Польша-2013: Голдап-Гданьск-Мальборк Печать
26.09.2013 10:20

(Продолжение. Начало в №35 от 05.09.13)

Как мы уже рассказывали, команда дубненских спортсменов стала участницей XIX Международного легкоатлетического пробега «Гусев–Голдап». Дистанция в 21 километр 97 метров (полумарафон) пролегала по российской и польской земле. В нашу сборную легкоатлетов вошли сразу трое спортивных представителей ОАО «ГосМКБ «Радуга» – Максим Щербаков, Василий Черников  и Алексей Козлов и помощник главы города ультрамарафонец со стажем Андрей Хачатуров, как раз и возглавивший делегацию.

Мы продолжаем рассказ о пребывании дубненской делегации в Польше. 

ГДАНЬСК

Выехали из Голдапа очень ранним утром и вот примерно через шесть часов пути по извилистым северным польским дорогам уже старательно разминаем ноги в самом центре древнего Гданьска. Ему более тысячелетия, и это только по официальным источникам. Сейчас это обычный большой современный город, слившийся в восьмисоттысячную агломерацию с Сопотом и Гдыней. Этому даже название придумано Тшимясто, или Трёхградье.

Но есть у Гданьска своя собственная изюминка, притягивающая многочисленных туристов. В историческом центре несколько улиц, которых вполне хватает для полноты впечатлений о прошлом одного из богатейших городов Ганзейского союза.

Исторический Гданьск называют вторым Амстердамом – за схожесть его узких высоких домиков с аналогичными нидерландскими. Честно говоря, сначала эти фасады привлекают оригинальностью, богатой лепниной и золотым блеском. Потом становятся, скажем так, не очень интересны, потому как  уж очень они однотипны.

А вот грандиозный костёл Святой Девы Марии, взмывающий к небу на 105 метров! Ни один любитель готики мимо равнодушно не пройдёт, да и не любитель тоже. Внутреннее его убранство можно осматривать достаточно долго, всё время находя что-то новое. Особенно выделяются грандиозный орган, нависающий над входом, огромный алтарь и уникальные четырнадцатиметровые астрономические часы.

По поводу «размерного первенства» судить не берусь. По одним источникам, гданьский костёл самый большой в мире, по другим, уступает Кёльнскому собору

Украшением бывшей торговой площади, ставшей теперь центральным местом сбора туристических групп, служит здание, где размещалась Главная городская ратуша.  Её восьмидесятиметровая башня служит хорошим ориентиром, а регулярная колокольная музыка карильона придаёт окрестностям дополнительный колорит.

Рядом с ратушей фонтан с Нептуном, намекающим плохим знатокам географии, что Гданьск город портовый, к тому же морской.

Откровенно мешают, а если прямо – просто раздражают разномастные шатры, заботливо прикрывающие торговые точки с пивом, едой и сувенирами. Куда фотоаппарат не наведёшь – всюду в объективе колыхающиеся тряпки, перекрывающие архитектурные произведения. Понятное дело – бизнес. Но… В общем, очень даже неприглядно.

Обязательная часть осмотра старого города – набережная Вислы. Противоположный берег – яркая иллюстрация постигших город разрушений Второй мировой. А сама река бурлит жизнью, на её неширокой глади хватает места множеству разномастной прогулочной техники – от суетливых гидроциклов до очень качественных копий древних торговых судов.

Ещё одна особенность старого Гданьска – совершено замечательные водосточные трубы, завершением которых являются различные чудища. В хороший ливень их пасти низвергают приличные струи.

В общем, здесь надо не лениться крутить головой и вверх, и вниз, и в стороны – всегда найдётся что-нибудь примечательное. Второй вариант – фотографировать всё подряд и потом спокойно рассматривать…

МАЛЬБОРК

Грандиозное творение рук и ума человеческих расположено в семидесяти километрах от Гданьска. Впрочем, оно может находиться где угодно, оставаясь при этом самым большим в мире замком из кирпича…

Это как пирамиды Гизы или Карнакский храм – о них можно долго рассказывать и даже при этом что-то показывать, но никакой рассказ и даже самый качественный видеоряд не в состоянии передать истинной величины, величия и духа сооружения.

Семисотлетний замок, многие годы бывший столицей знаменитого Тевтонского монашеского ордена и повидавший не одного Великого магистра, до сих пор имеет вид совершенно неприступный. Экскурсию по нему лучше делать в вольном режиме – с помощью «слухачек», которые приобретаются на входе. Можно идти по предложенному порядку, а можно и просто нажимать на аппарате тот номер, куда неожиданно забрёл, и получать суперкачественный комментарий увиденному. Всё очень просто, доступно, понятно.

Честно говоря, для меня посещение Мальборка стало настоящим откровением. Всегда думал, что замки – холодные, мрачные, исключительно суровые. Этот же больше похож на дорогие апартаменты. Внутри очень уютно благодаря продуманной системе вентиляции и отопления. Нет даже намёка на то, что ты находишься в глубине огромного каменного мешка.

Впечатляют и многочисленные внутренние дворики. По сути, они «заперты» между огромными стенами, но это не давит, а только прибавляет ощущения спокойствия и защищённости.

Понятно, что покои верхушки Ордена и кельи рядовых монахов отличались по уровню комфорта, как и образ их жизни, но…

А если в общем-целом, то Мальборк был, есть и останется одной из величайших строек человечества. Это безо всяких преувеличений.

И самое главное – всё здесь сохранено в максимально приближённом к историческому прошлому виде. Как правильно подметил один из моих друзей – такое ощущение, что рыцари просто на охоту вышли…

ВИАДУК

Километрах в двадцати от Голдапа расположено интересное сооружение, бывшее раньше железнодорожным мостом через ущелье. Если не знать о том, что возведён он в начале прошлого века, вполне сошёл бы за наследие древних римлян. Сюда Марьян привёз нас на второй день визита, а потом сделал небольшой крюк – в деревню, где как раз проходил праздник местного пирога, имеющего вкус бисквита и вид «многоэтажки» из шипастых коржей.

БАШНЯ

А в самом Голдапе мы ещё и на бывшую водонапорную башню забрались. Теперь это музей быта с обзорной площадкой и небольшой кофейней. Высота приличная, вся округа – как на ладони.

ДОРОГИ

Так вышло, что нам пришлось изрядно поколесить по дорогам польского севера. По большей части это были узкие, очень извилистые двухполоски, но и на современных автобанах тоже побывали.

Качество покрытия везде очень приличное, некоторая тряска и шум возникают лишь на старой прусской брусчатке. Очень много участков, где вовсю идет ремонт – от простого до капитального, с изрядным расширением проезжей части. Но и в первом, и во втором случае всё делается на совесть, многослойными стадиями.

Змееподобность старых дорог объясняется не особенностями рельефа, а всё тем же прусским прошлым. По словам местных жителей, эти «виляния» должны были страховать дороги от прицельного бомбометания…

Несмотря на повороты и постоянные ныряния вверх-вниз, польские водители ведут себя совершено раскованно в плане скоростного режима, но почему-то ощущение безопасности от этого не уменьшается. Может, потому, что дисциплина в головах несколько иная? В том смысле, что она есть в принципе…

Очень развито «дорожное братство» – радиостанции практически у всех, и они активно используются. Диалоги примерно такие: «Мобилки, мобилки… Я выехал на участок (такой-то), как там дела с полицией?» В ответ следует предупреждение о засаде на таком-то километре или заверение, что путь свободен.

С помощью тех же радиостанций можно получить любую информационную помощь в не сильно знакомом городе. Просто задавай вопрос в пространство, и кто-нибудь обязательно ответит…

Очень много путешествующих велосипедистов, по одному и группами. Едут спокойно даже по самым узким местам с полным отсутствием обочины, и их также спокойно объезжают. Полное взаимоуважение.

ЕДА

Ещё по прошлому визиту в Польшу знал, что местная кухня достаточно тяжёлое испытание для желудка. Можно, конечно, проявляя осторожность, есть только то, что более привычно. Но, согласитесь, не попробовать местных изделий, это… В общем, неправильно.

Здесь очень много жирного и столь же много пропитанного уксусом. А уж совсем необычным для меня оказался в этот раз «та тар» – проще говоря, сырой говяжий  фарш, в котором, кроме сырого яйца, ничего больше нет. Говорят, это блюдо распространено и в других странах, в Польше же его едят с мелко нарезанным луком и аналогичными солёными огурцами. Размешал всё это, и вперёд. Сами поляки советуют употреблять его под водку – я обошёлся пивом…Вкус, на удивление, совершенно изумительный. Если преодолеть в себе надуманные комплексы, то за уши не оттащишь…

Не буду описывать все кулинарные изыски. Скажу лишь, что кормили нас более чем разнообразно, предлагая такое количество и ассортимент, объять которые было просто невозможно. Первые дня два я ещё пытался как-то угодить радушным хозяевам излишним чревоугодием, потом силы просто иссякли – ну не может обычный, да ещё и бегающий индивид столько есть!

ЛЮДИ

Ничего, кроме приятных впечатлений и добрых воспоминаний. Прекрасно понимаю, что заботы, связанные с нашим приёмом, оторвали людей от нелишних минут личной жизни. Но желание сделать наше пребывание максимально комфортным было действительно искренним, в противном случае это невозможно было скрыть «официальными улыбками».

Здорово, что удалось встретить дружную команду единомышленников, активно развивающих спортивную составляющую городской жизни.

Ещё раз огромное спасибо Мареку, Марьяну, Ханне и Славику. Спасибо всем, кто был рядом с нами и кого я не назвал. В маленьком Голдапе теперь остались большие друзья, с которыми всегда приятно встретиться…

Андрей ХАЧАТУРОВ

Фото автора и Анны СУХОЙ

Полная версия на сайте http://ultramarafon.blogspot.ru/2013/09/2013.html