Погружение в мир чувств Печать
10.11.2011 08:42

2 ноября в зале музыкальной школы Дубны состоялся сольный концерт выдающегося российского пианиста, доцента Московской консерватории им. П. И. Чайковского Михаила ЛИДСКОГО. В программу прошедшего клавирабенда вошли произведения Ф. Шопена: Концертное аллегро, баркарола ор. 60, вальс ор. 70, мазурки из ор. 67, 68, 59, 63 и соната си минор ор. 58.

С творчеством Михаила Лидского дубненские меломаны хорошо знакомы: музыкант неоднократно представлял на суд слушателей циклы концертов, в которые входили все сонаты Бетховена, крупные сочинения Листа, включая «Трансцендентные этюды», а также произведения Шопена, Шумана и т. п.

Показательно, что свою сольную карьеру пианист начал в 15-летнем возрасте, а в 23 года дебютировал с сольными концертами в Колонном зале Дома союзов в Москве и в Большом зале Московской консерватории. Уже тогда музыкальные критики на страницах журнала «Музыкальная жизнь», говоря о М. Лидском, отмечали, что «речь идет о настоящем артистическом даровании». А отзываясь о его исполнении цикла Пауля Хиндемита (Ludus tonalis), писали: «Прекрасно выверенные пропорции частей и целого, владение колористической палитрой рояля, отличное полифоническое слышание, стройность интерпретаторского замысла, наконец, завидная виртуозность отличали трактовку пианиста» (С. Тихонов). Эта рецензия оказалась не только на редкость точной, но и пророческой, ведь и теперь, спустя двадцать лет, с уверенностью можно сказать о том, что пианист не изменил свой подход к любому из сочинений, входящих в его репертуар. Сейчас М. Лидский находится в расцвете своего таланта, и не случайно многие средства информации мира, включая влиятельную миланскую газету «Корьере делла сера», называют его «одним из тех немногих, к кому эпитет «великий» можно применить со спокойной совестью».

Между тем игра пианиста отличается редкой сосредоточенностью. В ней отсутствует тяга к лауреатской бравурности, плакатности. Полифоническое мышление музыканта воспринимает все элементы фортепианной фактуры осмысленно и напряженно, что влечет за собой невероятно точную прорисовку всех деталей текста. В связи с этим, слушая Лидского, невольно приходит на память один из очень емких музыкальных терминов, а именно «единовременный контраст». Суть его состоит в том, что голоса, звучащие одновременно, содержат в себе столь противоречивые чувства и мысли, что зачастую кажутся взаимоисключающими. Радость и печаль, рассудительность и порыв, надежда и отчаяние, покой и тревога, складываясь и переплетаясь в единой фактуре, придают сочинению подлинно жизненную энергию. Воссоздать такое могут лишь избранные. М. Лидскому подобная задача под силу. И понятно, что именно к этому в своих интерпретациях и стремится пианист – ученик В. М. Троппа, он через его учителя Т. Д. Гутмана «генетически» связан с традициями легендарной фортепианной школы Генриха Нейгауза.

Однако вернемся к прошедшему концерту. Как особую удачу мастера хочется отметить исполнение им баркаролы и сонаты си минор.

Баркарола – одно из самых поэтичных и, пожалуй, самых экзальтированных опусов Шопена. Это сочинение примыкает к жанру его ноктюрнов и «олицетворяет высшее достижение композитора в сфере интимной лирики» (В. Конен). Между тем, баркарола является и величайшим образцом романтического пейзажа в фортепианной музыке. М. Лидскому удалось, раскрыв многогранность заложенных в баркароле образов, буквально загипнотизировать слушателей.

Своими нежными переливами музыка затягивала в себя, словно подернутый маревом осенний пейзаж, на котором в лучах заходящего солнца перламутровые перистые облака кажутся продолжением переливчатой озерной глади. Однако постепенно по мере развития пьесы картина наполнялась красками: небо освобождалось от дымки, и ослепительное солнце последней своей вспышкой превращало картину умиротворенного угасания в пылающий костер жизни.

В этой пьесе поэтическое дарование музыканта проявилось в полной мере. Хочется отметить, что не менее ярко и разнообразно оно окрасило и III часть (Largo) сонаты си минор.

Драматическая сторона таланта М. Лидского в этот вечер наиболее интересно раскрылась в I и IV частях сонаты. Экспрессивное интонирование тем, так же, как и сопутствующих им голосов, создавало чрезвычайно острое напряжение. В итоге драматизм высказывания музыканта в финале цикла достиг поистине скрябинского накала. При этом нужно отметить, что на протяжении всего концерта звукоизвлечение пианиста было по-моцартовски прозрачно, пластично и элегантно.

М. Лидский активно концертирует с начала 90-х годов. В России, в странах СНГ, Европы и Азии его знают как выдающегося пианиста. К настоящему времени им выпущено более десятка компакт-дисков, из которых шесть – известной компанией «Денон», три – «DECCA».

Репертуар М. Лидского невероятно обширен. В него входят все значительные сочинения И.С. Баха, Скарлатти, Гайдна, Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Метнера, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Хиндемита, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича.

В настоящее время М. Лидский как пианист чрезвычайно востребован: только в этом сезоне ему предстоят гастроли в Италии и многочисленные выступления в залах Петербурга, Волгограда, Уфы и других крупных российских городов. Помимо этого, у него запланировано четыре сольных монографических концерта в московском Доме музыки, где на протяжении нескольких лет он имеет собственный абонемент. А потому радостно сознавать, что уже в ближайшее время дубненские любители музыки смогут вновь услышать в новой программе М. Лидского – одного из известнейших отечественных пианистов, обладающих яркой, неповторимой индивидуальностью.

Наталия Белага