Боговедомая общественность будущего наукограда Печать
02.04.2015 08:43

Прочитав эту статью, кто-то подумает, что в ней много выдумки и наивности, кому-то покажется, что все произошло по промыслу Божьему, а кто-то скажет, что ничего удивительного во всем этом нет, просто люди делали свое дело. Оставим каждому выбрать то, что ему ближе…

Несколько раз в году ка­ждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник. В Ратминской церкви главный из престолов, находящийся в центральной части алтаря, посвящен празднику Похвалы Пресвятой Богородицы, который был установлен в честь чудесного избавления столицы Византии – Константинополя  в 626 году от осады персов и скифов.

Опасность взятия города была очень велика и грозила смертельным исходом его жителям. Горожане собрались в храме Святой Софии и со многим плачем молили Бога о спасении. Константинопольский патриарх Сергий взял икону Пресвятой Девы и обошел с нею крестным ходом по стенам города, а потом опустил в воды пролива ее ризу. По свидетельству летописца: «море закипело, вражеские корабли потонули, и неприятель отступил от города».

Впоследствии было еще несколько случаев чудесного избавления Константинополя от врагов по молитвам к Богоматери. В память об этих событиях Святая церковь установила праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.  И так как первое избавление Царьграда, или Константинополя, было около пятой недели Великого поста, то и праздник этот был установлен в субботу этой недели.

Готовясь к этому празднику, мы нашли архивные документы и фотографии. Часть из них уже размещена на официальном портале Дубненско-Талдомского благочиния www.dubna-blago.ru, а часть мы решили представить в этой статье.

Как над Константинополем несколько раз нависала угроза взятия города вражескими войсками, так и перед нашим храмом несколько раз появлялась опасность полного разрушения, но каждый раз что-то всегда мешало или останавливало.

Первый раз в 37-м закрыли и разорили храм, второй раз, в 50-е,  сорвали тракторами кресты с храма и колокольни,  третий раз вопрос о судьбе здания церкви возник в 1970 году, когда решением исполкома ОИЯИ был выделен земельный участок под строительство пионерского лагеря-профилактория. Церковь по первоначальному Генплану попадала под снос.

В нашем городе общественность всегда была достаточно активной. Вот и в мае 1973 года, как следует из документа исполкома от 20 марта 1989 года «Информация по вопросам, связанным с дальнейшей судьбой здания бывшей церкви в г. Дубне»:  «по просьбе общественности города комиссией Государственного исторического музея было проведено обследование здания… и сделано заключение о том, что сооружение можно и нужно сохранить как памятник истории и архитектуры XVIII-XIX веков».

Кто из людей входил в эту благоразумную общественность, пока доподлинно не известно. В любом случае мы все можем теперь им сказать огромное спасибо. Это был первый ощутимый шаг к сохранению разрушенного храма.

Верующие люди знают, что Господь Бог и все его святые помогают людям не явно сами, а через людей. А так как дело было в мае, то можно предположить, что сам Николай Чудотворец вступился за сохранение храма, ведь 22 мая по новому стилю еще один престольный праздник этого храма – день его памяти.

Далее из этого же документа следует: «Комиссия, созданная ГК КПСС и исполкомом горсовета с участием общественности города в августе 1973 года, обсудив это заключение, предложила дирекции ОИЯИ предусмотреть в проектно-сметной документации на пионерлагерь-профилакторий проведение специальных работ по восстановлению и реконструкции бывшей церкви с целью последующего использования ее в комплексе пионерлагеря».

Опять интересно, кто же эти замечательные люди, которые поспособствовали созданию этой комиссии и, наверняка, предложили комиссии утопическую по тем временам идею использовать здание пусть и бывшей церкви в комплексе пионерлагеря…

И «одновременно с этим в адрес директора ОИЯИ академика Н.Н. Боголюбова было направлено Открытое письмо общественности города с предложением о сохранении здания церкви с последующим использованием её под культурно-исторический центр»…

Заметим снова, что деятельность комиссии и Открытое письмо общественности пришлись на август, и тут, наверное, другой угодник Божий – Илия пророк (день памяти и престольный праздник храма – 2 августа) заступился таким немыслимым образом за сохранение и реконструкцию здания церкви.

Эти просьбы были поддержаны академиком Н.Н. Боголюбовым, который сам был из семьи священника, и решением исполкома от 19.09.73 года памятник архитектуры XVIII-XIX веков был включен в комплекс проектируемого пионерлагеря-профилактория. И опять можно сказать, что сама Божья Матерь к своему Рождеству, 21 сентября, заступилась за храм.

Но «дальнейшее проектирование и изменение Генплана объекта началось только в 1978-1979 годах. Судьба памятника глубоко волновала жителей города (общественность. – Прим.автора), и в период проведения избирательной кампании 1982 года поступили предложения в адрес кандидатов в депутаты о его сохранении. Решением сессии горсовета в сентябре 1982 года был утвержден наказ избирателей о проведении реставрационных работ на здании бывшей церкви».

И в дальнейшие годы «вездесущая» общественность города не оставляла без внимания вопрос о здании церкви. В том же документе говорится, что «в течение 1983-1985 годов, несмотря на большие трудности, при широкой поддержке общественности города были решены вопросы по проектированию и финансированию внешних реставрационных работ».

В 1986-1988 годах реставрационные работы наружной части здания церкви были выполнены опять-таки при широком участии общественности города, что подтверждается и фотографиями, размещенными в статье протоиерея Виталия Шумилова на сайте благочиния.

Вот так общественность, ведая или нет, в непростые для Церкви 70-80-е годы своей обеспокоенностью, поддержкой и участием помогала сохранить единственный памятник архитектуры на территории города.

Далее начинается другая история с участием общественности по вопросу передачи здания храма верующим для церковной деятельности, а не для культурно-исторического центра, как предполагалось ранее. Эта история занимательно описана отцом Виталием и уже публиковалась в дубненских СМИ.

В этом же документе исполкома в разделе, касающемся передачи верующим здания храма, впервые дается оценка общественной активности православных: «…за весь период существования города Дубны требование о передаче частично отреставрированной церкви – это первое проявление общественной активности со стороны верующих. В прежние годы никаких других общественно полезных начинаний с их стороны не было».

Надо заметить, что первое коллективное обращение верующих было 12 сентября 1988 года. И весьма радует, что инициатива и дальнейшая полемика о передаче церкви верующим признавалась в те годы общественно полезной. Прошедшая четверть века с того времени лишь подтвердила это.

Конечно, формулировка «при широком участии или поддержке общественности» в советское время была достаточно стандартной и часто употребляемой, но по прошествии нескольких десятков лет при чтении документов это выглядит уже совсем по-другому.

Сейчас можно сказать, что верующие наряду с церковным служением в этом храме ведут и культурно-историческую просветительскую деятельность. При храме бережно хранятся предметы археологических раскопок, это маленький музей. Здесь же проходят выставки старинных книг и православной литературы, небольшие концерты и спектакли. Работают воскресная школа и летний лагерь для детей.

Сегодня православный храм – это хранитель не только веры и духовных традиций, но и в целом всей традиционной русской культуры. Поэтому все прежние оппоненты могут спокойно пребывать в мире и радоваться, что все главные предложения общественности воплощены в жизнь.

В апрельском номере «Православной встречи» мы еще вернемся к подробностям, связанным с историей храма Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас лишь хочется добавить, что наш общий храм к своему главному празднику получил удивительные подарки. Благочинный церквей Кимрского района, памятуя о том, что в советский период достаточно много было в кимрских храмах верующих из Дубны, подарил точную копию дореволюционного образца ложечки для причастия из Преображенского храма.

Работник Ратминского храма Вячеслав Пелевин, выросший в стенах этого храма, подарил для алтаря лампаду сканного плетения, изготовленную на Софринском заводе церковной утвари в 50-х годах прошлого века.

Теперь в храме Похвалы будут храниться новые святыни: частица мощей святого преподобного Александра Свирского и частица пояса Богородицы, к которому несколько лет назад в Москве было огромнейшее паломничество.

Во время празднования благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков наградил благодарственными грамотами от имени  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия нескольких прихожан храма за усердные труды на благо Церкви: Георгия Аватесяна, Ивана Грибова и Наталью Егорову, а также поблагодарил всех присутствовавших за молитвенное единение и пожелал всем, кто когда-либо трудился и помогал при строительстве и реставрации храма, благотворителям и просто прихожанам многая и благая лета.

Елена Злобина

Фото из архива Вячеслава Пелевина