Встречаем XIX фестиваль «МузЭнерго» Печать
06.11.2014 11:11

С 6 по 15 ноября серией из пяти концертов пройдёт уже девятнадцатый по счёту фестиваль «Муз-Энерго», продолжающий знакомить жителей Дубны с самыми разнообразными музыкальными направлениями. О его участниках и нюансах «Встрече» рассказывает организатор фестиваля Юрий Льноградский.

– Меня регулярно спрашивают, в чём новизна очередного фестиваля по сравнению с предыдущими. Отвечать на этот вопрос корректно всё труднее и труднее: никто же не спрашивает в обычной жизни в чём новизна вторника по сравнению с понедельником. Всем и так понятно, что это просто новый день с новыми делами и новыми впечатлениями. То же самое и с фестивалем: он давно перестал нуждаться в какой­то принципиально новой идее для каждого из своих «номеров», он просто существует и разрабатывает ту нишу, которую давно занял. Ниша эта – современная авторская музыка, в которой так или иначе есть место импровизации.

Впрочем, одно новшество всё-­таки существует: на ноябрьском фестивале мы попробуем режим, который более характерен для идущих несколько недель европейских фестивалей, чем для российских. Один день – один концерт, один концерт – один коллектив. Когда­то мы старались уложить в каждый концерт как можно больше разно­образных стилей, а теперь попробуем поступить наоборот: каждый раз будет точно понятно, что ждёт слушателя.

В программе фестиваля – три концерта, сравнительно камерных, которые будут проведены в обновлённом читально­концертном зале Библиотеки ОИЯИ. Наше постоянное сотрудничество с «Блохинкой» позволяет реализовывать на её территории всё новые и новые идеи, и тамошние концерты уже приобрели своеобразную славу: на них очень домашняя атмосфера, никакого официоза, артисты пробираются к месту выступления прямо через зрительские места, всем гостям предлагается чай и кофе с небольшими угощениями. Кроме того, на эти концерты мы с некоторого времени сделали бесплатным вход для пенсионеров и детей (будем считать, что детство в нашей стране заканчивается с получением паспорта), так что приглашаем всех ранее сомневавшихся в «МузЭнерго» представителей старшего поколения дойти до библиотеки и посмотреть, что же это такое. Все концерты в «Блохинке» начинаются в 19:00.

В четверг, 6 ноября, здесь выступит совершенно уникальный ансамбль под названием «Authentic Light Orchestra», то есть в вольном переводе – «Оркестр истинного света». Уникальность его в том, что он образован человеком с русским именем Валерий Толстов, который на самом деле является армянином по национальности (и гражданином Армении, к слову). Музыку Валерий исполняет исключительно авторскую, но он настолько плотно встроен в фольклорную армянскую идиому, что даже многие специалисты ошибочно принимают его пьесы за народные. Это прекрасный исполнитель на духовых инструментах, в арсенале которого не только классическая флейта и хорошо всем известный армянский дудук, но и множество инструментов азиатского происхождения и даже самодельные обертоновые флейты, которые он изготавливает чуть ли не из пластиковых канализационных труб. Звучит многообещающе, понимаю, но видели бы вы, как его ансамбль встречает публика! С Валерием играют его коллеги из Швейцарии, где он сейчас постоянно живёт, и России, причём один из выступающих с ним российских музыкантов в последние годы осел аж в Уганде. Словом, на этом концерте будет достаточно и джаза, и фольклора из всех мыслимых источников.

В субботу, 8 ноября, в библиотеку приедет швейцарский квинтет «Pommelhorse» – это английское название гимнастического инструмента, который у нас называется просто «конь». Музыку молодые швейцарцы играют действительно «гимнастическую»: это современный джаз, в котором виртуозно и очень непросто увязаны вместе как классические джазовые идеи, так и современные веяния из области рок­музыки, академического авангарда, временами – кинематографической музыки. Впрочем, состав у команды вполне джазовый: в передней линии – саксофон и кларнет лидера Лукаса Рооса, и никаких электрогитар.

А вот в понедельник, 10 ноября, электрогитара будет: к нам приедет уже прекрасно известный Дубне итальянский вокалист Борис Саволделли, который на сей раз выступит в дуэте со своим приятелем, гитаристом Вальтером Бельтрами. Итальянцы обещают «переработанные джазовые стандарты». Это означает, что материал будет, в принципе, классическим, но весьма юмористически, а порой и сатирически аранжированным. Зная Бориса, я глубоко уверен, что это будет вечер действительно интересный и весёлый.

Кроме концертов в библиотеке, «МузЭнерго­XIX» ещё на два дня оккупирует ДК «Мир». На большой сцене будут проведены два очень разных концерта, которые однозначно должны собрать куда большую аудиторию.

В пятницу, 14 ноября, – концерт классически­джазовый. Мы покажем квартет итальянской саксофонистки Карлы Марчиано, которую, говоря без всякой рисовки, я считаю самой удачной нашей находкой в традиционном джазе за всю историю существования «МузЭнерго» (а это ни много ни мало семь лет и больше восьмисот музыкантов, которых мы привозили в Дубну!). Карла уже привозила свою команду в Россию в прошлом году, но тогда интерес к ней оказался настолько велик, что именно до Дубны она просто не добралась: группу буквально расхватали государственные филармонические залы и престижные московские клубы. В ноябре же она начнёт свой второй российский тур на прекрасном фестивале памяти легендарного Георгия Гараняна в Краснодаре, а к нам приедет чуть позже. Марчиано, как и большинство «музэнерговских» артистов, играет собственную музыку, но её сравнительно легко классифицировать: она занимается хрестоматийным модальным джазом в стилистике великого Джона Колтрейна его срединного периода. Для многих это имя и сегодня ничего не говорит, но задайте вопрос любому сколько­нибудь интересующемуся джазом человеку – и вы всё сразу поймёте. В её квартете нет никакой электрики и электроники: акустические барабаны, контрабас, рояль и саксофоны самой Карлы – она играет не только на альте, но и на сопрано, экстремально сложном подвиде саксофона, который весьма специфически держит строй и предъявляет высочайшие требования к исполнителю. Марчиано сегодня чуть за сорок, но если её имя не производит даже на специалистов большого впечатления – то в основном потому, что в современном мире с его беспощадной конкуренцией женщине из Салерно, не готовой к ежедневным подвигам, приходится довольно непросто. И в этом осознанном нежелании постоянно биться за коммерческий успех – хороший ключ к пониманию творчества Карлы.

Её великий предшественник без преувеличения почитается ценителями джаза как святой, а в США существует даже ни много ни мало – Африканская Ортодоксальная (!) церковь Св. Джона Колтрейна, являющаяся одной из дальних побочных ветвей антиохийской православной церкви. Прихожане (да и просто знатоки музыки), говоря о Колтрейне, обычно упоминают не только о совершенно новых его идеях, которые перевернули джаз на рубеже 1950­х и 1960­х, не только о его потрясающей виртуозности и глубоком духовном поиске, но и о проблемах, которые этот безвременно ушедший гений сумел побороть на своём пути (а были там, к сожалению, и алкоголь, и наркотики, и всё прочее).

А Карла Марчиано, работающая в стопроцентно узнаваемом стиле Колтрейна, особенно хороша тем, что всё его наследие, созданное через боль и страдания, она воспринимает как нечто естественное, позитивное, базовое. Там, где в музыке Колтрейна слышатся ярость и безнадёжность , Марчиано предстаёт человеком абсолютно уравновешенным, психологически и физически здоровым; там, где для Колтрейна музыка не может быть оторвана от мучительного поиска себя в жизни, для Марчиано музыка – это чистое искусство, не запачканное бытовыми проблемами. В итоге ей удаётся делать на сцене то, что многие из последователей Колтрейна делать не в состоянии: показывать его музыку в светлом и чистом варианте, не теряя ни глубины, ни серьёзности. Словом, если и есть в современном джазе артисты той же степени приближения к по­настоящему великим,  то их немного, и в Дубне они, к сожалению, не бывали и будут едва ли.

Ну, а в субботу, 15 ноября, на сцену ДК «Мир» выйдет исландский ансамбль «Arstidir», уже дважды бывавший в Дубне и неизменно покорявший аудиторию. Потрясающая культура мужского многоголосья из далёкой Исландии, изысканные негромкие струнные (скрипка, гитары, виолончель), и никаких барабанов и электроники. Ансамбль сегодня неимоверно популярен в мире: в Интернете по­настоящему прогремел старый исландский духовный гимн, спетый ими a cappella, без инструментального сопровождения, в помещении… железнодорожного вокзала одного из немецких городков. Потрясающая акустика этого здания создала какую­то особую магию происходящего, и в считанные недели выложенная запись была просмотрена более трёх с половиной миллионов раз. Исландцы привезут в Дубну новый, третий по счёту альбом «Hvel», деньги на запись которого были собраны буквально за несколько часов именно в результате популярности этой записи. Никакого джаза от этого концерта ждать, разумеется, не стоит – это очень интеллигентная балладная программа, удачно названная «песнями северных морей», но понравится она сколь угодно широкому кругу слушателей.

Ждём всех на концертах фестиваля и с удовольствием расскажем о нём по телефону 8 (916) 511­37­41. По этому же телефону можно заказать бесплатную доставку билетов на дом. Посещение концертов в библиотеке обойдётся в 400­500 рублей (в предварительной продаже билеты дешевле!), попадание на концерт квартета Карлы Марчиано – в 600, на выступление «Arstidir» – 700. Напомним, что в библиотеку могут попасть бесплатно дети и пенсионеры, а на концертах в ДК «Мир» для них предусмотрены серьёзные скидки (до 50%).

Подготовила
Дарья СОЛОВЬЕВА