Талант к пению – потребность петь Печать
09.03.2011 13:30

Свой первый сольный концерт в Дубне дала певица Марина Князева – новый педагог по вокалу Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна».

Марина Князева пела в воскресенье 27 февраля на сцене Органного зала ХШМиЮ. В концерте из двух отделений прозвучали арии и романсы западных и русских композиторов разных эпох . Слушатели с первых нот ощутили полное звучание драматического сопрано певицы, лауреата Международного конкурса вокалистов им. Монтеверди в Италии. Профессиональное владение вокальной техникой позволяло исполнительнице демонстрировать в каждом произведении оттенки от «пианиссимо» до «форте». Особенно тронул зал романс А.Даргомыжского «Я все еще его люблю». Педагогические успехи Марины Князевой показали на сцене Органного зала в том же концерте два ее ученика – Илья Спасов и Семен Кудряшов. Голоса мальчиков звучали свободно и естественно в произведениях Э.Уэббера «Pie Jesu» и Р.Шумана «Вечерняя звезда».

После концерта мы беседовали с певицей о ней самой и о вокальном искусстве. В первую очередь Марина сказала о том, как благодарна за поддержку ее творчества художественному руководителю ХШМиЮ Ольге Мироновой, по приглашению которой певица оказалась в Дубне. Слова признательности прозвучали также в адрес концертмейстера Ульяны Ивановой, замечательного и тонкого музыканта. А дальше беседа конулась самой Марины Князевой.

– Тембр Вашего голоса напоминает эпоху певиц прошлого – Марии Максаковой, Ренаты Тебальди. Сейчас так не поют. Этот тембр был таким с самого начала занятий сольным пением или сформировался упражнениями, которыми занимались с Вами педагоги в консерваториях Саратова и Еревана, где Вы учились как вокалистка? Как я понимаю, это были педагоги старой, итальянской вокальной школы…

– К сожалению, я достаточно поздно начала заниматься пением – пришла в консерваторию уже после окончания института. (По первому образованию я – инженер). И мои документы в консерваторию не хотели принимать по возрасту (на вокальное отделение консерватории принимают девушек не старше 25 лет. – Корр.). Но все решил тембр во время прослушивания перед сдачей документов. А дальше, на приемных экзаменах, я получала только «пятерки».

– Я задала свой вопрос о тембре потому, что знаю, насколько сложно раскрыть истинный тембр голоса вокалиста, правильно поставить вокальную технику, добиться красивого вибрато, полного звучания голоса «в маске». Не каждому педагогу по вокалу удается этого добиться…

– Да, есть тайны правильного звукоизвлечения. На первом конкурсе вокалистов Елены Образцовой выдающаяся итальянская певица Рената Скотто проводила мастер-класс. Она сказала, что настоящий тембр, данный природой голосу, можно выявить и украсить только осторожной репертуарной политикой. То есть строгим отбором репертуара для начинающего вокалиста. По мнению Ренаты Скотто, воспитание голоса должно пройти в смысле репертуара те же исторические этапы, что прошла в своем развитии музыка: от старых итальянских мастеров – к музыке эпохи барокко, затем к венским классикам (Моцарт, Гайдн, Бетховен), потом к итальянскому и немецкому романтизму – и так далее до музыки нашего времени. В этом состоит один из секретов, который придает голосу полноту звучания. Другой секрет состоит в том, чтобы не петь те произведения, в которых голос звучит некрасиво. Если голос звучит некрасиво, значит, вокалист поет неправильно. Нельзя предлагать ученикам произведения, которые им не под силу. В каждом упражнении или исполняемом произведении ученик должен находить удобство исполнения и красоту звука – это первая цель в работе над голосом. Соединяя красоту звучания голоса и удобство исполнения с постепенным телесным, духовным и умственным развитием ребенка, потом студента, такое обучение пению выявляет и преподносит слушателям истинную красоту тембра формирующегося певца. Можно сказать, цветок голоса раскрывается в полной его роскоши. В единстве этих трех начал и состоит искусство воспитания голоса.

– Часто родителям бывает сложно понять, что у ребенка есть настоящий голос, который обязательно нужно развивать. Голос мальчика или девочки может быть сначала тихим, слабым, а педагога-вокалиста, который смог бы подсказать, что родителям стоит обратить внимание на голос сына или дочери, может не оказаться рядом…

– Есть один верный критерий будущего вокалиста: ребенок, у которого есть настоящий голос (не важно – тихий или громкий), все время хочет петь. И это желание петь он не может в себе подавить, не может с ним бороться. Как и в любом искусстве – если дар к нему в человеке заложен, он обязательно прорастает. Талант к пению – это потребность петь.

Наталия Теряева