Лучшие учителя. Встреча через год Печать
12.03.2015 08:55

Ежегодно во время торжественного празднования дня рождения ОИЯИ проходит вручение грантов лучшим учителям города. В прошлом году наград были удостоены 10 из 41 соискателей. В преддверии очередного награждения мы решили встретиться с некоторыми из победителей и поинтересоваться, что нового произошло в их трудовой жизни за этот год.

Как оказалось, успехи у всех разные. Не по величине, поскольку учительский труд переоценить невозможно: каждый проведенный урок, проверочная  работа или экзамен ­ это шаг вперед в развитии личности ребенка, еще одна связка с культурным наследием цивилизации, еще одно движение к прогрессу. На общую картину достижений влияет как сама школа: контингент учащихся,  профильность обучения, количество учеников, так и сами классы:  состав учащихся, их способности и возможности.

Преподаватель математики школы № 7 Татьяна Милентиновна Пуляева, учитель высшей категории, рассказала, что сейчас у нее два выпускных класса, 9­й и 11­й, оба с углубленным изучением математики. Профильное  обучение   по отдельным предметам здесь ведется много лет, как правило, это математика и еще какой­нибудь предмет – физика, или, как планируется на следующий год, химия. Школа большая, дети в ней учатся из разных семей, разный уровень подготовки и мотивации. Специального отбора учеников нет, поэтому в каждом классе приходится преподавать углубленное изучение предмета для тех, кто к этому стремится; средний, или базовый уровень – для остальных.

– Из успехов за год, –  говорит Т. М. Пуляева, – можно отметить 2­е место в 8­м классе на научно­практической конференции. Из 10­го класса моя ученица
Е. Палкина  поступила в математическую школу при МГУ. Ее взяли по результатам математических олимпиад, учится в Москве. После этой школы она будет зачислена в МГУ, ей уже предложили два факультета на выбор. Наши ученики каждый год участвуют в интернет­олимпиадах, особенно нравится им МетаШкола при Санкт­Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Есть дипломы 3­й степени за прошлый год, а за предыдущие годы – первые­вторые места. В городских школьных олимпиадах участвуем, но призеры были только в прошлом году, одна из учениц вышла на областной уровень. Ежегодно участвуем в международном конкурсе «Кенгуру».

– Мероприятия Учебно­научного центра и Музея ОИЯИ вы посещаете? Сейчас много делается для школ города в Институте.

– Мы ходили с предыдущим выпуском, в классе были дети, настроенные на физику. Сейчас в моем классе ребята отдают предпочтение гуманитарным предметам. Мы посещали музей ОИЯИ, лекции слушали. И, хочу сказать, нам в школе этого не хватает. Пришли бы специалисты, рассказали о профессии, о вузах. Нам труднее вывести детей в университет или в Институт. И в целом у нас не хватает, конечно, связи между школой и вузом. Пришли бы, рассказали – что пригодится в вузе, на что нужно обратить внимание в школьном обучении. Мои ученики сейчас учатся в МАИ, МИСиС, на физфаке МГУ, МЭИ, МИЭТ, в нашем университете, в первом медицинском. Из прошлого выпуска нет ни одного непоступившего.  Иногда ребята приходят и говорят: расскажите лучше о таком­то разделе подробнее, это нужнее на первом курсе. Но у меня школьная программа…  Так что дополнительная информация от заинтересованных людей не была бы лишней.

– Сейчас разделили ЕГЭ по математике на базовый уровень и профильный. Прибавило это забот учителям?

– На днях мои ученики писали пробный ЕГЭ.  С базовым справились, профиль оказался сложноват.  Задания, вроде, все знакомые, теоретически мы все проходили, но они представлены с различными «изюминками», которые в школе не изучаются. Есть, например, задания, связанные с экономикой и финансами, – посчитать прибыль, акцизы, проценты. Математические формулы несложны, ребята их знают, но мне надо научить детей мыслить экономическими категориями. Приходится самой сидеть, разбираться.

– Используете для своих уроков технику или компьютеры?

– У нас в классе есть проектор и экран, я использую видеоуроки. Особенно помогают такие фильмы в изучении стереометрии. Ребята делают презентации. В этом году летом я сделала персональный сайт специально для детей http://tmpulyaeva.com. Наполнила материалами для подготовки к экзаменам 9­го и 11­го класса, выложила уроки, справочные пособия, рабочие программы. Без новых технологий, без техники сейчас трудно преподавать, потому что дети сидят за компьютерами с раннего возраста, надо «говорить на их языке».

Татьяна Геннадьевна Лепешкина, преподаватель английского языка школы № 9 с углубленным изучением иностранных языков, учитель высшей категории, награждена знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В прошлом году стала победителем конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель­предметник Дубны» в номинации «Лучший учитель английского языка». К сожалению, из­за гриппа нам не удалось встретиться и поговорить об интересе школьников к языку, грядущем обязательном ЕГЭ по английскому, но Татьяна Геннадьевна передала список достижений, лист, исписанный с двух сторон мелким почерком – фамилии учеников, победоносно завоевывающих призовые места на конкурсах и олимпиадах.

На Всероссийской олимпиаде по английскому языку ее ученики показали отличный результат на городском уровне. На областном этапе впервые М. Хведелидзе стала призером. По итогам Всероссийской дистанционной олимпиады по английскому языку с 5­го по 10­й класс практически в каждом из классов – полный набор дипломов 1­й, 2­й, 3­й степени. На городской научно­практической конференции ученики 8–11­х классов получили также дипломы разных степеней. Есть диплом 1­й степени с открытой региональной научно­практической конференции учащихся Московской области «Исследователь XXI века». В международном игровом конкурсе по английскому языку «Британский бульдог» на городском уровне – победители и призеры.

Под руководством Т. Г. Лепешкиной  созданы международные интернет­проекты на английском языке: «Праздники. Рождество» и «Объекты мирового наследия ЮНЕСКО в России». Состоялась культурно­образовательная поездка в Великобританию с обучением в Международной языковой школе в Кентербери (март–апрель 2014 г.). По результатам обучения выданы сертификаты уровня владения английским языком Upper­Intermediate и Pre­Intermediate. В 2014­2015 учебном году планируется культурно­образовательная поездка в Шотландию с обучением в Международной языковой школе Эдинбурга.

Преподаватель физики лицея «Дубна» Лариса Алексеевна Балакшина, учитель высшей категории, в прошлом году была классным руководителем выпускного, социально­экономического, класса. В классе семь медалистов – три золотые и четыре серебряные медали. Все 25 человек поступили в высшие учебные заведения: Таможенную академию, Институт печати, РГГУ, МАДИ, Казанский и Ярославский университеты, в Санкт­Петербург поступили по двое выпускников в медицинскую академию и театральные вузы, несколько человек  – в университет «Дубна».

– Это что касается классного руководства, – продолжает Лариса Алексеевна. – Но я получала грант ОИЯИ как предметник, и самое главное – это успешная сдача лицеистами ЕГЭ по физике. Средний балл у нас получился выше, чем по Московской области, но не самый лучший в Дубне. Все, кто сдавал  этот экзамен, поступили в вузы: МФТИ, Бауманка, Станкин и другие. В прошлом году у нас были победители городской научно­практической конференции. В этом году четверо  закончили Заочную физико­техническую школу МФТИ, трое – призеры первого тура олимпиады МФТИ, причем все они прошли в очные туры и Бауманки, и МФТИ, и МГУ. Какой именно вуз они выберут, зависит от результатов очного тура.

– ЕГЭ по физике, как и по математике, тоже сдается в новом формате?

– Структура экзамена с этого года стала более сложной. Задания  чередуются в другой последовательности, из­за этого детям приходится переходить с одного вида деятельности на другой – показывать свои базовые знания, переходить к расчетным либо к качественным, аналитическим задачам. Времени на экзамен уходит больше. С моей точки зрения, эта структура неудобна для детей, но проверяет возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

– Как учатся сами учителя, чтобы соответствовать новым требованиям?

– В минувшем году я прошла два курса переподготовки. Сейчас у нас идет переход на ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые базируются на том, чтобы ребенок как можно больше информации получал самостоятельно. Однако для перехода на такой уровень образования нам нужно, чтобы дети приходили подготовленными из младших классов. И, как мне кажется, при таком подходе детей очень сильно перегружают работой с компьютером, потому что в основном информация идет через Интернет. Вторые курсы достаточно интересные, их только второй год проводит МФТИ – это подготовка учащихся к олимпиадам. Курсы ведут преподаватели, которые готовят детей на всероссийские и международные олимпиады, и они показывают те методики, от которых уходишь на базовом уровне, более сложные.

– Как вы взаимодействуете с Институтом, чтобы подстегнуть интерес учащихся к физике?

– У нас тесная связь с университетом. Преподаватель Иван Алексеевич Ломаченков проводит практикум на базе ОИЯИ, и мы стараемся, чтобы ученики, которые обладают техническим складом ума, посещали практические задания по физике. Как правило, они потом готовят работы для научно­практических конференций. Плюс мы стараемся раз в году организовать для девятиклассников экскурсию на установки Института. Вся сложность в том, что если я веду на экскурсию один класс, надо искать замену моих уроков в других классах. Физику я веду во всех классах. Для сравнения: когда я пришла работать в лицей, здесь было четыре преподавателя физики.

– Физико­математические классы не планируется открывать?

– Сейчас это очень сложно. Классы выросли до 25­27 человек, невозможно найти столько учеников одного уровня. А вести разноуровневые  занятия невозможно:  одному интересно, а другой не понимает, о чем речь. Второй год у нас не набирается физмат класс. С руководством мы обсуждали возможность открыть естественно­научный класс и разделить его на два профиля – физмат и биохим, для того чтобы готовить ребят для поступления в медицинские вузы и по техническим специальностям. Все­таки информационно­математический профиль не совсем раскрывает возможности детей, к 11­му классу они понимают, что к информатике нужна физика, и начинают изучать предмет более глубоко. А предмет сложный, объемный, нужно 200­300 формул держать в голове, не все успевают подготовиться. Физику у нас в этом году изъявили желание сдавать 9 человек, и мы уверены, сделают это успешно.

Галина МЯЛКОВСКАЯ

Фото из архива ОИЯИ