Занятия с расчетом на успех Печать
04.10.2012 08:38

Если ваш ребенок перешел в 6 (7, 8, 9) класс, если он увлечен математикой и физикой или по крайней мере именно на эти уроки ходит с удовольствием, самое время подумать о развитии его способностей и о его будущем.  Если вы считаете, что только репетиторам по силам одолеть эти проблемы, то ошибаетесь. В Дубне уже десять лет работает бесплатный (!) межшкольный факультатив по физике и математике. За это время благодаря ему получили дополнительное образование несколько сотен дубненских ребят.

Палочка-выручалочка
Ведет уникальный факультатив Александр Анатольевич Леонович в паре с известными учителями математики. В свое время это была, например, Тамара Яковлевна Бескровная (к сожалению, она недавно ушла из жизни), ныне Галина Александровна Пестова. Преподавала математику на факультативе, и успешно, его выпускница, затем дипломница САУ Александра Моисеева. Ребята 7, 8, 9 классов (а в этом году к ним присоединятся и шестиклассники) не только получают дополнительные знания по физике и математике, но и учатся самостоятельности, приучаются планировать время, а главное – получают навыки самообразования.Занятия проходят по программе дополнительного образования научно-технической направленности, утвержденной Министерством образования РФ. По сути это та же программа (с учетом, разумеется, возрастных особенностей), по которой занимаются в Заочной физико-технической школе при Московском физико-техническом институте. Аббревиатура ЗФТШ также знакома многим дубненцам – и тем, кто учится в школе сегодня, и тем, кто давным-давно вырос из школьной парты. ЗФТШ работает с 1966 года, через ее заочные стены прошли тысячи юношей и девушек, мечтающих поступить в технический вуз.За почти полвека существования школа выросла и окрепла, правда, стала платной. Цена невелика: год обучения стоит 2 – 3 тысячи рублей. Заметим, что такую сумму некоторые репетиторы берут за пару уроков, а тут целый год идет целенаправленная довузовская подготовка абитуриентов.Любят ЗФТШ еще и за то, что благодаря ей можно без экзаменов поступить как в МФТИ, так и в другие вузы, если, конечно, наберешь достаточное количество баллов на очной олимпиаде «Физтех-абитуриент», которая проводится в последние выходные школьных весенних каникул. Согласитесь, ради такого шанса стоит и покорпеть.
Межшкольный факультатив, по сути, выполняет ту же функцию – проводит довузовскую подготовку будущих абитуриентов – ребят 7, 8, 9 классов, мечтающих попасть не только в МФТИ, но и в МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и т.п.
Прежде чем перейти к разговору с преподавателем физики межшкольного факультатива А.А. Леоновичем, остановимся на его личности. На мой взгляд, это уникальный человек, таких прежде называли подвижниками.
Преподавание на факультативе – не основная его работа, но отдается он ей с головой. С 1984 года он - член редколлегии журнала «Квант», автор (и прародитель) его раздела «Калейдоскоп по физике», автор приложения «Физический калейдоскоп» к этому журналу. В свое время А.А. Леонович закончил МФТИ, преподавал в школе №4, в гимназии №8, в лицее №6, а также на подготовительных курсах.
Точка опоры
- Правильно я понимаю, что вы не дублируете школьную программу по физике и математике, а даете ребятам знания, которые не успевают преподнести школьные учителя?
- Факультатив работает десятый год. Первоначально было много секций, но потихоньку некоторые из них переводилось в другие формы работы. По-прежнему на межшкольный факультатив могут прийти дети из всех школ и получить то, что они недополучают на уроках. Не секрет, что в перестроечные годы больше всего пострадал школьный предмет физика, в 10 классе количество часов преподавания сократили в два раза. В 11 классе - с 5 часов до 2 часов, а урок астрономии вообще ликвидировали. А ведь физика – структурообразующий предмет.
Хочется, чтобы родители учащихся как можно раньше узнавали о нашем межшкольном факультативе по физике и математике. Известно, что маленькие дети очень любознательны, но это часто исчезает, когда наступает время так называемого гормонального взрыва, который приходится на среднюю школьную ступень. Нельзя упускать ребенка в это время, потому что упущенного не вернешь.
К сожалению, 90-е годы подорвали не только образовательные ориентиры, но и ослабили интерес к образованию. Зачем учиться, если большие «бабки» можно «зашибить» и необразованным? Само образование перестали связывать со своим будущим, с карьерой. В последние годы высшее образование вновь в почете. Востребованы специалисты IT, физики, химики, математики, биологи, правда, в меньшей мере (по крайней мере на Запад уезжают именно эти специалисты).
- Что вы за 10 лет наработали в своей дополнительной школе?
- Много чего наработали. Цель факультатива – не только дать дополнительные знания, «загрузить» голову, но и подготовить подростка к большей самостоятельности, научить распоряжаться своим временем, обучить рабочей коммуникации.
В нынешних анкетах при приеме на работу на первом месте стоит вопрос не о полученных знаниях (это как бы само собой разумеющееся), а о коммуникативных способностях, о том, что ты умеешь делать, какие ставишь задачи и т.д.
У нас открытая система занятий, никто насильно не заставляет заниматься. Можно ходить на два предмета, можно на один, можно даже бросить ходить, только все равно, как опыт показывает, вернешься.
Багаж знаний
- Межшкольный факультатив – это своего рода начальная ступень Заочной физико-технической школы при МФТИ?
- ЗФТШ работает с 1966 года. Я помню, как все мои школьные пятерки зачахли, когда аспиранты МФТИ, преподающие в ЗФТШ, устроили олимпиаду в моем городе, на которой прозвучал в том числе вопрос: почему сосиски лопаются вдоль, а не поперек? Задело меня это тогда страшно. Я понял, насколько серьезно в ЗФТШ занимаются физикой. Когда я стал студентом МФТИ, мне поручили общественную работу – преподавать в этой заочной школе. Должен заметить, что за годы существования ЗФТШ там создалась действительно уникальная программа. Ученики получают полный комплект заданий по предметам. Присланные выполненные работы проверяют и рецензируют преподаватели ЗФТШ. Ученик также получает авторское решение контрольной части задания, с которыми может сравнить собственные решения. Даже за год накапливается весомый багаж знаний.
- Мне понравилась ваша фраза: «Учитесь ради жизни, а не живите ради учебы»…
Надо учиться с удовольствием. У каждого свои способности, их обязательно надо эксплуатировать, но не перегибать палку. Иначе можно перегореть. Лучше пусть помедленнее, но идти с положительной производной, и тогда придешь к вершине.
- Последствия занятий на факультативе просматриваются радужные – поступление в вуз, интересная работа. Все ли ваши воспитанники поступают в высшие учебные учреждения? Как складывается их жизнь?
- Я поддерживаю отношения со многими своими учениками. Когда появляются на горизонте, то рассказывают о себе, все это я стараюсь фиксировать. Что меня радует в последнее время – все больше наших учеников начинают сами преподавать. В этот раз я привез три письма, в которых мои ученики делятся своими впечатлениями от обучения на факультативе и в ЗФТШ.
Приводим эти письма полностью.

Петр  Маттис:
«Почему я пошел работать в ЗФТШ»

- С самого момента, когда я, наконец, определился, что хочу поступить в Физтех, встал вопрос, как лучше подготовиться, чтобы поступить с наибольшей вероятностью. Разумеется, я стал искать учебные материалы, дающие возможность такой подготовки. Самыми подходящими оказались материалы Заочной физико-технической школы. Они мне очень помогли, да и не удивительно, ведь больше половины выпускников самой школы поступает в Физтех. Когда я учился на первом курсе, я очень хотел присоединиться к этой школе уже как преподаватель, чтобы понять, как же это все работает, а также научиться новому и полезному для меня делу. Правда, в итоге я записался на преподавателя только сейчас, на втором курсе. Теперь, когда я уже уверенно себя чувствую  и мне нравится учиться в Физтехе, я непременно найду время на преподавательскую работу.

Данила Кожевников:
«Обучение в ЗФТШ дало мне довольно много»

Данила учится на 6 курсе МФТИ – готовит магистерскую диссертацию по теме, связанной с поиском бозона Хиггса, на кафедре «Фундаментальные и прикладные проблемы физики микромира» ОИЯИ.
- Впервые с заочным обучением я познакомился в 6 классе. Это была математика в заочной школе “Авангард”. В 7 классе к заданиям по математике добавились задания по физике. В тот же год физика началась в школе, и мы с друзьями стали ходить на факультатив к Александру Анатольевичу. Там мы узнали о ЗФТШ, начали решать вступительное задание. Кстати, часть вступительных задач  мы решали на факультативе, с некоторыми задачами мы помогали друг другу, но в основном каждый хотел сделать как можно больше сам. Это в нас играли детские амбиции и желание посоревноваться.  В итоге все, кто хотел, набрали заветные баллы для поступления и с 8 класса начали обучение в ЗФТШ.
Схема обучения в заочной школе мне была знакома, оставалось только дисциплинировать себя, чтобы посылать задания вовремя. Учиться было интересно за счет того, что многие темы поднимались раньше, чем в школе, как по математике, так и по физике. Не могу сказать, что всегда стремился решить все - порой надоедало или не успевал, но в целом хотелось получать за задание 5 баллов и закончить год с отличием.
Обучение в ЗФТШ дало мне довольно много. Во-первых, приучило к дисциплине - задания надо делать постепенно, за последний день сделать все не получится. Во-вторых, задания нужно было аккуратно оформить, в тонкую тетрадочку, без грязи и множественных исправлений. В-третьих, программа ЗФТШ богаче школьной, поскольку она сохранилась с давних времен и до неё ещё не дотянулись “руки” образовательных реформ. Важно еще, что задания проверяют студенты МФТИ, оставляя комментарии и рецензию к работе. Школьникам комфортнее общаться с их старшими коллегами, нежели со взрослыми.
После окончания школы я поступил в МФТИ и пришёл на работу в ЗФТШ в качестве проверяющего на последующие три года.
Хотелось бы пожелать сохранения заочного и факультативного обучения для школьников, которое помогает расширить и углубить знания в интересующей их области науки.

Давид Худавердян:
«Частичка системы преподавания в ЗФТШ добралась и до Люксембурга»

Аспирант Люксембургского университета, тема диссертации «Высшие структуры и гомотопические алгебры»
– Я окончил лицей №6, потом поступил в Физтех (так в народе называют МФТИ). Сейчас я заканчиваю аспирантуру. По степени значимости, которое занимает ЗФТШ в моем образовании, я ставлю ее в один ряд со школой и с институтом. Как ни странно это звучит, я люблю ЗФТШ. Как и  всякая любовь, она началась у меня несколько иррационально. Это было на факультативе по физике в 7-м классе. Мой учитель А.А Леонович рассказывал нам про ЗФТШ и мимоходом показал всему классу отксерокопированный диплом об окончании ЗФТШ недавней ее выпускницы. В эту минуту я понял, что  хочу иметь точно такой же диплом. Сейчас мне немного стыдно об этом вспоминать.  Ведь ничего не может быть хуже в образовании, чем «работать на диплом», оно должно приносить в первую очередь удовольствие. К счастью, желание получить диплом у меня быстро трансформировалось в действительно увлекательное путешествие в мир интересных задач. До сих пор вспоминаю, какое впечатление на меня произвела задача в одном из первых заданий в 8-м классе: доказать, что число 0,99999...=1. Я сомневаюсь, что всякий 11-классник сможет сделать это. И представьте себе, что теория в задании была преподнесена таким образом, что доказать равенство не затруднило бы ни одного 8-классника.
Мои воспоминания о ЗФТШ многоплановы. Это воспоминания о чуть желтоватых методичках, которые 5-6 раз в году оказывались в моем почтовом ящике. Их приятно было трогать, перелистывать и даже нюхать. Это воспоминания о походах на почту с приятным чувством выполненного задания. Это ни с чем не сравнимое ощущение того, что через месяц-два после отправки решенного задания тебе приходит проверенная тетрадка с проставленными оценками, красными пометками преподавателя и с рецензией. Это воспоминания о вечерах, которые я проводил за своим письменным столом, решая задачки. Воспоминания о живых и эмоциональных обсуждениях задач с друзьями и с учителями.
В ЗФТШ мне действительно было интересно учиться. Знания, которые я там получал, были на порядок выше тех, что давали в школе. Но они преподносились таким образом, что я не чувствовал никакого психологического давления. Не чувствовал, что это сложно. Сейчас я понимаю, что ЗФТШ - это часть органичной «машины» образования, которая десятилетиями создавалась Физтехом. Нелишне будет отметить, что студенты 1-3 курса на Физтехе обучаются по схожей системе.
Когда я поступил в Физтех, сразу же попросился стать преподавателем ЗФТШ. Было невообразимо интересно оказаться по «другую сторону баррикад». Каждую неделю я приходил в кабинет, заглядывал в свою персональную ячейку, находящуюся в огромном шкафу с сотней таких же ячеек. Там лежали ожидающие проверки тетрадки моих учеников. Многие мои однокурсники, бывшие ученики ЗФТШ, тоже брались за преподавание. И как же было забавно ощущать, что буквально год назад я обсуждал с одноклассниками методы решений тех или иных задач, а сейчас обсуждаю работы своих любимых подопечных.
Со временем я начинал все больше и больше ощущать тягу к преподаванию. На старших курсах стал преподавать математику, уже очно, на воскресных курсах «Физтех-колледжа». Опыт, который я получил за годы преподавания, бесценен.
Сейчас я учусь в аспирантуре Люксембургского  университета. Помимо научной деятельности, которая должна вылиться в написание диссертации, я преподаю первокурсникам теоретическую механику. К счастью, мне предоставлена почти полная свобода в методе преподавания. Можно сказать, что частичка системы Физтеха, читай Физтеха плюс ЗФТШ, добралась и до Люксембурга. Каждую неделю я даю студентам список задач, которые они обязательно должны решить.  Как отмечал, такая практика не свойственна  многим университетам, в них обычно не дают домашнего задания.  Я убежден, что самый быстрый и верный путь к знаниям лежит через решение упражнений и задач. Наверно, это и можно назвать моим девизом, который родился при обучении в ЗФТШ, окреп в Физтехе и сейчас пронизывает способ моего нынешнего обучения и преподавания.

Вместе с А.А. Леоновичем участие в беседе принимали два его ученика, теперь уже первокурсники МГУ. Вот что они рассказали о факультативе и Заочной физико-технической школе.

Дмитрий Волков:
«У меня большой опыт учебы в ЗФТШ»


- Сейчас я учусь на первом курсе физического факультета МГУ.
К Александру Анатольевичу я пришел еще в седьмом классе и прошел обучение в ЗФТШ до самого конца. Заочная школа полезна тем, кто интересуется физикой и математикой. В обычной школе мало времени уделяется этим предметам, а большую часть программы по физике проходят галопом по Европам. Решаешь задачи на уровне: подставить цифру в формуле, а это не требует особого ума. За десятилетия в ЗФТШ сформировалась программа, охватывающая спектр тем, которыми должен овладеть абитуриент. Поэтому учиться в ЗФТШ намного интереснее, чем в обычной школе. С одной стороны, было тяжело: много времени уходило, во-первых, на решение, во-вторых, на оформление задач. С другой стороны, появился опыт в оформлении задач. Замечу, что ЗФТШ – это не курсы подготовки к ЕГЭ, здесь предметы изучаются шире и глубже.

Александра Стёпина:
«Здесь хорошо готовят к олимпиадам»


В этом году я поступила в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики.
В Заочной физико-технической школе при МФТИ я проучилась всего один год, в 11 классе, но думаю, что каждый, кто в ней учился, скажет, что она самодисциплинирует, учит разумно планировать время. Когда у тебя есть задание и срок, к которому ты должен его сдать, то приходится стараться успеть все. Присылают методички, в которых все написано доступным языком. Если что-то непонятно, можно отправить преподавателю вопрос по Интернету. Плюс этой школы в том, что преподаватель оценивает твою работу индивидуально, пишет на нее рецензию. Удобно и то, что присылают оригинальное решение, Если что-то дается тяжело, то можно придти на факультатив, и Александр Анатольевич обязательно поможет, объяснит. ЗФТШ дает хорошие знания и очень хорошо готовит к олимпиадам, а успешное участие в олимпиаде даёт льготы при поступлении. Это очень удобно. Сейчас в ЗФТШ вводят информатику - это замечательно.

Материалы подготовила Светлана КУТУЗОВА