Виртуозы скрипки Печать
КУЛЬТУРА
12.05.2011 10:41

29 апреля в Дубне состоялся Московский областной открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах «Музыкальные ассамблеи в Дубне».

По специальности «скрипка» в конкурсе «Московские ассамблеи в Дубне» приняли участие более 50 человек. В наш город приехали учащиеся из многих подмосковных городов, в частности из Химок, Серпухова, Пущино, Видного, а также из Кимр. Своих скрипачей прислали также ДМШ Калининградского областного музыкального колледжа и ДШИ поселка Ватутинки.

Учредителями и организаторами столь масштабного мероприятия стали Министерство культуры Московской области, Научно-методический центр ГОУ СПО МО «Колледж искусств» Химок, отдел культуры администрации нашего города и Детская музыкальная школа Дубны.

Областной конкурс такого масштаба на базе музыкальных школ Дубны впервые проходил в нашем городе в 2007 году в рамках «Третьего большого смотра творчества Подмосковья». В тот момент этот конкурс был весьма востребован: тогда, помимо скрипачей из музыкальных учреждений Московской и Тверской областей, в город приехали и музыканты из Беларуси.

Цели и задачи конкурса очень серьезны. Во-первых, это поддержка лучших педагогических и исполнительских традиций профессионального образования в России. Во-вторых, улучшение нравственного и культурно-эстетического воспитания подрастающего поколения на классическом и отечественном музыкальном наследии. В-третьих, выявление одаренных детей и талантливых педагогов.

По условиям нынешнего конкурса наиболее даровитых детей в младшей группе по специальности «скрипка» (до 9 лет) жюри должно было определить в процессе их выступлений, которые длились не более 10 минут. Для более старших детей (до 12 лет) регламент выступлений был установлен не более 15 минут, в третьей группе (до 15 лет) – не более 20 минут. Для учащихся ССУЗов время выступления ограничивалось 25 минутами.

Председателем жюри был народный артист СССР, профессор МГК им. П. И. Чайковского Эдуард Давидович Грач. Членами жюри – лауреат фонда «Русское исполнительское искусство» преподаватель ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Маргарита Августовна Остапченко и преподаватель колледжа при МГК им. П. И. Чайковского Алла Викторовна Вандышева.

Работа конкурса была достаточно напряженной: 29 апреля выступило более 40 школьников, учащиеся ССУЗов играли 30 апреля. В итоге места распределились следующим образом: в младшей группе (до 9 лет) 1 место было присуждено Александре Калининой (г. Химки, ЦДШИ, класс Л. Егоровой), 2 место – Анастасии Жуковой (Калиниградская обл., ДМШ, кл. С. Лысенко) и Станиславу Соколову (г. Дубна, ДМШ, кл. Н. Никитской). 3 место завоевали Мария Звягина (пос. Ватутинки, ДШИ, кл. Л. Волкоморовой) и Виктория Серебрянская (г. Балашиха, ДШИ №1, кл. М. Козловой).

В средней группе (до 12 лет) на 1 место вышли Агафья Григорьева (г. Химки, ЦДШИ, кл. Л. Егоровой); Таисия Зинова (г. Красногорск, ДМХШ, кл. Е. Морозовой); Арина Минаева (г. Шатура, ДШИ, кл. О. Куликовой). 3 место досталось Елизавете Кононенко (г. Иваново, ДМШ №7, кл. Г. Мольковой) и Полине Шульгиной (г. Фрязино, ДШИ, кл.Н. Солосиной).

В старшей группе (до 15 лет) 2 место присудили Добрыне Ситникову (г. Тверь, ДМШ при ТМУ, кл.В. Касеян); 3 место – Ивану Манько (г. Красногорск, ДМХШ, кл. Е. Морозовой).

Среди студентов училищ в младшей группе (I-II курс) 2 место у Марии Перфильевой (2-е Мос.обл.муз. училище, кл. А. Дворецкой). 3 место у Александры Подшибякиной (г. Электросталь, Мос. обл. колледж, кл. М. Абуева).

В старшей группе студентов (III-IV курс) на 2 место вышли Елена Толкач (г. Электросталь, Мос. обл. коллежд, кл. Л. Аристарховой); Елена Чехова (г. Электросталь, Мос. обл. колледж, кл. Л. Аристарховой).

Помимо участников «Музыкальных ассамблей», дипломом «Лучший концертмейстер конкурса» награждена Ольга Александровна Алёшина (г. Электросталь, Московский областной базовый колледж им. А.Н.Скрябина).

«Дети, участвовавшие в этом соревновании, продемонстрировали вдумчивое отношение к исполняемым сочинениям, поэтому работа жюри была на редкость слаженной: в каждой возрастной группе лидеры были столь очевидны, что это не вызывало никаких споров! – сказал в интервью нашему корреспонденту председатель жюри профессор Э. Грач. – Юным конкурсантам еще только предстоит решать множество сложнейших задач в области исполнительского искусства. В настоящий же момент они, главным образом, обладают непосредственностью, искренним отношением к исполняемой музыке и естественностью – это было самым привлекательным в их выступлениях. Именно поэтому первые места мы присудили только самым маленьким: в группах, чей возраст не превышает 12 лет. К слову, здесь многое зависит и от качества инструмента, на котором играют конкурсанты, в частности, это относится к юной скрипачке из Шатуры – ее скрипка недостаточно хороша, однако несмотря на это мы присудили ей первое место в средней группе.

К старшим школьникам мы предъявляли уже другие требования. Они гораздо строже: тут требуется и наличие дарования, и хорошая школа. Среди педагогов, представивших своих воспитанников на конкурс, положительно хочется отметить работу Людмилы Егоровой – ее девочки завоевали первые места в младшей и средней группах.

Конкурс, прошедший в Дубне, лишний раз подтвердил: музыка относится к тем профессиям, которыми надо серьезно заниматься с раннего детства, и здесь надо учитывать – то, что упущено в младенчестве, уже никогда не наверстывается в более зрелом возрасте. В связи с этим хочется отметить главное: система музыкального образования в России многие годы была ориентирована именно на это, а потому была достаточно эффективна. Всяческие же попытки ее реформировать, которые стали теперь достаточно модными, – они опираются на идеи, суть которых состоит в том, будто профориентация музыканта возможна в более зрелом возрасте, – не выдерживают критики!»

Редакция газеты полностью разделяет мнение профессора Э. Грача – одного из самых именитых музыкантов России. От себя же мы можем только лишний раз напомнить: профессиональное обучение музыке начинается в том же возрасте, в котором начинаются тренировки с теми детьми, которых предполагают выставить на международные соревнования по художественной гимнастике или подготовить к сольной карьере в балете. В основе этого процесса – опора на законы развития физиологии и психологии человека, которые не зависят ни от моды, ни от прихоти тех, кто занимает самые высокие государственные посты…

Наталия Белага