Одухотворенная классика и дерзкая современность Печать
24.10.2014 06:16

19 октября в органном зале «Хоровой школы мальчиков и юношей» состоялся концерт польского органиста Яна Бокщанина. Уроженец Астрахани, ученик выдающихся органистов Польши, США, Швейцарии  и Германии, Бокщанин ведет классы органа и камерной музыки в варшавском Государственном музыкальном университете Фредерика Шопена, а также является художественным руководителем польских музыкальных фестивалей в Легионово и Варшаве.

Программа «Классика и современность», которую маэстро привез в Дубну, включала в себя сочинения Букстехуде, Баха, Брамса, Лефебюр­Вели, Савы, Сурзинского, Шимоновского и Боровского.

С первых же звуков Бокщанин буквально заворожил аудиторию. Игра органиста была на редкость красочна: дубненцы давно не слышали исполняемые сочинения в столь изысканной регистровке. Его возвышенная манера исполнения подчеркнула масштабность образов в «Прелюдии и фуге» Букстехуде и «Фантазии» Баха. Между тем,  окончательно растрогало аудиторию звучания хоральных прелюдий вышеназванных авторов и Брамса.

Суть в том, что эти три пьесы созданы на текст известного немецкого церковного хорала «Мечтаю о благостной смерти». Они были сочинены композиторами в преддверии собственной кончины, а потому, независимо от стилистики произведений, проникнуты подлинной скорбью.  Органист не просто исполнял эти сочинения, он искренне и проникновенно высказывался, разнообразно окрашивая не только различные элементы фактуры, но и голоса – под его руками они даже дышали по­разному.

Чрезвычайно оригинальными звуковыми находками Бокщанин поразил аудиторию в пьесе французского композитора середины XIX века Луи Лефебюра­Вели «Пасторальная сцена»: здесь органист столь натурально имитировал грохот надвигающейся грозы, что у некоторых слушательниц это вызвало настоящий эстетический шок!

Второе отделение концерта, включавшее в себя сочинения композиторов XX века, музыкант исполнил ярко и интересно. Подчеркнув собственной регистровкой оригинальность языка авторов, он сумел привлечь внимание публики к их дерзким, а порой и достаточно странным композиционным находкам.

– Нынешний сезон у меня начался очень активно, – рассказывает Ян Бокщанин. – Прошло всего три недели, а я уже побывал с концертами в Германии, Шотландии, Италии и Польше. Сейчас гастролирую по России. В ближайшее время предстоит выступление в Москве в Кафедральном соборе,  с Марком Пекарским (заслуженным артистом РФ, профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности «Духовые и ударные инструменты»). Там мы будем играть сочинения Софьи Губайдуллиной и Эдуарда Хогагортияна. В Дубне я выступал впервые, и меня очень тронула заинтересованность и внимание ваших слушателей…

И действительно, дубненские любители классики чрезвычайно тепло приветствовали польского органиста. Его манера общения с аудиторией столь  чистосердечна, что сразу понимаешь – за плечами музыканта большой опыт игры в соборах. Возможно, поэтому его успех здесь был столь безусловен. Свидетельство тому – три «биса», в которые вошли две части IV органной сонаты Мендельсона и авторская обработка русской народной песни «Калинка», а также очередь, состоящая из слушателей, желающих получить автограф музыканта, среди которой были и меломаны, стремящиеся сфотографироваться с маэстро.

Исключительный успех Бокщанина в Дубне лишний раз подтвердил масштаб его музыкального дарования: Ян известен слушателям Дании, Финляндии, Германии, России, США, ему принадлежат многочисленные записи на радио и телевидении, в частности,  произведений известного современного польского композитора Марианна Сава. В профессиональных кругах Яна Бокщанина – доктора искусствоведения – знают как редактора нескольких нотных изданий. Помимо этого, он известен и как автор опубликованной в 2001 году монографии «История и традиция российской органной музыки».

Наталия КАЛИНОВСКАЯ