Вечер забав Печать
22.03.2012 08:55

Московский театр «Новая опера» показал в Дубне 10 марта музыкальный дивертисмент «Россини». Оркестром театра управлял наш талантливый земляк Евгений Ставинский-младший. Спектакль стал его успешным дирижерским дебютом в «Новой опере».

Арии и ансамбли из опер Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», «Золушка» и «Вильгельм Телль» дирижер Евгений Колобов 20 лет назад (к 200-летию великого итальянского композитора) соединил в своей музыкальной редакции сквозным непрерывным действием. Во втором акте представления печальные события оратории «Стабат матер» и «Маленькой торжественной мессы» дополнили фрагменты веселой оперы «Итальянка в Алжире». Все было сыграно живо и артистично.

Маленькими бриллиантами спектакля стали три поздних романса Россини. Один из них – «Песню ребенка» – абсолютно в детской манере, но с превосходной вокальной техникой и на блестящем французском исполнил тенор Георгий Фараджев. Композитор задумал этот номер как пародию на ребячливые капризы оперных теноров. И Георгию Фараджеву в его интрепретации полностью удалось воплотить этот шутливый замысел: детской непосредственности певца мог бы позавидовать любой карапуз, тиранящий своих родителей.

Минорная элегия «Прощание с жизнью» (Adieux a la vie), несмотря на мрачное название, тоже несет иронию, которой Россини не изменил даже в предчувствии финала своего земного бытия (произведение написано за два месяца до смерти композитора и исполнено им самим на домашнем музыкальном вечере). Голос баритона (или меццо-сопрано) в течение всего романса звучит на одной ноте, все события и краски жизни отданы сопровождающему певца фортепиано. Последняя нота жизни героя элегии в исполнении Сергея Шеремета прозвучала полной гаммой образов пережитого.

Сочно и свежо лилось крупное сопрано Татьяны Смирновой в романсе «В изгнании». Филигранные вокальные украшения подчеркнули объемность и красоту ее голоса. Столь же изящно продемонстрировала оно свое певческое искусство в прекрасно выстроенных сложных ансамблях – секстете из оперы «Золушка» и финале 1-го акта оперы «Итальянка в Алжире».

Несколько удивили утрированным бутафорством костюмы певиц хора и некоторых солисток. Как было указано в программе спектакля, авторство костюмов принадлежит Вячеславу Зайцеву и Валентину Юдашкину. Возможно, с помощью одежды знаменитые художники-модельеры решили сделать историческую связь оперных персонажей Россини со стилистикой оперы-буффа не просто очевидной, а бросающейся в глаза.

В создании цельности и динамизма дивертисмента главная роль принадлежала оркестру «Новой оперы». Его звучание в этот вечер было обволакивающе мягким и вместе с тем упругим, живым. Словом, зрители получили настоящее наслаждение от спектакля.

Дивертисмент (от фр. divertissement – увеселение, забава) – несколько концертных номеров, составляющих увеселительную программу, часто даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю или концерту.

Наталия Теряева