Большой педсовет: концепции новые, проблемы старые Печать
08.09.2011 08:36

29 августа в ДК «Октябрь» состоялся традиционный ежегодный большой педагогический совет – муниципальная конференция педагогического сообщества. С основным докладом на конференции выступила начальник управления народного образования администрации города Т.К. Виноградова.

С праздником начала учебного года педагогов города поздравил первый заместитель главы администрации С.Ф. Дзюба. Он выразил благодарность всем учителям города за отличную работу, которая получила положительную оценку в докладах министра образования Московской области и губернатора Б.В. Громова. Со своей стороны администрация города продолжает уделять внимание материально-технической и финансовой поддержке школ. Завершил свое выступление Сергей Федорович пожеланием учителям, чтобы все их планы в предстоящем учебном году сбылись.

«В школе – все будущее России». С этих слов профессора и ректора Московского университета князя С.Н. Трубецкого начала свое выступление начальник ГОРУНО Т.К. Виноградова. В своем докладе «Организационно-педагогические условия развития муниципальной системы образования: состояние, проблемы, перспективы» Татьяна Константиновна рассмотрела все аспекты этого вопроса, подвела итоги прошедшего учебного года, наметила конкретные задачи для педагогов школ города.

У Дубны самый высокий рейтинг

По результатам независимой экспертизы министерства образования Московской области муниципальная система общего образования Дубны имеет самый высокий рейтинг среди 72 районов области. По данным независимого социологического опроса положительно оценили ее деятельность 51% респондентов. Это позволило Дубне занять 7-е место среди 80 городов Московской области.

На конец учебного года в школах города обучались 5116 человек. 8,75% выпускников награждены золотой или серебряной медалями. Из них 11 человек окончили лицей № 6, остальные – школы №№ 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, лицей «Дубна». Уже четыре года ни один учащийся наших школ не был отчислен за неуспеваемость – это хороший показатель. Оценку качества получаемых знаний дает независимая экспертиза, которая в этом году была проведена во всех ступенях среднего образования.

Малыши учатся лучше

Итоговые работы по русскому языку и математике для учащихся четвертых классов проводились в мае. С математикой без ошибок справились 52% ребят (здесь надо учесть критерии оценки: любое исправление в работе младшеклассника считается ошибкой). Средний балл по городу составил 4,35 (в прошлом году – 4,03). Знания на 4 и 5 продемонстрировали 89% учащихся. Диктант и грамматическое задание по русскому языку четвероклассники выполнили в среднем по городу на 4,04 балла (3,81 – в прошлом году). На 4 и 5 написали работы 78% учащихся. 100% успеваемость по русскому языку показали  выпускники 4-х классов школ №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8,  9, «Гвоздика». К сожалению, по 2% учащихся не смогли одолеть итоговую работу и по русскому, и по математике.

Девятые  классы – хорошисты

Государственная итоговая аттестация в этих классах впервые проводилась с использованием автоматизированной информационной системы «Экзамен» и с независимой проверкой работ. Средний балл  итоговой работы по алгебре оказался выше прошлогоднего – 4,05 (по области он составил 3,95). С русским языком ситуация чуть хуже: среднегородской балл – 3,93, (по области – 3,83). По результатам итоговой аттестации подтвердили или повысили свою годовую оценку по алгебре 95,3% учащихся, по русскому языку – 93,9%. Экзамены по выбору для поступления в профильный класс в 9-х классах в прошедшем учебном году сдавали 334 учащихся. На «отлично» профильные экзамены сдали меньше половины (46,4%), а пятеро из 351 старшеклассника, участвовавших в итоговой аттестации, вообще ее не прошли. Здесь есть над чем задуматься.

В выборе профильных предметов сохраняются предпочтения прошлого года: лидирует обществознание (49,8%), популярны информатика (24,5%) и английский язык (20,2%). В этом году выросло в три раза (до 25%) число школьников, выбравших физику. Может быть, это начало конца эпохи экономистов и юристов?

Ближайшая текущая проверка уровня знаний состоится совсем скоро: Министерством образования Московской области принято решение о проведении в 5-х классах диагностических работ по математике и русскому языку соответственно 14 и 21 сентября, а в 9-х классах – также по истории и обществознанию – 13 и 20 сентября.

Выпускной ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку в 2011 году писали триста пятьдесят и один выпускник. Трое экзамен не сдали. Средний балл улучшился на 6,5%, примерно также как и по области. ЕГЭ по математике сдавали те же школьники. Сдали хорошо – средний балл улучшился на 9%, но пять человек не справились с заданием.

Набранная статистика проведенных контрольных позволяет определить уровень преподавания школьных предметов. Самый высокий уровень преподавания (71,83% учащихся получили балл выше среднего) – у английского языка, затем идут русский и математика (по 67,53%), обществознание (66,29%), литература (65,85%), химия (65,71%), информатика (63,95%), история (57,69%), география (57,14%), биология (56,14), а самый низкий уровень у физики – 52,33 % учащихся (практически, лишь половина школьников показала уровень знаний выше среднего – для наукограда это позор!).

Есть вундеркинды, есть лоботрясы

Есть у педагогического сообщества специфические способы подсчета высокого уровня подготовки школьников. В рейтинге по данному показателю в городе лучше всего выглядит математика (33,9 % учащихся показали высокое качество знаний), на втором месте физика (32,56 % и это, несмотря на то, что средний уровень подготовки по физике самый низкий, получается, наши дети знают физику или хорошо или не знают совсем). Далее идет русский язык – 32,48% учащихся с высоким уровнем подготовки, география (28,57%), английский язык, хотя общие результаты по английскому языку соответствуют II месту по области, литература (19,51%), химия (17,14%), информатика (12,79%), биология (10,53%), обществознание (10,29%) и самый плохой результат в этом году по истории – всего 5,77% учеников показали высокое качество знаний, тогда как по области их оказалось вдвое больше – 10, 72%.

150 школьников в Московской области смогли выполнить ЕГЭ 2011 года на 100 баллов. Среди них есть и дубненцы: Елена Фефелова (школа №3), Анастасия Разаева (школа №10), Елизавета Ляпина (лицей № 6) – по русскому языку (73 человека в области); Ульяна Курилина (лицей № 6) – по литературе (14 – в области).

Впору кричать «караул»!

Лично меня неприятно поразила информация об уровне здоровья дубненских школьников. По доле учащихся с первой группой здоровья (по медицинской классификации 1 группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно-психическом развитии не более чем на один эпикризный срок) наш город оказался на шестом месте с конца среди всех 80 городов области! У нас чуть более 20% относительно здоровых школьников, тогда как в Звездном городке, занявшем первое место в этом рейтинге, их более 60%. В Дубне отмечен рост заболеваний центральной нервной системы, органов зрения, эндокринной системы. Это при том, что по сравнению с прошлым годом уровень здоровья немного повысился. Такая ситуация не позволила Дубне сформировать команду для «Президентских игр»: мы не смогли набрать 8 девочек и 8 мальчиков первой группы здоровья из одного класса одной школы города!

Но меры принимаются: уже разработана целевая программа «Здоровая школа», с этого учебного года введен третий урок физкультуры, растет число школьных спортивных секций, в которых занимаются 41% учащихся (в прошлом учебном году их было 35%, а по Московской области этот показатель составляет 31%). Т.К. Виноградова поставила перед коллегами задачу довести уровень занятости учащихся в спортивных секциях до 80%. Будем надеяться, все эти меры помогут улучшить ситуацию со здоровьем детей.

Здоровье подростков – духовное и физическое – характеризуют и следующие данные. В 2010 году снизилось по сравнению с 2009-м количество преступлений, правонарушений и случаев употребления алкоголя школьниками. А употребление наркотиков и токсических веществ возросло. Чему удивляться, если из 260 опрошенных старшеклассников попробовать наркотики предлагали семидесяти одному.

Кружки – нужные и ненужные

Составной частью школьного образования стало дополнительное образование – различные творческие и спортивные кружки и секции сегодня практически все базируются в школах. Татьяна Константиновна обратила внимание на проблемы, существующие в этой области. Диапазон их направлений определяется не потребностями детей, а возможностями школ, но  стратегическая линия развития в этом направлении пока не прослеживается. Существует и дефицит преподавателей, особенно остро – технического направления. Из 155 творческих объединений в течение года 11 прекратили существование. Из почти 1500 детей, записавшихся в кружки и секции в начале года, к концу осталось меньше половины. Тем не менее направления, не пользующиеся популярностью у детей, продолжают функционировать.

Мы ищем таланты

Поддержка талантливых детей – одна из составляющих новой национальной образовательной программы «Наша новая школа». Эта поддержка осуществляется через олимпиады всех уровней, интеллектуальные игры, творческие конкурсы и т.д. В прошедшем учебном году количество школьников, участвовавших в этапах всероссийских олимпиад, превысило 6000, хотя на самом деле участников было 2108, многие из них участвовали в двух-трех и даже четырех олимпиадах. Больше всего одаренных ребят собирают олимпиады по математике, обществознанию, праву, русскому языку, истории.

Наиболее активно участвовали в олимпиадах лицеи № 6, «Дубна», школы № 9 и № 5. Среди дубненских школьников есть победитель и три призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Это Ильяс Агакишиев (10 класс лицея № 6, немецкий язык), Павел Семашко (10 класс лицея № 6, информатика), Сергей Дедович (10 класс лицея «Дубна», физика), Максим Подлесный (9 класс лицея «Дубна», физика). А в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников у нас два победителя и 24 призера. Поздравим учителей, подготовивших двух и более победителей и призеров регионального этапа: Надежда Сергеевна Семашко, учитель информатики лицея № 6; Михаил Юрьевич Замятнин, учитель физики лицея «Дубна»; Галина Юрьевна Дунина, учитель немецкого языка лицея № 6; Наталья Алексеевна Коваленко, учитель географии и ОБЖ гимназии № 11.

В науку – со школьной скамьи

В прошлом учебном году состоялись три городские научно-исследовательские конференции, на которых были представлены 340 работ учащихся 4-11 классов. Наиболее активно в них участвовали школьники лицеев № 6, «Дубна», гимназии № 3, школ №№ 4, 9, 10. Сборная команда учащихся города Дубны под научным руководством учебно-методического центра ОИЯИ достойно проявила себя в Физическом марафоне городов-наукоградов «Шаг в науку». Финал марафона прошел 19 апреля в Троицке. Команда учеников школ города Дубны заняла первое место в номинации «За научность» с проектом «Сцинтилляционные датчики для регистрации широких атмосферных ливней». Над проектом работали учащиеся гимназий №3 и 11, школы №7 (хотя приглашались все школы города).

С апреля этого года начал работать лекторий для школьников ОИЯИ. Прослушали его лекции и побывали на экскурсиях в лабораториях учащиеся школ №№ 7, 9, 11. Продолжают работать городское научное общество учащихся и клуб «Прометей». В них на конец года занимались, соответственно, 146 и 198 школьников (в прошлом году – 136 и 120). Самые многочисленные предметные секции – секция математики (38 чел.), руководитель Александра Владимировна Моисеева, и  физики для 7-9-х классов (78 чел.), руководитель Александр Анатольевич Леонович. Наиболее активно посещают предметные секции ГНО учащиеся лицеев № 6 и «Дубна», а также гимназий № 3, и №11. Нет участников из школы № 2, хотя на ее базе работает секция химии. Всего 3 участника общества в школе № 9, а на ее базе работают самые многолюдные секции: физика и математика. Также в городе проводились множество литературных конкурсов и конкурсов сочинений, выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, в которых в общей сложности приняли участие более 1000 учащихся. С большим удовольствием школьники участвуют в различных конкурсах по информационно-компьютерным технологиям. Наиболее активно и результативно в них участвовали школы №№  3, 5, 6, 8, 9, 11, «Дубна», Центр детского творчества.

И – о деньгах

Ежегодно 20 учащихся школ города, проявивших себя в интеллектуальной, творческой, спортивных сферах, становятся муниципальными стипендиатами, а 28 дубненских школьников и выпускников прошлого учебного года получили именную стипендию губернатора Московской области.

С целью доведения средней зарплаты учителя до средней зарплаты по экономике в Московской области с 1 сентября будет произведена ее индексация: учителям, социальным педагогам, педагогов-психологов, воспитателям – на 15,5 %, директорам и их заместителям – на 10 %. Новые ставки планируются в диапазоне от 10 320 рублей (учитель со стажем до трех лет работы) до 13705 рублей (со стажем свыше 20 лет) и 16 075 рублей (учитель высшей квалификационной категории). Сейчас средняя зарплата по области составляет 28 000 рублей. С такими темпами индексации учителя всегда будет оставаться в категории малооплачиваемых профессий.  А Т.К. Виноградова пожелала всем педагогам города сохранить в душе любовь – к жизни, к работе, детям, знаниям!

Ольга Тарантина