Памяти французской пианистки Печать
26.06.2013 10:17

18 июня  в малом зале ДК «Мир» в рамках XXIII концертного сезона 2012-­2013 гг. Дубненского симфонического оркестра состоялся второй променад-­концерт из серии «Белые ночи в Дубне». В этот вечер перед дубненцами выступил лауреат международных конкурсов пианист Даниил Саямов – в его исполнении прозвучали произведения композиторов XX века: Мессиана, Равеля, Стравинского и Прокофьева.

Программу концерта молодой музыкант посвятил памяти скончавшейся год назад известной французской пианистки Брижитт Анжерер: ученица Станислава Нейгауза, она в своем творчестве органично сочетала самые яркие черты французской и русской пианистических школ. Именно поэтому в первое отделение вечера Д. Саямов включил известные сочинения французских авторов –  «Первое причастие девы» О. Мессиана из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», сюиту «Гробница Куперена» и Хореографическую поэму «Вальс» М. Равеля, а во второе – русских. В частности, в него вошли Па–де­де из балета «Аполлон Мусагет» И. Стравинского и Соната № 8 С. Прокофьева.

Даниил Саямов – известный молодой российский пианист. Родился он в Ростове-­на­-Дону в семье музыкантов, восемь  лет обучался в Московской консерватории в классе  профессора Веры Горностаевой, а после этого два года в Королевском колледже музыки в Лондоне у выдающегося пианиста современности Дмитрия Алексеева.

В настоящее время Саямов ведет интенсивную концертную деятельность как в России, так и за рубежом. Большим успехом пользуются выступления молодого маэстро не только у нас, но и в США, Канаде, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии… К примеру, только в течение прошедшего полугодия Даниил успешно играл в престижных залах Москвы, ездил с концертами в Тверь, Барнаул, Ростов­на­Дону, а также совершил концертное турне по городам Италии. В его репертуаре самые масштабные произведения как для фортепиано соло, так и для фортепиано с оркестром. Саямов – лауреат восьми международных конкурсов, в настоящее время он готовит к выходу в свет два диска своих записей.

Хочется подчеркнуть, что игре Даниила Саямова присущ органичный сплав яркой виртуозности и интеллектуализма. В ней отсутствует тяга к малозначительной риторике. Благодаря полифоническому мышлению музыканта все элементы фортепианной фактуры исполняемых им опусов чрезвычайно выразительны. Обращает на себя внимание как гармоничность восприятия Саямовым формы сочинений в целом, так и потребность совершенного исполнения, казалось бы, самых малозаметных деталей. И как результат – произведение предстает перед слушателями как ясная и логично выстроенная картина, наполненная интересными подробностями.

Все вышеназванные качества проявились у молодого пианиста и во время выступления на променад­концерте в Дубне. Легкий, гибкий и колористически разнообразный пианизм музыканта в полной мере способствовал раскрытию стилистических особенностей не только пьес Мессиана и Стравинского, но и сюиты Равеля. («Гробница Куперена», написанная в 1917 году, по словам автора, являлась «данью уважения  не только Куперену, но и всей французской музыкеXYIII века». Сюита посвящена друзьям Равеля, погибшим во время Первой мировой войны.)

Созданное Равелем после нее музыкально-­хореографическое полотно «Вальс» является «заметной вехой на пути развития симфонической поэмы, знаменуя один из высших моментов ее эволюции в музыке XX века» (Ю. Крейн). В авторском переложении для фортепиано «Вальс» является одним из сложнейших сочинений для исполнения. И дело здесь не ограничивается чисто технологическими трудностями – к ним присовокупляются еще и всевозможные ритмические и колористические изыски. Саямову удалось убедительно воплотить танцевальность, пронизывающую это сочинение, добиться необходимого масштаба звучания и оркестровой красочности.

Соната №8, посвященная Прокофьевым Мире Мендельсон – близкой подруге и будущей официальной жене, была закончена в 1944 году. По желанию автора соната в том же году впервые была исполнена в Большом зале Московской консерватории Эмилем Гилельсом. В 1946­м Прокофьев получил за нее (и за симфонию № 5) третью по счету Сталинскую премию.

Российские музыковеды, в полной мере оценив глубину содержания, экспрессивность, захватывающие ритмы и пианистический блеск этого произведения,  посчитали его вершиной сонатного творчества Прокофьева. По их мнению, только очень крупные пианисты могут включать ее в свой репертуар. Саямов, так же, как и они, во время гастрольного турне неоднократно исполнял эту сонату, неизменно привлекая слушателей ее блестящей трактовкой, полной изобретательности, взволнованности и свободы. Не исключением явилось и выступление пианиста с этим сочинением в Дубне.

К слову, это не первый визит Даниила в наш город и не первое представление на суд дубненской публики достаточно редко звучащих со сцены опусов (в прошлый раз Саямов играл сложнейшую сонату Шуберта, да и на этот раз в его исполнении не прозвучало ни единого классического «хита»). Несмотря на это, оба концерта столичного пианиста наши меломаны приняли на ура, закончились они овациями и исполнением пьес на бис.

Хочется напомнить, что представленная 18 июня на суд наших слушателей программа значится в июньских афишах Московской консерватории, а следовательно, уже через несколько дней будет там исполнена Д. Саямовым – молодым и чрезвычайно одаренным музыкантом.

Наталия Белага

Фото Юрия Тараканова