С экскурсией на канал им. Москвы Печать
ОБЩЕСТВО
13.07.2017 08:08

15 июля 1937 г был открыт канал Москва-Волга для пассажирского и грузового движения. В преддверии 80-ой годовщины его открытия была организована поездка дубненских ветеранов в поселок Деденево, где расположен музей истории канала. Свою историю музей берет с 2007 года. За десять лет в нем собралось много интересных и очень ценных экспонатов.

Крайне увлекательную экскурсию провела для нас Галина Александровна Герке – директор и экскурсовод музея, знающая об истории гидросооружения очень много ценных фактов. А началась наша экскурсия с посещения часовенки, открытой также в 2007 году. Со смотровой площадки, которая находится рядом, перед нами открылся вид на очень живописную долину, в которой находились шлюз № 4 и здание водозабора.

Экспозиция музея посвящена проектированию, строительству, которое проходило в рекордные сроки, роли канала имени Москвы в годы Великой Отечественной войны, который был линией фронта. Благодаря мощному заделу первостроителей и грамотной последующей эксплуатации работниками канала сегодня безотказно работает все, что было возведено 80 лет назад.

Экскурсовод Галина Александровна рассказала о людях, которые посвятили свою трудовую деятельность одному из лучших каналов в мире. Сама Галина Александровна – инициативная, активная, отметила в этом году свое 80-летие и работает в управлении ФГУП канала имени Москвы 63 года.

Во время посещения музея внимание ветеранов было обращено на плакаты следующего содержания: «Минутой медлить нам нельзя – должна быть Волга у Кремля», «Наш канал должен быть самым прочным, самым дешевым». Под такими лозунгами шло строительство одного из важнейших гидросооружений страны, мощь и значение которого не уменьшилась с годами.

В экспозиции музея есть редкие архивные фотографии, документы, карты-схемы 1932-1937 годов, а также личный инструмент каналоармейцев, найденный при ремонте стен камер шлюза. Рассказывая об истории канала, его строительства, Галина Александровна отметила, что практически все приходилось копать вручную. Поначалу машинный парк составляли старые экскаваторы. Но толку от них было немного, машины постоянно ломались, а новая техника появилась только на финише стройки. Основным орудием была тачка, которую в то время называли Маруськой. Канал был в основном построен заключенными. На базе Борисоглебского монастыря в Дмитрове был организован Дмитлаг.

В настоящее время москвичи более половины питьевой воды получают благодаря каналу. В экспозиции музея много правительственных наград, дипломов.

На прощание Галина Александровна подарила нам красочные альбомы о канале им. Москвы для городского Совета ветеранов.

Ветераны очень довольны поездкой, тем более , что нам очень повезло с погодой: было солнечно и тепло.

Мы очень благодарны руководству Объединенного института ядерных исследований за предоставленный комфортабельный автобус, а также депутату городского Совета депутатов А.В. Тамонову за понимание и поддержку.

Активисты городского Совета ветеранов

80 лет отделяет сегодня нас от открытия канала имени Москвы и его головного узла – Волжского района гидросооружений. Мы должны помнить тех, кто катал тачки с грунтом, укладывал камни, месил бетон, боролся с паводками… Это им, строителям канала имени Москвы, установлен памятный знак со словами:

«Героям и жертвам – память на все времена»

Канал наш имени Москвы…

Проходит время, идут годы.

Ты нужен людям на века,

Пусть будут чисты твои воды,

Всегда красивы берега!

Поздравляем сотрудников и ветеранов ВРГС с юбилеем! Желаем доброго здоровья, успехов в труде, счастья и благополучия!