Депутат расставил акценты Печать
06.02.2014 09:22

Сфера ЖКХ – актуальная и взрывоопасная тема для дубненцев, особенно сегодня, впрочем, таковой была и вчера, будет и завтра: она из разряда вечнозеленых. В городе вновь развернулась борьба за управление жилым фондом, вновь запущен процесс голосований и переголосований собственников в ходе общих собраний... 

Как бы не утонуть в этом штормящем море, не утратить способность трезво и взвешенно мыслить, сохранить логику и спокойствие, а главное – как бы здесь не обмануться. Сегодняшнюю ситуацию в ЖКХ города комментирует депутат городского Совета депутатов, председатель профильной комиссии по жилищно-­коммунальному комплексу и городскому хозяйству Вячеслав Борисович Трофимов (на фото), который посчитал необходимым поделиться своим мнением о происходящем в городе, расставить акценты.

С чего все начиналось?

С принятия в 2005 году Жилищного кодекса, определившего все, что сегодня регламентировано в сфере ЖКХ. В 2007 году был создан фонд реформирования ЖКХ, основной задачей которого был капитальный ремонт зданий, сооружений. Кстати, на сегодня по разным экспертным оценкам от 70% до 80% жилого фонда страны требует капитального ремонта.

Предусматривалось, что фонд выделяет эти деньги только тогда, когда городские поселения наберут 60% частных управляющих компаний и 20% ТСЖ. Дубна с 2007 по 2009 год раскачивалась, смотрела, как этот процесс пойдет в стране. Реформа в городе началась с конца 2009 года.

На момент, когда мы уходили под частные УК, их было пять, четыре из них возглавили В.И. Оськин, И.С. Чихалов, Т.А. Богачева и С.А. Володин – люди, работавшие в сфере ЖКХ, пятую  возглавил депутат горсовета О.В. Лабудев. "Обратите внимание, жители голосовали за тех людей, которых знали, чужие в город не пришли", ­ подчеркнул В.Б. Трофимов.

На момент перехода из муниципальной управляющей компании в частные остались долги за муниципалами по разным причинам, поэтому на сегодня перед энергетиками большие финансовые задолженности, и обвинить во всем УК было бы неправильно.

Сумма долгов складывается из неплатежей физических лиц, юридических, в том числе и бюджетных, управляющих компаний, которые на определенных этапах деятельности отзывали договора с ИРЦ "Дубна" на какое­то время, подразумевая, что сами будут рассчитываться с энергетиками, и самих энергетиков (некоторые выставляли УК суммы за потребленный ресурс, не соответствовавшие реальному потреблению).

Причем, отмечает депутат, в трех частях города ситуация с долгами разнится: лучше всех обстоят дела на Большой Волге, где энергетики нашли взаимопонимание с УК, там задолженности минимальные. Наихудшее положение в институтской части, на что есть свои  причины.

Энергетики пошли в суд. Здесь судебная инстанция по-­разному подошла к решению: например, ОГЭ ОИЯИ выиграл все суды с управляющими компаниями, хотя УК "Управдом Дубна" по этим же вопросам выиграла у ОАО "Энергия-­Тензор", причем и в первом, и во втором случае судила одна судья...

Поиграли с запятыми, тире, заглавными буквами

Прошло время, управляющие компании  научились работать, разобрались в схеме финансовых потоков, и вы помните, что осенью прошлого года началось создание двойных компаний: УК поиграли с запятыми, тире, заглавными буквами.

"Это нас настораживало, все чувствовали, что готовится банкротство. То есть перейти в новую компанию, повесив все долги на старую, а последнюю обанкротить, чтобы не платить долги. Но они все равно будут висеть на энергоснабжающих организациях перед Межрегионгазом. Оговорюсь, что конкретные действия в этом направлении (банкротства) на сегодня не предприняты.

Никого не хочу защищать, но напомню, что с 2005 года в ЖК совершенно не предусматривались меры воздействия органов местного самоуправления на частные УК, наоборот, говорили, что нельзя кошмарить бизнес. Органы самоуправления должны были создать условия для работы частных компаний", ­ говорит В.Б. Трофимов.

Жизнь показала, что с 2005 года  в Жилищный кодекс были внесены около тысячи поправок, статей, дополнений – документ оказался очень сырой. С 1 июля 2012 года начала действовать поправка, которая позволяла органам местного самоуправления реагировать на обращения и жалобы жителей, они должны были в 5-­дневный срок проверить и обратиться в органы правопорядка или инициировать собрание по смене формы управления дома или замене УК.

Но методы практически оказались не рабочими, и все разногласия должны были  разрешаться в суде.

После "драки"?..

Когда во второй половине прошлого года сначала две управляющие компании были проданы (подарены), потом  и третья, и на рынок городского ЖКХ пришло физическое лицо, в руках которого оказалось 70% жилого фонда города, администрация, Общественная  палата, Совет депутатов начали взаимодействовать и думать, как выходить из этой ситуации.

"Пришло видение наметить план мероприятий по нормализации платежей в сфере ЖКХ. К сожалению, это все затянулось, план есть, но официально он не принят. Вопросы, которые мы обсуждали, вылились в решение создать Городскую единую управляющую компанию (ГЕУК). Здесь тоже есть много вопросов, я бы, например, никогда не назвал ее единой. Но, в любом случае, создалась компания, вышла на рынок, предлагает свои услуги. Выбор за жителями", ­ комментирует Вячеслав Борисович.

Первый зам. главы администрации города В.Б. Мухин входит в члены Совета директоров ОАО "ПТО ГХ" и ОАО "Энергия-­Тензор", поясняет депутат, на правах должностного лица администрации, курирующего это направление, потому что в каждой организации имеется доля  муниципалитета.

Сегодня в ГЕУК четыре учредителя – юридические лица (ОАО "ПТО ГХ", ОАО "Энергия­-Тензор", ООО "Экосистема", ООО "ИРЦ Дубна") плюс одно физическое – директор Ю.Г. Сницар, кроме того, подали заявления приборный завод  "Тензор", ДМЗ, ГосМКБ "Радуга", Монтажспецстрой. То есть создается конгломерат компаний с сильнейшей базой, у которого есть все возможности решать вопросы содержания многоквартирных домов.

Будем надеяться, что взаимодействие и объединение компаний с сильнейшей базой у нас случилось вовремя, не после драки...

Отказали, потому что не проверили

Что касается работы городского Совета депутатов, то, говорит Вячеслав Борисович,  после всех противоречивых публичных обращений УК председатель Совета М.В. Подлесный  обратился в дубненский ОМВД с заявлением о возбуждении уголовного дела в связи с тем, что платежи энергетиков уходили на сторону.

Пришел ответ, подписанный зам. начальника полиции, об отказе в возбуждении уголовного дела. После беседы со всеми  руководителями данных УК, говорится в ответе, из их показаний было выявлено, что компании ничего не должны. Было назначено проведение документальных исследований, но в связи с ограниченными сроками проведения проверки результаты исследования не были готовы, поэтому решено отказать в возбуждении уголовного дела.

"Это вообще какой­-то нонсенс: документы не дали, их не исследовали, сроки прошли, поэтому отказываем…

Что сегодня делать? Кому платить? Или вообще не платить, пока не разберутся? Сегодняшняя ситуация напоминает недавнее положение д.№2 на ул. Понтекорво, где суды шли два с лишним года. Платить надо, только квитанции не выбрасывайте. Дело в том, что не платить мы не можем, но, уверен, двойных квитанций не будет", ­ заверил В.Б. Трофимов.

Активисты, объединяйтесь!

В заключение депутат при выборе управляющей компании посоветовал активным людям, которые наверняка есть в каждом доме, пусть их несколько человек, внимательно посмотреть предлагаемый проект договора, внести туда свои предложения, то есть надо, чтобы возникающие вопросы решались совместно.

Кстати, на примере собственного дома Вячеслав Борисович озвучил разницу между начислениями жителям ИРЦ "Дубна" и ОГЭ ОИЯИ: за 2012 год она составила 759 тысяч рублей, то есть энергетики за год начислили на такую сумму больше. Кто неправильно начисляет?

"ИРЦ работает строго по документам. Разница в трех показаниях. Когда не работает общедомовой счетчик, некоторые энергетики выставляют счета на воду, не учитывая индивидуальные счетчики в квартирах, а ООО "ИРЦ  Дубна" не может так считать, если собственник платит отдельно. Второе: не учитываются  временно отсутствовавшие люди, третий момент: злополучные полотенцесушители.

Наша УК должна была в конце года сделать ревизию по всем своим домам, выяснить, разобраться, пойти в суд. В итоге она этого не сделала, сумма сложилась в долги", ­ заключил парламентарий.

Капитальный ремонт

С 1 мая нам предстоит платить за капитальный ремонт, кроме тех домов, которые не участвуют в программе. Однозначно в ней не участвуют только аварийные, ветхие дома и те, которым  капремонт не нужен, то есть новые. Естественно, деньги за капремонт их жители платить не будут.

Правительство Московской области утвердило тариф на капремонт в 7 руб. 30 копеек. Эта сумма может измениться по решению собрания жильцов дома только в большую сторону (в меньшую нельзя), за исключением ТСЖ, которые сами определяют, сколько будут платить. Программа рассчитана до 2038 года включительно, то есть на 25 лет, потому что каждые 25 лет надо производить капитальные ремонты.

"Акцентирую ваше внимание, что мы за капитальный ремонт до этого не платили, в капремонт входит ремонт кровли, подвалов, чердаков, стен, фундаментов, лифтов, внутреннего инженерного оборудования плюс тепловые пункты, счетчики учета – все, что относится к общему имуществу", ­ говорит В.Б.Трофимов.

За  февраль жителям предстоит провести собрание, если оно не будет проведено, то деньги будут уходить в региональный фонд, если оно проведено и принято решение о создании специального счета, то региональный оператор его создаст, и деньги  аккумулируются на нем и без решения общего собрания тратиться не будут.

Но, если будет специальный счет, то дом не может рассчитывать на деньги из общей копилки. Например, чтобы поменять лифты, дому надо копить два и более лет. Если деньги лежат на общем счете, то очередность капремонта предусматривает определенные критерии оценки: год ввода дома в эксплуатацию, техническое состояние, платежеспособность населения и т.п.

В первую очередь отремонтируют дома, которые на момент приватизации первой квартиры не были капитально отремонтированы. Тогда, если помните, было требование: государство должно было провести капитальный ремонт и тогда только передать в собственность, однако когда на рынок пришли частные УК, они не обращали на это внимание. С одной стороны, государство должно было, а с другой…

Надо заметить, что региональный оператор сформирует общий фонд, но он будет только в Дубне, за счет нашего города Дмитров или Талдом ремонтироваться не смогут. То есть деньги, собранные в общий котел Дубной, пойдут на ремонт в городе. Но это также предусматривает выделение и федеральных средств, и областных, и городских.

Примерно мы будем платить 350­400 рублей в месяц с квартиры. Программа  предусматривает компенсации жителям, которые с условием этой оплаты выйдут за пределы 22%. Деньги, говорят, уже заложены.

Кстати, сегодня из всех тарифов, которые установлены в ЖКХ, один единственный – на  содержание и текущий ремонт муниципального жилья – устанавливает администрация города. До 1 марта управляющие компании должны отчитаться и предложить жителям свой тариф, и закон гласит: если жители не собрались на собрание или не приняли этот тариф, УК может принять муниципальный тариф. Но в прокуратуру люди обращались по другому поводу: компании просто не проводят собрания…

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова