Эхо праздника хорового пения Печать
15.10.2010 11:22

В воскресенье 10 октября в органном зале Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна» яблоку негде было упасть. Концерт давал Московский камерный хор под руководством Владимира Минина.

 

Роскошный вечер хоровой музыки был выдержан в стилистике филармонических концертов – интересное и содержательное вступление, объявление каждого номера с поучительным для публики пояснением: исполняется без перерыва (то есть аплодировать между частями не нужно). Обаятельная директор Московского камерного хора, музыковед Алла Дубильер, вела концерт хорошо поставленным голосом, без микрофона, как в старые добрые времена.

 

Программа была разнообразной: хоровой шедевр Генделя «Аллиуйя», две премьеры мадригалов Монтеверди, два оживленных дуэта Перселла, в которых блистали солистки Виктория Ваксман и Наталия Баканова. Потом прозвучали два мотета Орландо ди Лассо, один из которых – знаменитое «Эхо». Прислушиваясь к самому настоящему эху, зал вглядывался в певцов, пытаясь разгадать его загадку: эхо пело, когда хор молчал. Отгадкой был квартет солистов – они откликались отзвучавшей только что фразой хора, практически не открывая рта, почти как чревовещатели.

Интересные и оригинальные обработки для хора с солистами «Аве Марии» Шуберта, русской народной песни «Степь да степь кругом» и песни Мокроусова «Одинокая гармонь» вызвали у зала бурю эмоций.

Звучание Московского камерного хора было настолько чистым и слитным, что казалось невозможным выделить в едином, полном, красивом и благородном звуке чей-то отдельный голос. Все на одной волне, все тембры буквально пригнаны друг к другу, с филигранной точностью – полная гармония. Только такой божественный звук способен заставить трепетать все фибры души от образов сложной и прекрасной «Литургии Иоанна Златоуста» Рахманинова, от ярких и острых гармоний хорового концерта Свиридова.

И музыканты, и зрители остались довольны друг другом. А Владимир Николаевич Минин поблагодарил художественного руководителя ХШМиЮ Ольгу Ивановну Миронову за приглашение выступить в Дубне, в Органном зале. В первый и единственный раз Московский камерный хор побывал в нашем городе тридцать лет назад – еще в прошлом веке.

После концерта профессор Владимир Минин согласился дать небольшое интервью читателям «Встречи»:

– Владимир Николаевич, гармония голосов вашего коллектива, его единый звук создает ощущение, что вашему хору подвластно все и что все у хора хорошо.  Действительно ли у Московского камерного хора все хорошо, и довольны ли Вы аудиторией, которую сегодня имеете в России?

– Аудитория, которая была сегодня – просто подарок для нас. Не везде бывает такая аудитория. Правда, я не могу пожаловаться на слушателей, потому что обычно люди, которые идут на хоровые концерты, примерно представляют, на что они идут. Это не случайно зашедшая публика. Аудитория хоровых концертов – это аудитория подготовленная. Голос Господь Бог создал для того, чтобы извлекать из него как можно более совершенные звуки, облеченные в слова. Чтобы уму и сердцу было не только приятно, но и поучительно. Хор должен открывать слушателю какие-то ипостаси человеческих переживаний. А звук хора – это обычно продолжение вкуса его руководителя.

– Прекрасная музыка, которая сегодня исполнялась на концерте, так согревает душу, что вызывает желание петь ее и у любительских хоров. Такие сложные произведения, как «Аллилуйя» Генделя, Литургия Рахманинова, «Пушкинский венок» Свиридова не под силу голосам не поставленным, неподготовленным. В результате певцы-любители довольны своим исполнением в любом случае (хотя бы просто выучить сложное произведение – уже подвиг), но донести до слушателей замысел композитора они способны не всегда. Так нужно ли певцам-любителям браться за сложные вещи?

– Тем и отличается профессионал от самодеятельного исполнителя, что всегда доносит до слушателя то, что хотел сказать автор произведения. Но в самодеятельности, конечно, тоже нужно петь сложные вещи. Иначе, как же учиться? Пусть сегодня на таком уровне, но завтра – уже на другом. Пусть поют. Я и сам руководил самодеятельным хором в юности, когда был студентом. С этого все начинается. Потом хор становится все более и более сильным. Ведь Московский камерный хор тоже был сначала самодеятельным.

– Только состав участников теперь, конечно, другой…

– Конечно, это уже четвертое поколение за тридцать восемь лет.

– Наверное, у вас очень суровый отбор в коллектив?

– Суровый.

Наталия Теряева

 

Читайте ещё:

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Будет нам «Макдональдс», будет нам и мост

Ракеты – это круто!

Почувствовать настоящую науку

Как САХАРОВ послал в космос ГАГАРИНА

Повелитель меченых нейтронов. История Михаила Сапожникова

Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами?

Дубна – центр российской Европы

На озере «забилось» сердце

Честная музыка и не только...

Хроника Чемпионата мира

Домик из молочных пакетов

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт