Молодежные cубкультуры в Дубне Печать
КУЛЬТУРА
10.11.2010 00:00

Раз, два, три, четыре, пять – я иду себя искать
Контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили – все эти многочисленные названия являются синонимом одного общественного явления – субкультуры  Что это? Как это? И с чем ее едят?

 

Разберемся

Субкультура (англ. subculture) – это сокращение двух слов: субъективная культура, т.е.  молодежное движение со своей символикой, атрибутикой, идеей, философией, сленгом, манерами, моралью, внутренней структурой и типами межличностных связей. Ни много ни мало, а образ жизни и способ защиты: найти «своих» и таким образом отгородиться от «чужих».
Более всего мне импонирует такая трактовка термина субкультура: «умственное и нравственное образование личности, исключающее ее разностороннее развитие». В этом нет ничего обидного для приверженцев различных молодежных движений. Определение просто отражает факт того, что люди посвящают большую часть времени и внимания одному направлению, забывая, что жизнь многогранна.
Интересно, что субкультура как явление впервые появились в Западной Европе в 1950-е годы.   В Россию, точнее в СССР, она попала примерно в 60-е годы ХХ века и привнесла в жизнь тогдашней молодежи некую долю романтизма и принадлежности к чему-то тайному, недоступному для других (такие социальные явления в те времена запрещались и жестоко наказывались).
В 1986 году неформальные группировки были разрешены официально. И понеслось! Разные субкультуры стихийно распространились по всей стране. Не миновали они и наш славный город.   Поэтому и расскажу немного о субкультурах в Дубне.


Это может каждый

В настоящее время субкультуры безумно популярны, особенно у подростков.  Каждый может создать свою субкультуру, основываясь на любой человеческой потребности: любовь, самореализация, жажда познания. Главное – это идея. Даже особенности внешнего вида не так важны, на первом месте – некая философия, которая является руководством к жизни.   
Приведу пример. Мой хороший знакомый Владимир (22 года) на вопрос, является ли он сторонником какой-нибудь субкультуры, сообщил, что увлекается движением абсолютного меньшинства, являясь собственным и единственным членом этого движения. Конечно, это шутка, но есть в этом определенный смысл, не так ли?
Разбираясь в тонкостях различных молодежных движений, я провела небольшое журналистское расследование: проинтервьюировала дубненских молодых людей-неформалов, попросив их обозначить философию и характерные черты своих направлений, и составила по их словам краткую классификацию субкультур, наиболее распространенных в Дубне. Почти в алфавитном порядке выношу на суд читателей то, что получилось.


Разложим по полочкам


А: Альтернативщики или альтеры (от англ. alternative – выбор. Родина – США, 1980-90-е гг., сразу стали популярны и в России).
Пауль Климонов (20 лет):
– Нет границ, и никто не устанавливает правил. Это движение свободолюбивых, характеризуется оно любовью к альтернативе и общностью взглядов на мир. Альтеры похожи не внешне, а по внутреннему состоянию, по своим убеждениям. Ушел из альтеров 4 года назад, само собой получилось, но и сейчас с удовольствием слушаю эту музыку.

Б: Безработные студенты.
Александр Стрекаловский (21 год):

– Философия: «хочешь есть – попей водички», «максимум выгоды с минимумом затрат», «ботай – умным будешь». Характерные признаки: возраст 19-23 года, дешевая одежда, старая обувь, знание электроники на уровне «продвинутый пользователь», зависание в социальных сетях, способность поглощать огромные количества алкоголя. Также можно узнать по загорающимся глазам и нескромном любопытстве, когда в разговоре речь заходит о работе/подработке/стажировках.

Г: Готы (от названия древних племен, известных как варвары. Родина – Англия  1970 – 80-е гг.).
Юлия Сергеева (21 год):
– Готская своеобразная установка: смерть – это красиво. Их легко распознать по темному макияжу, мрачной черной одежде, но с оттенком романтики, внешней отреченности. Готы окружают себя всем мрачным, их это завораживает. Люди-меланхолики, а это действительно философия.

М: Металлисты или металхэд, металлер (от англ. metalhead – помешанный на металле. Родина – Северная Европа в 1980-х, тогда же появились и в России).
Юлия Сергеева (21 год):
– Металлиста вы узнаете по цепям, ремням с клепками, напульсниками с шипами, косухе, сапогам "казаки", гитаре; для них важна личная свобода и независимость, это сильные суровые личности на первый взгляд, но как показывает мой опыт – внутри все очень чувствительные и ранимые.

П: Панки (от англ. punk - негодяй, поддонок. Родина – Великобритания 1960-е гг., сразу появились в России).
Илья (21 год):
– Музыка нравилась, до сих пор нравится. Атмосфера бунта, которая для подростка милее всего на свете, – вот их философия. Атрибуты: причёски-ирокезы, куртки кожаные, рваные джинсы. Всё олд-скул (старой школы – ред.), никакого скейтерства или что там сейчас в моде.

П: Трейсеры (почему на П? Да потому что занимаются они паркуром, от фр. parcour – полоса препятствий. Родина – Франция 1990-е гг., в России появились через 10 лет).
Николай (23 года):
– Паркур – молодежное спортивное и философское движение, которое тренирует не только тело,
но и дух. Разделяю его систему взглядов: «нет границ, есть лишь препятствия», свобода духа и передвижения. Трейсера можно скорее узнать по манере передвигаться, чем по внешнему виду. Для нас характерна спортивная одежда, соответствующая сезону, рюкзак, иногда перчатки без пальцев, чтобы защитить руки от синяков и царапины.

Р: Раста (или растаманы, субкультура растафарианства – от имени последнего императора Эфиопии. Родина – Африка 1960-е гг., в России – с 1990-х гг.).
Джордж (18 лет):
– Философия – идти по течению жизни, не торопиться, не волноваться и не воевать. Жизнь наша протекает на улицах, не стоит закрываться дома от всего.
Евгений (24 года):
– Истина одна, а миров много. Так вот мой путь – путь просветления. Всё просто – живи и радуйся, не напрягай и не напрягайся. Система – зло, мир и я – одно целое. Всё связано. Разные канаплюшки, шапочки, дреды (косички из сбившихся в войлок волос – ред.), цветная одежда, характерный запах – вот наши атрибуты.

Р: Рэперы (от англ. rap – стук, удар, to rap – говорить. Родина – Нью-Йорк 1970-е гг., с 1980-х – у нас). 
Иван Харитонов (22):
– Изначально в музыке выражались проблемы разного плана. Для меня эта музыка была как пища: что мне нравилось, я с удовольствием поглощал, и соответственно наоборот. Одежда этой культуры: широкие штаны (на сленге – «трубы» – ред.), балахоны размера на 1,5 больше, кепки на бок, толстовки и кеды – ничто не стесняет и не мешает вылить всю энергию молодого человека. Я до сих пор, бывает, люблю послушать современных русских исполнителей. Единственное – стиль одежды поменялся: повесил «трубы» на гвоздь, но с удовольствием продолжаю носить удобные толстовки.

Р: Рокеры ( от англ. to rock – раскачивать. Родина – США, Западная Европа в 1960-е гг., тогда же появились в России).
Александра Хоффман (23 года):
– Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. Палитра цветов у рока классическая, кожаные клепаные ремни, драные джинсы и обязательно наличие велосипеда или скейта.

С: Сатанисты (сатана от ивр. «противник», «обвинитель». Родина – США 1950-60-е гг.).
Анна Яковлева (21 год):
– В 19 лет мне стало интересно общаться с сатанистами. Есть у этого направления своя романтика: они носят чёрное, похожи на металлистов, красят волосы в чёрный цвет, делают тёмный макияж, чтят сатану, часто собираются на кладбище, могут и кошку зарезать, если что. Знала одного, был очень мил, если забыть о том, что он приносил кошек в жертву сатане.
Интересное наблюдение: по данным МВД в Дубне действует «филиал» наиболее открытого и распространенного объединения дьяволопоклонников (чаще всего это люди творческих профессий, учащиеся и студенты, возрастная категория 17-40 лет) – «Общество Сатаны», возглавляемое главным жрецом и 15 его приближенными.  Так что, граждане, берегите кошек.

Т: Трансеры (от англ. trance – гипнотический элемент. Родина – США 1980-е гг., в России с 1990-х).
Александра Хоффман (23 года)
– Особенности субкультуры транса – это всегда яркие, кислотные цвета, символика Ом (священный символ силы), грибы, причудливые человечки и дредастые прически (со свалявшимися косичками – ред.). Трансеры (не путать с трейсерами!) часто появляются на таких мероприятиях, как open-air: это те же вечеринки, только устраиваемые под открытым небом, как правило, в каком-нибудь заброшенном пионерлагере или просто в лесу, на поляне.

Х: Хиппи (от англ. hip «понимающий». Родина – США, 1960-е гг., тогда же появились в России).
Ольга Токарева  (21 год):
–Я хиппи, потому что мне близко их мировосприятие, образ мысли, а теперь и образ жизни.  Мне 21 год, и я только  к этому пришла. Они живут в гармонии с собой и окружающим миром. Мир тебе – вот и вся философия. Гармония. Единство с природой. Познание любви. Занятие тем, что действительно нравится. Хиппующие люди носят дреды или косы на голове и яркую одежду на теле. Загорелые, улыбающиеся, умиротворенные. Носят украшения из дерева или камня. Одежда свободная легкая. Очень часто просто какая-то хламида типа мешок. С прискорбием узнала, что хиппи вымирают.

Э: Эмо (сокращ. от англ. emotional «эмоциональный». Родина – США, 1990-е гг., в России с 2000-х гг.).
Галина (21 год):
– В 19 лет это движение было мне ближе всего своим отношением к жизни. Люди-эмо живут преимущественно под влиянием эмоций. Некоторые напрасно считают, что эмо видят жизнь только в темном свете. Вовсе нет! Конечно, не без этого, но в жизни эмо также много положительного. Философия простая: главное – не бояться эмоций, живу, как чувствую. Идея эмо предполагает розово-черные цвета, ободки, бусы, фенечки, сумки-почтальонки, челки. Я отошла от субкультуры, когда влюбилась. У меня появился любимый человек, с которым я могу поделиться эмоциями.


И зачем это все нужно

Что же побуждает людей вступать  в разные сообщества? Точку зрения науки озвучила психолог Мария Юрьевна Моисеева, прокомментировавшая ситуацию следующим образом:
– Всем известно, что молодежные субкультуры пронизывают жизнь современных подростков, как кровеносные сосуды. Но немногие задумывались над причинами этого явления. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что для большинства юношей и девушек субкультура – это способ выделиться из толпы. В возрасте 16-17 лет происходит смена мотивов и ценностей в жизни, на первый план выходит желание быть оцененным сверстниками, продемонстрировать родителям свою независимость и готовность к взрослой жизни. Тем самым, выбрав для себя определенную субкультуру, следуя ее правилам и негласным законам, подростки и юноши могут воплотить в жизнь свои многочисленные потребности и интенции.

Подведем итоги

Итак, подытожим факторы, способствующие объединению молодежи в неформальные структуры, названные участниками опроса и профессиональным психологом:
1. Возраст, а именно подростковый период, когда человеком движет стремление выделяться, бастовать, доказывать.
2. Мода. Подростки склоны следовать тому, что популярно.
3. Пристрастие к какому-то определенному элементу субкультуры: музыка, стиль одежды, манера наносить макияж.
4. Идея движения, находящая отклик в душе человека.
На мой субъективный взгляд, фактор № 4 наименее весомый. Молодые люди редко приходят в субкультуру, руководствуясь исключительно идеологией движения. Гораздо чаще они соблазняются каким-либо поверхностным атрибутом вроде одежды или макияжа. В более взрослом возрасте человек сознательно делает свой выбор, вступая в определенное сообщество.  Или, наоборот, уходит, когда перерастает это движение. Это не значит, что группа, которую покинул человек неправильная или плохая. Вовсе нет! Просто он пережил свой трудный этап, крик души прошел, и он нашел силы разобраться в себе. А какой-то определенный атрибут так и может нравиться всю жизнь. Как мы видим на примере дубненских бывших неформалов, это вполне естественно.
В завершении хочу поделиться соображением: «Кто в 15 лет не был бунтарём, у того нет сердца, а кто к 40 продолжает этим заниматься, у того нет мозгов». Это – не я, это – Уинстон Черчилль.


Искала, расспрашивала, замечала Юлия Мысюткина

 

Читайте ещё:

Театр как искусство общения

Собачья доля: с людьми жить – по-волчьи выть?

Пессимизм с оптимизмом

Праздник детских улыбок

Золотой тигр

ФОТОреалии Сергея Мошкова

Молодежные объединения

Разноликий туризм

ЕГЭ глазами тех, кто его пережил

В фокусе – динамика

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Семейный туризм – это здорово!

Здесь начинается Русь

Две золотые медали Игоря Морозова

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Философия семьи Капыриных

Влад Кравчук:

Удача тяжелоатлетов

Рекорд России

Академическая стипендия. БЫТЬ или НЕ БЫТЬ?