Музыка как антология души Печать
29.08.2013 05:49

22 августа в Органном зале «Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна» состоялся вечер классической музыки, который проводился в поддержку кандидата в губернаторы Московской области А.Ю.Воробьева. В концерте принял участие ансамбль солистов «Эрмитаж», солировал – художественный руководитель этого коллектива, лауреат международных конкурсов заслуженный артист России пианист Александр Гиндин. В программу вечера столичные музыканты включили Кончерто­гроссо ре мажор №4 А. Корелли, Концерт для фортепиано и струнных ре минор И. Баха и Концерт до минор №2 С. Рахманинова для фортепиано с оркестром.

Пианиста Александра Гиндина дубненские любители классики принимали у себя впервые, несмотря на то, что для многих из них его имя – синоним высокого звания музыканта с большой буквы. В своем выступлении маэстро – блистательный ученик выдающегося пианиста и педагога МОЛГК профессора Михаила Воскресенского, с подлинным талантом и мастерством продемонстрировал самые лучшие черты отечественной исполнительской школы, во главе которой стояли легендарные Оборин и Игумнов.  Не случайно еще в 2008 году в «Музыкальном обозрении» об Александре Гиндине писали «Он не просто виртуоз, каких немного на современной сцене. Он – личность, поэт и певец фортепиано, вдохновенный лирик и драматург, тонко чувствующий музыку и передающий авторский замысел».

Признание профессиональных  музыкантов Гиндин заслужил еще в 17­летнем возрасте, став лауреатом Х Международного конкурса имени П.И.Чайковского, после которого последовали престижные награды на международных конкурсах пианистов имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1999), в Кливленде (США; 2007), в Санта­Катарина (Флорианополис, Бразилия; 2010).

C 1996 года Александр Гиндин – солист Московской государственной академической филармонии. За прошедшие годы пианист успешно гастролировал как по городам в России, так и за ее пределами. Его концерты проходили на лучших концертных площадках Европы, Америки и Азии, где неизменно пользовались подлинным успехом. В репертуаре артиста произведения разных веков и стилей ­ от барокко до наших дней, несколько десятков концертов для фортепиано с оркестром. Получили мировое признание и многочисленные творческие проекты А. Гиндина, наиболее оригинальными из которых можно считать «Квартет роялей» и «Торжество рояля».

С 2003 года Александр Гиндин преподает в Московской консерватории ­ он ассистент кафедры специального фортепиано под руководством профессора М.С.Воскресенского. Александр регулярно проводит мастер­классы в России, Японии и США. А. Гиндиным записано более 17 компакт­дисков в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии.

Этой весной на встрече временно исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьёва с деятелями культуры А. Гиндин предложил провести серию летних концертов классической музыки в крупных городах Подмосковья. В областной администрации эта идея нашла поддержку, в результате чего в рекордные сроки была подготовлена программа выступлений.

Вместе с Александром Гиндиным в проекте принимает участие ансамбль солистов «Эрмитаж». Этот коллектив, состоящий из молодых инструменталистов ­ выпускников московской консерватории, имеет в своем репертуаре произведения самых различных жанров, начиная с мастеров барокко до современных авторов. «Эрмитаж» также исполняет сочинения, сочетающие в себе джаз, рок и этно­ направления.

Александр Гиндин, возглавивший «Эрмитаж» несколько лет назад, расширил его репертуар. В результате в него были включены шедевры мировой классической фортепианной литературы, адаптированные для исполнения с камерным составом. Работу по созданию подобных переложений делали как талантливые современные зарубежные композиторы, в частности, итальянский маэстро Copmpanini, так и отечественные ­ Грязнов, Курбатов.

Можно только восхищаться, что идеи просветительства подвигли музыканта мирового уровня, имеющего за плечами выступления с лучшими  филармоническими коллективами Москвы, Берлина, Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Мюнхена, Токио, включать в программу выступления с молодым камерным коллективом столь масштабное полотно, как второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. В принципе это достаточно спорное начинание, однако в данном случае все было сделано с подлинным чувством меры и на высоком профессиональном уровне. Ко всему, щедрая эмоциональность и стихийный пианизм Александра с первых же нот буквально загипнотизировали аудиторию.

Масштаб личности А.Гиндина в сочетании с безграничной виртуозностью воскресили в памяти пианистическую манеру выдающихся советских пианистов. Манеру, сформированную тогда, когда в стране культивировался образ художника, душа которого воспринимала все происходящее в мире через призму гуманизма. Этой стилистике была свойственна та мера подлинности, которая теперь практически сметена сверкающим вихрем всевозможных развлекательных, познавательных и спортивных шоу. Эта эстетика уже давно пропитала и классические виды искусства, иначе откуда бы взялись идеи в один вечер исполнять все концерты Рахманинова или Бетховена? К счастью, Гиндину удалось в этом вихре демонстрации памяти, силы, скорости и выносливости сохранить ту меру интонационной искренности и естественности, которая напрямую обращается к сердцу слушателя.

Однако вернемся к прошедшему вечеру… Стилистически  выверено  был исполнен концерт Баха ­ благодаря руководству солиста инструменталисты избегали необоснованных динамических всплесков. Менее убедительно прозвучало сочинение Корелли ­ террасообразная динамика, столь свойственная сочинениям барочных авторов, под энергичным напором молодых музыкантов частенько отступала на второй план.

Особо хочется отметить проникнутое непосредственным обаянием последующее после концерта общения Александра Гиндина с публикой. Его ответы на вопросы слушателей, касающиеся насыщенной концертной деятельности маэстро (около 100 концертов в год), его репертуарных пристрастий, проблем музыкальной педагогики, а также  возможных способов организации приобщения подмосковной аудитории к восприятию «живой» музыки, вызвали неподдельный интерес у присутствующих.

Можно только поражаться, что в необычайно плотном рабочем графике Александра Гиндина ­ пианиста, педагога, организатора фестиваля «Магия рояля», художественного руководителя Шведского королевского фестиваля, нашлось время для общения со слушателями городов Подмосковья (Королев, Дубна, Пущино, Черноголовка), среди которых оказалось немало тех, кто впервые услышал вышеназванные шедевры в живом звучании.

В заключение встречи заслуженный артист России пианист Александр Гиндин – член штаба общественной поддержки кандидата в губернаторы МО А.Ю.Воробьева – отметил: «Я рад, что теперь благодаря руководству Московской области у нас появилась возможность в любом городе Подмосковья, где есть небольшая сцена и приличный рояль, исполнять такие музыкальные произведения, которые известны многим любителям классики только по ауди и видеозаписям. Ведь совершенно ясно – привезти туда огромные оркестровые коллективы, для которых созданы многие музыкальные полотна, нереальная задача. А вот знакомство с этими шедеврами в талантливых переложениях и грамотной аранжировке возможно, тем более что это проверенная временем традиция, вошедшая в практику музицирования еще в XIX веке. Именно тогда по заданию самых успешных редакций делались всевозможные переложения известных классических сочинений как для фортепиано, так и для различных струнных ансамблей».

В заключение необходимо отметить, концерт А. Гиндина в Дубне – одно из ярчайших событий в культурной жизни города за последнее десятилетие, и хочется надеяться, что руководство областью возьмет это себе на заметку и поможет в налаживании регулярных творческих связей  российского маэстро, имеющего мировую известность, с творческой интеллигенцией нашего наукограда.

Наталия БЕЛАГА

Фото Юрия Тараканова