ЖКХ: тарифы, нормативы Печать
27.03.2014 11:02

Сегодня мы обсуждаем тарифы на услуги жилищно­коммунального комплекса с начальником отдела ценообразования комитета по финансам и экономике администрации города Дубны Татьяной Мокрушиной (на фото).

– Кто вообще устанавливает эти расценки – тарифы на услуги ЖКХ?

–  Тарифы на коммунальные услуги – тепло­ и водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, бытовое газо­ и электроснабжение устанавливаются Комитетом по ценам и тарифам Московской области. Причём  конкретно для каждой ресурсоснабжающей организации каждого конкретного муниципального образования. Размер тарифов зависит от затрат этой организации на производство определённой коммунальной услуги.

Я часто слышу от дубненцев претензии, что в нашем городе очень высокие тарифы. Могу сказать, что они не самые высокие, если сравнивать с другими муниципальными образованиями Московской области – чуть больше средних показателей. Стоимость зависит от технологии производства услуг. Например, вода в Дубне дорогая. Намного дороже, чем в других городах и посёлках Подмосковья, поскольку берут её из Волги. Она очень грязная, требует применения серьёзных мер по очистке, а это дорого. Вот  если из артезианских скважин организован водозабор, тогда это выходит ощутимо дешевле: вода практически не требует очистки. Из скважины вода только у ОИЯИ. Получается, что для жителей институтской части города она обходится дешевле, чем, например, для тех, чей дом находится в левобережье.

Хочу заметить, что в ПТО ГХ реализуется инвестиционная программа, которая также увеличивает затраты. В этом году такую программу принял и ОИЯИ, поэтому с 1 июля дополнительная сумма будет включена в тариф.

Кроме тарифов, на размер платы за коммунальные услуги влияют нормативы потребления. Их устанавливает Министерство жилищно­коммунального хозяйства Московской области. Самые «свежие» уже разработаны и будут введены с 1 января 2015 года. Сейчас пока в ходу те, что установил муниципалитет.

Нормативы действительны только для тех, у кого нет счётчиков. Если установлены индивидуальные приборы учёта, то расчет платы за коммунальные услуги производится по их показаниям. Тариф умножается на объём потребления, и получается сумма платы. Сам норматив  зависит от того, насколько жильё благоустроено: есть ли в квартире ванна, горячая вода или колонка и так далее.

В Постановление правительства об установлении  нормативов внесены дополнения, согласно которым вводится повышающий коэффициент. В 2017 году он должен достичь 1,6 при расчете платы граждан за коммунальные услуги, тем самым стимулируется установка гражданами общедомовых и индивидуальных приборов учёта.

Допустим, сейчас норматив потребления холодной воды 6,5 кубометров на человека. К 2017 году он вырастет в 1,6 раза. То есть  если в квартире нет счётчика, будет считаться, что каждый жилец потребляет в месяц 10,4 кубометра холодной воды. За них он и будет платить. Коэффициент будет увеличиваться постепенно, и это касается всех нормативов – по отоплению, холодной и горячей воде. Безусловно, гораздо выгоднее будет поставить индивидуальные приборы учёта.

– В последнее время очень много вопросов возникает по плате за потребление горячей воды. Что это за двухкомпонентные тарифы введены?

–  Этот тариф был установлен в соответствии с действующим законодательством  и уже применяется с 1 января 2014 года. Но методика применения его ещё пока не принята, поэтому, пока не вступили в силу федеральные и областные нормативные акты, регулирующие этот вопрос, администрацией города Дубны было принято решение, что количество тепла, используемого для приготовления горячей воды (на подогрев), принимать равным предыдущему. Оно было принято при формировании тарифов на горячую воду с 1 июля 2013 года. Поэтому потребители не заметили изменений с 1 января. Для них ничего не поменялось, просто в информационном поле квитанции указано количество тепла на подогрев. Это   в соответствии с законом. Нашу позицию – применения именно такого количества тепла – поддержало Министерство жилищно­коммунального хозяйства Московской области.

Сейчас разрабатывается постановление о методике применения двухкомпонентных тарифов. Там уже расчет будет производиться дифференцированно, в зависимости от наличия в квартире полотенцесушителей и изолированных стояков горячего водоснабжения. Это вызовет, конечно, некоторое подорожание услуги – поставки горячей воды. Предполагаю, что это новшество вступит в силу с 1 июля.

– Поясните теперь, пожалуйста, что такое «жилищные услуги». И кто устанавливает тарифы на них.

–  Жилищные услуги предусмотрены Жилищным кодексом в качестве платы за жилое помещение. Это плата за наём для нанимателей и плата за содержание и ремонт жилых помещений, которую устанавливает администрация конкретного муниципального образования. Но только для нанимателей и собственников, которые не приняли на общем собрании собственные тарифы. Это относится, в основном, к членам товариществ собственников жилья. Большинство управляющих компаний в нашем городе пользуются тарифами, которые установила администрация г. Дубны. Мы принимаем уровень тарифа,  а его внутреннее наполнение каждый жилец может узнать – обратиться в свою управляющую компанию и поинтересоваться: сколько и за что он платит. Перечень услуг должен быть указан в договоре управления.

Муниципалитет рассчитал средние по городу тарифы. Они не отражают конкретную ситуацию каждого дома. Все они разные: в «хрущевках», например, маленькая площадь общих помещений, в новых домах бывают большие холлы, то есть  за уборку следует платить больше. Это следует учитывать при формировании тарифа. Так же, как и число лифтов влияет на расценки. По сути, каждая управляющая компания должна рассчитать  все эти цифры для конкретного дома.

– Очень  много вопросов возникает при обсуждении общедомовых нужд. Для начала стоит прояснить, из чего они состоят.

– Общедомовые нужды, по сути,коммунальные услуги, которые используются при содержании общедомового имущества – лестничных клеток, подвалов, чердаков, холлов, лифтов и так далее. Расход электроэнергии – на освещение лестничных клеток, силовая и световая нагрузка лифта. Расход воды – на мытьё лестничных клеток, загрузочных клапанов мусоропроводов, мусороприёмных камер и так далее. То есть примерно столько, сколько израсходуют уборщица и дворник.

Сумма за расход воды на общедомовые нужды для каждой квартиры рассчитывается просто. На входе в дом установлен общедомовой счётчик воды. Он показывает, сколько всего дом получил воды. В квартирах стоят индивидуальные приборы учёта. Они фиксируют, сколько каждая семья израсходовала. Если их нет, то берётся норматив. Показатели расхода всех квартир складываются, а затем  их общая сумма вычитается из «входящих» данных. Получается расход воды на общедомовые нужды. Затем он делится на все квартиры в зависимости от метража. Чем больше площадь, тем больше сумма.

Однако бывает, что сумма, определённая для квартир в качестве оплаты общедомовых нужд, непомерно велика. Бывают так называемые «резиновые квартиры». В них никто не прописан, не стоят счётчики, а люди живут. Получается, что по индивидуальным приборам учёта нет данных о расходе воды, по нормативам нельзя посчитать,  поскольку нет прописанных в такой квартире жильцов. По документам выходит, что расхода нет вообще. А поскольку в реальности он есть, сумма автоматически «раскидывается» по остальным квартирам дома.

Ещё вариант, когда в доме есть нежилые помещения, и их владельцы или арендаторы несанкционированно подключаются к воде и расходуют её,  не оплачивая. Как решается проблема? Просто – обращением в управляющую компанию. Это  её компетенция.

– В заключение хотелось бы узнать, будет ли традиционный рост платы за услуги ЖКХ с первого июля?

– Конечно. Тарифы на коммунальные услуги уже установлены. То есть  они устанавливаются на год, с «разбивкой» – с первого января и с первого июля. В июле рост платы граждан за коммунальные услуги в нашем городе не превысит 6 %. Поскольку не муниципалитет устанавливает эти тарифы, он не может на это никак влиять. Но рычаги сдерживания есть у государства. Раньше существовал специальный предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги. С 2012 года он был отменён, но сейчас, в связи с социальной значимостью этих услуг и напряжённостью, возникшей в этой сфере, скажем так, вновь стал актуален. Снова идёт разработка основ формирования этих предельных индексов, и по закону  они будут установлены с 1 июля 2014 года. Могу предположить, что они будут зависеть от роста инфляции.

Ольга ПАНИНА