ФОТОреалии Сергея Мошкова Печать
06.10.2011 07:49

Искусству фотографии Сергей Мошков не учился: все его знания и умения пришли из Интернета и личного опыта. Несколько лет назад он приобрел свой первый фотоаппарат и стал снимать: просто из интереса. Понравилось – и Сергей решил, что это то, чему он хочет посвятить жизнь.

 

 

В прошлом году этот парень уволился с работы и открыл фотостудию в Дубне. А недавно я побывала на выставке, где в числе прочих работ были представлены фотографии молодого, но весьма талантливого фотографа.

О мастере лучше любых слов расскажут его работы. А для тех, кто пока не знаком с творчеством фотографа Сергея Мошкова, предлагаю это интервью. Диалог получился без фальши и притворных фраз.

– Какие знания необходимы, чтобы стать профессиональным фотографом?

– Прежде всего, нужно понимать, что фотограф – это профессия. В нашей стране осознание этого пока не пришло. Люди просто не воспринимают занятие фотографией как работу. К примеру, за границей стоит бешеных денег выучиться на фотографа. У нас не развита эта индустрия в принципе. Существуют художественные школы, которые, помимо стандартного курса, дают еще некоторые знания по фотоделу. Но это совсем не то. А если говорить в общих чертах, то необходимо иметь набор технических знаний, чтобы элементарно уметь пользоваться фотоаппаратом. И, конечно, обладать творческим потенциалом – чтобы было, куда развиваться.

– Портрет, пейзаж, репортаж – что больше нравится снимать?

– Больше всего – портреты. Пейзаж снимал всего один раз и от нечего делать. Репортажи с каких-то массовых мероприятий – концертов, праздников – я не люблю, поскольку там всегда царит хаос. И ты по большей части «подглядываешь» за происходящим, а не строишь процесс.

Фэшн, реклама – это основной жанр, в котором я работаю. Люблю делать тестовые съемки для моделей. Вообще, интересно снимать тех людей, которые реально хотят пойти в модельный бизнес. Отчасти потому, что их можно три, четыре, пять часов подряд «помучить», и фотографии потом получаются действительно шикарными.

– То есть ты работаешь только с моделями?

– Нет, конечно. Гораздо чаще моими клиентами становятся люди, которые хотят сделать личное портфолио, некоторые – для социальных сетей, некоторые – просто для себя.

– Как ты находишь моделей для творческих съемок?

– Обычно это новые знакомства в социальных сетях или лично. Я человек привередливый. И поскольку фотосъемка – это основная моя работа, то для творческих съемок я приглашаю тех, кто мне интересен. Для меня, прежде всего, важно общение. Я сразу вижу, кто откровенно намекает на халявную фотосессию, а у кого есть интересные мне идеи. Вот с таким человеком я могу поработать «для себя».

– А когда приходит к тебе клиентка и говорит: «Я хочу красивую фотографию… Как ты меня видишь?»

– Я такого не понимаю, потому что фотосъемка – это целый процесс, где задействован не только фотограф, но и визажист, стилист, это еще одежда, интерьер и прочее. Это и сама модель, которую нужно как-то раскрепостить. Даже если это профессиональная модель, она должна войти в образ. Поэтому первые полчаса-час съемки обычно уходит на то, чтобы фотограф и модель поняли друг друга.

Бывает и такое, что клиентка приносит фото, скажем, своей подруги или просто из журнала и говорит, что хочет именно такую. В этом случае я оказываюсь в роли некоего портного, который должен качественно выполнить заказ, ведь это всё-таки коммерческая съемка. И постараюсь максимально воплотить тот образ, но обязательно привнесу в него что-то свое, чтобы эти фотографии не повторяли друг друга.

– А были у тебя какие-то экстремальные съемки?

–  Были, пейнтбол снимал: бегал с объективом вместо маркера. Эмоций было много, конечно.

– Что тебя вдохновляет в работе?

– Просто желание сделать красивые, качественные фотографии. Работы других фотографов вдохновляют. Я иногда покупаю модные журналы, где публикуются снимки фотографов с мировым именем. Просто листаю, смотрю рекламу, могу там что-то для себя почерпнуть.

– Бывает ли такое, что совсем не хочется снимать?

– Нет, такого, пожалуй, не было. Наоборот, когда я год назад решил заниматься только фотографией, – это был такой психологический ход: сменить вид деятельности, освободиться от всего, что держит. Поэтому моя нынешняя работа меня только ободряет. Несмотря на то, что порой бывает тяжело, она всегда заряжает меня положительными эмоциями.

– А когда становится трудно?

– Когда не знаешь, что ты хочешь сделать, особенно, если это творческий проект. У меня на компьютере хранятся кучи гигабайт макулатуры.

– Я знаю, что в такие моменты ты можешь уничтожить половину отснятого материала…

– Да, я вообще за принцип: меньше, да лучше. Зачем мне выкладывать сто однотипных фотографий на своей странице, если я могу выбрать лучшую.

– На твой взгляд, работа фотографа и художника, пишущего картины, схожа?

– Да, конечно. И фотограф, и художник может работать ради денег, то есть обеспечивать какие-то жизненные потребности. Но в то же время они могут работать и для себя. Я тоже иногда сижу и думаю: что мне реально надо сделать, чтобы на меня обратили внимание. А могу снять какой-то бред, который будет нравиться мне, а никто вокруг его не оценит. Так всегда бывает. Даже на творческой съемке я из тысячи фотографий выберу ту, которая не понравится ни визажисту, ни модели, но всё равно я буду от нее в восторге.

– Художник пишет картину. А про фотографа можно ли сказать, что он создает снимок, или его работа – это только репродукция действительности?

– Да, фотограф не просто отображает то, что видит вокруг. Но надо делать различие между фотографией и ее ретушью. В процессе ретуши можно человека изменить до неузнаваемости. Я порой трачу по три-четыре часа на обработку фотографии: беру планшет и буквально рисую.

– В какой момент ты считаешь: всё – работа завершена, фотография удалась?

– На самом деле его сложно определить, я стараюсь не торопиться, когда работаю. Но в процессе съемки слежу за часами, потому что порой теряешься во времени. Или чувствуешь, что модель уже устала, – значит, надо прерваться или прекратить съемку. И всё равно смотришь на отснятое и понимаешь: хочется еще что-то сделать, и говоришь модели: «Давай еще пять кадров», – чтобы было потом из чего выбрать.

– В силу профессии ты чаще всего общаешься с красивыми девушками. А не сложно бывает потом «возвращаться» в реальный мир?

– Да у меня и времени нет на личные отношения... Для меня уже реальный мир – это фотография.

– Многие фотографы неразлучны со своими фотоаппаратами, ведь в любой момент можно поймать хороший кадр. Ты из таких?

– Если я еду куда-то по делам, то мне незачем таскать с собой аппаратуру. А на какие-то праздники, дни рождения друзей, близких мне людей и тому подобное я всегда беру фотоаппарат, а иногда и кое-что из оборудования. Фотография – это на самом деле веселый процесс, и, когда собирается целая компания, можно сделать много смешных кадров. Я люблю фото с юмором.

– Представь, что у тебя остался всего один кадр до конца жизни. На что бы ты его потратил?

– Наверно, собрал бы всех друзей, близких и сделал фото на память. Жалко, что кадр один, хотя бы десять… (Смеется.)

– Это говорит в тебе профессиональный фотограф.

– Ну, а вдруг кто-то моргнет в этот момент! И, вообще, это была бы очень жесткая недельная подготовка, чтобы кадр получился идеальным.

– Совсем недавно на фотовыставке в Дубне были представлены твои работы. А персональные выставки ты устраивал?

– Нет.

– Почему?

– Наверно, дело в самокритике. Я очень самокритичный человек. Меня редко полностью устраивает итог проделанной работы.

– Как ты относишься к критике?

– Выслушать человека я всегда могу. Насколько это применимо – всё зависит от целей. То есть бывает, я сам знаю, где не доработал, выкладываю работы в Интернет, но никто не напишет про недостатки – меня это больше всего раздражает. Кому-то не нравятся мои работы, поскольку многие люди не любят глянец. Ну, не нравится – и ладно. А я его люблю и хочу работать в этом направлении. Но с конструктивной критикой, которую вносит человек уважаемый, я соглашусь.

– Насколько важно для фотографа признание?

– Оно важно в любой профессии. Ты сделал фотографию, выложил ее на обсуждение, а тебе ничего не написали. Ага, посмотрел на работы других авторов, которые оживленно обсуждаются, сравнил со своими, увидел, что не так у тебя, и в следующий раз сделал фотографии лучше, чем видел. Тогда можно говорить о профессиональном росте и признании. А если обижаться на весь мир, то можно так и застыть на одном месте.

– Чему душа радуется в свободное от фотографии время?

– Люблю слушать музыку – разную, по настроению. А так, вся моя жизнь связана с фотографией, на ней завязаны и необходимости, и желания.

– И всё-таки, фотография для тебя – это работа или оплачиваемое хобби?

– Скорее, второе. Не хочется увлечение превращать в каждодневную однообразную рутину.

– А есть ли у тебя какая-то съемка мечты, задумка, которую ты не можешь воплотить, но очень хочешь?

– Есть, я в этом году хотел сделать календарь: каждый месяц проводить глобальную творческую съемку. Я думал, что раз в месяц – это немного, и к концу года у меня будет достаточно материала для календаря. А в итоге провел только одну съемку. Я не могу сказать, что полностью воплотился в работе фотографа – идей много на самом деле. Но на их осуществление не хватает времени. Я даже стал записывать их в блокнот, чтобы не забыть. Надеюсь, что с закрытием свадебного сезона у меня снова появится возможность заниматься творчеством.

Светлана Степанова

 

Читайте ещё:

Театр как искусство общения

Собачья доля: с людьми жить – по-волчьи выть?

Пессимизм с оптимизмом

Праздник детских улыбок

Золотой тигр

Молодежные объединения

Разноликий туризм

ЕГЭ глазами тех, кто его пережил

В фокусе – динамика

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Семейный туризм – это здорово!

Здесь начинается Русь

Две золотые медали Игоря Морозова

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Философия семьи Капыриных

Влад Кравчук:

Удача тяжелоатлетов

Рекорд России

Молодежные cубкультуры в Дубне

Академическая стипендия. БЫТЬ или НЕ БЫТЬ?

Теннисисты-медалисты