Доходы, расходы, долги... Печать
05.05.2014 08:20

Завершилась официальная процедура утверждения отчета об исполнении городского бюджета за 2013 год. Если помните, мы вступили в процесс рассмотрения исполнения главного финансового документа города за прошлый год 24 марта текущего года.

Городские парламентарии сначала рассмотрели комплектность составления отчета, затем последний прошел процедуру публичных слушаний, был принят за основу и на апрельском заседании Совета депутатов его утвердили. Остановимся подробнее на основных параметрах исполнения бюджета.

Но прежде о том, сколько налогов было собрано на территории города за прошлый год. Цифра впечатляет: в общей сложности налогов мы собрали 4 млрд 223 млн 300 тыс. рублей. Из них в федеральный бюджет было направлено 1 млрд 455 млн 600 тысяч рублей, в областной бюджет – 1 млрд 956 млн 400 тысяч рублей.

В доход бюджета города из этой суммы всего направлено 811,3 млн рублей, из которых 164,6 млн рублей – доходы, которые город получил в связи с межбюджетными отношениями на 2013 год.

Основные характеристики исполнения бюджета города и вообще бюджета любого муниципального образования – это исполнение бюджета по доходам, расходам и его дефицит.

Итак, как обобщила зам. главы администрации города, руководитель комитета по финансам и экономике Н.Н. Каприна,  доход бюджета был исполнен на 83,9% (при плане 2 млрд 451 млн 600 тысяч рублей исполнено 2 млрд 57 млн 717 тыс рублей). Прирост по сравнению с доходами 2012 года  составил более 152 млн рублей.

Исполнение плановых показателей по расходам бюджета прошлого года вышло на уровень 79,1% (при плане 2 млрд 643 млн 900 тысяч рублей исполнено 2 млрд 90 млн 313 тысяч рублей). Прирост по отношению к фактическим расходам 2012 года – около 187 млн рублей.

Дефицит бюджета 2013 года равняется 32 млн 600 тысячам рублей, что не превышает нормативных показателей Бюджетного кодекса РФ – не более 10% от собственных доходов бюджета, и составляет 2,2%.

В структуре доходов

В раздел доходов бюджета города входят налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Налоговые, как мы уже сказали, составили более 811 млн  рублей, неналоговые – более 458 млн рублей, безвозмездные поступления из бюджетов других уровней – около 800 млн рублей.

В бюджет области, уточнила Надежда Николаевна, возвращены неосвоенные городом на 1 января 2014 года трансферты, субсидии и субвенции на сумму 11,9 млн рублей в соответствии с действующим кодексом страны.

Кстати, основная доля в налоговых доходах – это налог на доходы физических лиц, который в прошлом году составил 513,6 млн рублей или 63,4%  от всех налоговых доходов бюджета города и 39% от общего объема доходов городского бюджета.

Причем значительную долю всех налоговых доходов составляет налог, собранный по упрощенной системе налогообложения (17,8%), и земельный – 6,9%  от  общего объема налоговых доходов.

У нас уменьшился единый налог на вмененный доход в связи с тем, что многие предприятия изменили систему отчетности и теперь отчитываются в налоговую инспекцию по упрощенке.

По разделу межбюджетных отношений город получил  более 164 млн рублей, из них чуть более 144 млн рублей – по упрощенке, 12 млн рублей – по налогу на прибыль, 8 млн рублей – по налогу на имущество. Но, к сожалению, как отметила докладчица, на 2014 год изменился доход бюджета Московской области, и мы в бюджет города получаем только налог по упрощенной системе налогообложения в размере 50%, а не 100 %, как было в 2013 году.

По неналоговым доходам (доходы от использования имущества, платежи от использования природных ресурсов, штрафы и санкции, доходы от компенсации затрат государства и доходы от продажи имущества) бюджет прошлого года выполнен на 74,1%.

Безвозмездные поступления в город составили около 800 млн рублей, что на 15,5 млн рублей больше по сравнению с поступлениями 2012 года.

Один из самых достойных показателей бюджета города, идущих первой строкой отчетов, это доходы  бюджета на душу населения. В Дубне за 2013 год они составили 27 тысяч 867 рублей.  В Московской области среди 35 городских округов, Дубна входит в первую группу городов с высокими показателями предоставления услуг на душу населения.

Доходы на душу населения по налоговым и неналоговым доходам, то есть те доходы, которые мы получаем, не принимая во внимание субсидии  и субвенции, составляют 17 тысяч 198 рублей, на 2 тысячи 117 рублей больше, чем в 2012 году.

Расходы социально направленные

На всех уровнях мы говорим, что городской бюджет социально направленный, конкретно  расходы по таким направлениям составили 1 млрд 717 млн 100 тыс. рублей или 82,1% от общего объема расходов.

Основная их доля – 53,5%, направлена на развитие образования, также большая доля расходов ушла на национальную экономику, здравоохранение и общегосударственные вопросы. Кстати, в бюджете предусмотрены всего 13 разделов расходов, из них полностью были выполнены расходы по 8 разделам, по пяти выполнение оценивается  ниже уровня.

К сожалению, пояснила руководитель комитета по финансам и экономике, планирование бюджета  города таково, что по межбюджетным отношениям, например, по передаче субвенций по строительству детсадов, независимо от освоения сумм выполнения этих работ, стоимость объекта включается в доход бюджета полностью. Это немного искажает отчетность.

Муниципальный долг

Обязательные параметры, о которых мы говорим при принятии бюджета, это сумма муниципального долга, его состояние, предельный объем. На 1 января 2014 года наш муниципальный долг равен  579, 6 млн рублей, что на 28,1 млн рублей меньше, чем долг на 1 января 2013 года.

Основные составляющие городского долга: заем банка МБРР (78,8 млн рублей), коммерческие кредиты (500 млн рублей) и муниципальный жилищный заем (0,8 млн рублей).

От собственных доходов бюджета города по состоянию на 1 января 2014 года муниципальный долг составляет 36,3 %, или 2,2% от объема отгруженной продукции. Это один из показателей, характеризующих состояние экономики города. Он не превышает допустимых 50%.  Кстати, на конец 2012 года муниципальный долг составлял 42,2 %.

В Бюджетном кодексе России четко определено, что город не имеет права делать со своим бюджетом. Во-первых, верхний предел муниципального долга не должен превышать на 1 января 2014 года 717, 7 млн рублей (у нас 579,6 млн рублей).

Во-вторых, предельный объем муниципального долга в течение года, то есть в какой-то из месяцев, не может быть более 1 млрд 119,1 млн рублей, в апреле он у нас составлял 609,8 млн рублей.

В-третьих, предельный объем заимствований не может превышать 726,8 млн рублей, объем заимствований 2013 года составил 500 млн рублей – это кредиты, которые город брал на перекредитование в прошлом году. Кредиты взяли сроком на два года, и в 2015 году они должны быть погашены либо вновь нужно делать перекредитование.

Как гасить, делать или не делать долги?

Об этом шла речь в заключение заседания Совета, перед тем, как парламентарии утвердили отчет об исполнении бюджета за прошлый год.

Депутат О.В. Лабудев уточнил у  докладчицы, какова общая сумма кредита по банку МБРР, и когда истекает срок выплаты по нему.

– Сумма два с лишним миллиарда рублей, срок выплаты датирован октябрем 2017 года, – ответила Н.Н. Каприна.

– Есть ли какой-то инструмент, побуждающий финансовый орган города погашать кредиты раньше? – поинтересовался из зала Андрей Багинян.

– Единственный инструмент здесь – это повышение доходной части бюджета, развитие экономики города, увеличение налоговых и неналоговых доходов. Либо надо отказаться от какого-либо вида услуг, но это неконструктивный путь.

– Какова процентная ставка по кредитам, которые имеет город? – прозвучал еще один уточняющий вопрос.

– Процентная ставка зависит, конечно, только от рынка. Когда я принимала бюджет города, ставка по кредитам составляла 22% годовых. В настоящее время изменилась политика Центробанка и банков в отношении кредитования, и сейчас у нас в среднем ставка 10%.

– Почему в доходную часть бюджета не отчисляется налог на прибыль? – вопрос представителя КПРФ А.П. Никифорова.

– Налог на прибыль – это налог, который предприятие отчисляет в областной бюджет. В 2013 году был принят закон Московской области о бюджете, где муниципальные образования 2% от прибыли организаций зачисляли в доход своего бюджета. На 2014 год в областной закон такое решение не принято.

– То есть город эти суммы не получает...

Подытожил обсуждение депутат В.П. Николаев. Он отметил, что в процессе обсуждения отчета о выполнении бюджета 13-го года вопросы в основном касались заимстовований  и муниципального долга.

«Муниципальный долг и долги физического лица принципиально отличаются. Иногда наличие долгов свидетельствует, в частности, об активности администрации города. Как образовался наш долг? Он образовался в 2004 году, составлял больше 400 млн рублей, и в тот же год появился кредит банка МБРР на восстановление, реконструкцию и  капитальный ремонт городских тепловых сетей.

Правильно или неправильно было сделано? Думаю, правильно. Потому  что никаких дополнительных средств в тот  период на эти цели ни в областном, ни в федеральном бюджете предусмотрено не было. Конечно, долги есть,  и погасить их, когда доходы составляют 60% от потребности, вообще-то говоря, невозможно. Либо можно чего-то приостановить или закрыть, что тоже неправильно», – заключил Валерий Павлович.

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова