Магия восковых фигур Печать
05.02.2015 08:18

Дом культуры «Мир» заполнился «жильцами» – знакомые персонажи кинематографа, детских сказок, известные ученые, художники, артисты, политические деятели… До 8 февраля здесь открыта выставка восковых фигур. Некоторым людям представляются скучными статичные фигуры, застывшие лица не вызывают эмоций. Но если немного узнать о технологии их изготовления и относиться к ним как к произведениям прикладного искусства, то возникает интерес, многое кажется забавным. Секретами мастерства делится администратор выставки Александр Николаевич Масорин.

– Выставка принадлежит Санкт-Петербургскому музею восковых фигур, территориально он находится частично в Петергофе, частично в Ломоносове. Таких передвижных выставок сделано около 30.

Сам музей был организован в середине 80-х годов, он не единственный в стране. Была большая мастерская в Москве. К сожалению, она закрылась лет 10 назад, основную коллекцию вывезли в Суздаль, наверное, 120 фигур, в основном наша история, много писателей.

Две мастерские остались в Санкт-Петербурге. С советских времен еще есть мастерская в Киеве, но они сейчас увлеклись своими политиками – сделали фигуру Кучмы, батька Махно у них колоритный. Ранее они делали много фигур актеров Одесской киностудии. У нас Высоцкий с гитарой, а у них из фильма «Место встречи изменить нельзя», в роли Жеглова.

– Из чего делаются фигуры, ведь чистый воск не самый прочный материал?

– Технология довольно старая, это не чистый воск, а восковая смесь, в нее добавляются органические соединения для стабилизации (ведь воск плавится), чтобы температурный режим был больше, перевозки фигура выдерживала. Волосы настоящие, глаза – медицинские протезы. Есть и новые, силиконовые технологии. Герои мультиков пластиковые, чтобы дети не портили экспонаты.

– Где еще экспонировалась выставка, где побывали именно эти фигуры?

– По Московской области во многих городах – Дмитров, Железнодорожный, Одинцово, Подольск.

– Расскажите о наиболее интересной, на ваш взгляд.

Альберт Эйнштейн – очень интересная фигура. Самая знаменитая, конечно, с высунутым языком, но здесь он уставший, задумчивый. Форма старая. Дело в том, что в 90-х годах формы стали делать хуже, хорошие мастера, скульпторы советского периода ушли. Пришли новые, качество фигур стало хуже. А эта старая форма, 80-х годов.

Вообще фигуру делают несколько мастеров. Сначала скульптор создает 3-5 вариантов голов, выражений лица, комиссия выбирает наиболее похожий. Потом с этой головы, выполненной из гипса или глины, снимается форма, то есть работает формовщик, а затем в нее заливают воск. Голова внутри полая. Потом работает постижер – вставляет волосы, глаза, зубы, если надо, бороду, усы. Затем подключаются гример и костюмер. От гримера многое зависит – с помощью грима можно сделать фигуру более похожей. Вообще, есть фигуры, которые все время получаются непохожими, а вот Эйнштейн всегда похож. Дубна – наукоград, и горожане знают великих ученых в лицо, а бывает, Эйнштейна путают с Ньютоном, спрашивают:  а это тот ученый, которому яблоко упало на голову…

– Можно сколько угодно экспонатов сделать по форме? И как долго вообще живет фигура?

Отливают обычно три головы, потом надо делать новую форму. Воск сохраняет свои параметры не все время. Голова возрастом 20 лет, как правило, выходит из строя.

– Как вы их перевозите?

Они разбираются как трансформеры: руки отдельно, ноги, туловище…

– Представьте вкратце персонажей выставки.

– У нас есть детский блок: Кабарас-Барабас, барон Мюнхаузен, Гарри Поттер, Шрек с осликом, Фродо. Из нашего старого кино: Леонов в роли Доцента, Высоцкий, Вицин…

– Похож на Фреди Меркури…

– Да. Кстати, есть такое явление – Эйнштейн похож на Марка Твена, если их рядом посадить. Типаж один и тот же. Дени де Вито похож на Березовского…

Из великих и знаменитых у нас на выставке есть Дали, Эйнштейн, из политиков – от Петра I до Путина. Американские актеры, персонажи фильмов «Пираты Карибского моря» и «Аватар»…

Галина Мялковская

Фото автора