Как быстрее адаптироваться к школе Печать
13.11.2014 14:23

Осенние каникулы закончились, и для школьников снова наступили учебные будни. Как помочь ребенку с наименьшими потерями вновь включиться в школьную жизнь? Об этом читателям «Встречи» рассказывает психолог участковой социальной службы при управлении социальной защиты Алина Гребенюкова.

– За каникулы, какими бы они ни были короткими, неминуемо отвыкаешь от школьной жизни. Начало школьных занятий – это ранний подъем, интеллектуальные нагрузки и необходимость оставить все дела и сосредоточить все внимание на учебе.

Войти в новый распорядок дня  с уроками, ранними подъемами, домашними заданиями и строгой дисциплиной  не так-то просто. У детей 7-10-ти лет адаптация к школе после каникул занимает некоторое время. Если младшеклассник «окунется» в учебу как в холодную воду, без подготовки, его, скорее всего, ожидают трудности психологического свойства, которые даже могут обернуться проблемами со здоровьем.

Ребенок всегда копирует настрой своих родителей. Если мама в экзальтации говорит подружке на кухне: «Я с ужасом думаю, как же наш Вася (Петя, Миша) опять пойдет в школу! Опять двойки, замечания, проблемы… Кошмар!», ребенок будет уверен, что его ждет очень нелегкая жизнь…

Начинать надо, как обычно, с самих себя. Во-первых, родителям нельзя паниковать. Едва ли не самое главное в адаптации детей – спокойствие и поддержка родителей. Причём не важно, в первом классе ребенок учится в пятом, или в одиннадцатом.

Если говорить о первоклассниках, то их родителям можно посоветовать посвятить несколько дней восстановлению распорядка дня и контролю  за его выполнением. Имеет смысл обсудить с ребёнком – что именно и в какое время он будет делать. А потом, опять же вместе, расписать – во сколько просыпаться, когда выходить из дома к первому уроку, когда обедать, отдыхать, готовить домашние задания. Планирование – сложный для шести-семилетнего человека процесс. Нужно не только помочь составить расписание, но и помогать его выполнять, напоминать, контролировать. Вечером стоит вместе с ребёнком собрать портфель. Какие у тебя завтра уроки? Какие учебники, тетрадки ты возьмёшь в школу? Эти вопросы помогут ему сориентироваться в завтрашнем дне, усвоить план на день, понять и не волноваться.

Главное в распорядке дня школьника – стабильность. Важно, чтобы ребенок ложился спать и вставал в определенное время, вовремя завтракал, обедал и ужинал, примерно в одно время гулял и делал уроки и так далее. Четкий режим дает сигнал организму о том, что все в порядке, неожиданностей ждать не стоит. В остальном все зависит от особенностей ребенка, в том числе его «биологических часов».

Лучше, конечно, дать отдохнуть первоклашке после школы, прежде чем браться за выполнение домашних заданий. Сначала пообедать, часок посвятить прогулке, сходить на занятия в секцию или кружок. Маленькие дети могут даже захотеть поспать (остались некоторые детсадовские привычки) не нужно препятствовать этому. Но здесь важен индивидуальный подход. Кому-то проще сделать домашнее задание практически сразу после школы, а потом уже отдыхать, кому-то, наоборот, нужен длительный отдых после прихода из школы. У школьника, в каком бы классе он ни учился, должно быть достаточно времени для сна и прогулок на свежем воздухе. Почаще и подольше гуляйте с ребенком. Следите за тем, чтобы он высыпался. Не ругайте за плохие отметки и замечания. И, конечно, устраивайте ребенку праздники и придумывайте веселые развлечения.

В идеале первоклассник должен ложиться спать в десять часов вечера, чтобы нормально отдохнуть и восстановить силы к утру. Если научить ребёнка соблюдать режим дня, то во втором, третьем классе ему уже будет на что опереться, если хорошие привычки закрепятся. Стабильность даёт ощущение уверенности. Это очень важно.

Даже если ваш сын или дочь уже далеко не первоклашка, после каникул потребуется повышенное внимание с вашей стороны к его школьным делам. Ваше участие потребуется для соблюдения режима дня, для того, чтобы настроить ребенка на выполнение домашних заданий, разобраться со сложными моментами в учебе, возможно, забытыми за время отдыха. Больше хвалите ребенка, поддерживайте его усилия. Постепенно все войдет в норму, и школьник станет гораздо самостоятельнее.

У пятиклассников в школе новый этап – много учителей, хождение по классам, разнообразные требования многочисленных педагогов. Кроме того, повысилась сложность школьной программы. Идет период развития школьной самостоятельности. В этом возрасте есть категории детей, которые острее и дольше других переживают, чувствительные, легкоранимые, замкнутые, тревожные, агрессивные. После уроков им нужно обязательно погулять на свежем воздухе, отдохнуть и расслабиться, и только потом приступить к выполнению домашнего задания, чтобы переход от каникулярного режима к школьному проходила как можно менее болезненно. Родителям стоит в этот период чаще проявлять свою любовь к ребёнку – говорить нежные слова, обнимать, целовать. А для подростка подойдут одобрительные слова поддержки. Для ребёнка это особенно важно – чувствовать, что его поддерживают. Можно поинтересоваться, что произошло в школе, и ребёнок охотно расскажет приятные и не очень моменты, поделится своими переживаниями.

В этот период взрослым нужно отложить серьёзные изменения в жизни семьи – переезд, ремонт и так далее. Если ребёнок заболел, родителям нужно остаться с ним дома в этот трудный период. Когда станет полегче, вместе можно будет «догонять» школьную программу, знакомиться с новыми темами и выполнять заданное на дом. Важно не забывать, что адаптация к школе пройдёт легче, если родители в первые дни учёбы ребёнка уделят ему больше внимания, проявят терпение и благоразумие.

Подростки адаптируются к школе быстрее, но у них свои проблемы. В этом возрасте у ребенка возникает много вопросов по отношению к себе. Подросток проживает определенный кризис, и ведущий тип деятельности в это время не учеба, а общение со сверстниками. Именно через общение он понимает себя и узнает, кто он: интроверт или экстраверт. В этот период подросток хочет отделиться от родителей и стремится к самостоятельности. Но опыта и знаний у него не хватает, поэтому все значимые вещи, такие как учеба, уходят на второй план. И ждать от подростка, что он пойдет в школу с большой радостью, не стоит. В идеале у ребенка должна быть сформирована ответственность. То есть он должен понимать последствия своих действий: не пойдет в школу – пропустит что-то важное, и ему потребуется это наверстать, или получит плохую оценку.

Если ответственности нет, родители могут столкнуться с проблемами. Все, что они могут сделать в данный момент, – это предложить свою помощь. Например, предложить помочь составить ему расписание дня. Можно также подарить ребенку ежедневник, где он распишет планы на день, месяц.

Психологи говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении. Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче. И последний совет для всех тех, кому трудно вставать по утрам: выполните упражнение «Звезда». Еще лежа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд в комфортном для вас темпе. Вы очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать рабочий или учебный день.

Подготовила Ольга ПАНИНА