиславовне эту тайну разгадать удалось. И за это ей всегда будут благодарны и родители ее учеников, и сами воспитанники.

Светлана Степанова