Этот многоликий МАКС |
06.09.2013 13:31 |
Если бы международный авиационно-космический салон МАКС проходил не раз в два года, а, например, раз в месяц, он, скорее всего, так и остался бы самым посещаемым мероприятием в России. Более 150 тысяч посетителей в последний день работы 11 авиасалона (это более чем двукратное население сегодняшней Дубны, сразу собранное в одном месте! И это несмотря на плохую погоду. Что-то есть такое у нас в крови, впитанное с молоком матери, что заставляет нас вновь и вновь устремляться к небу. Для нас оно прекрасно! Так же, как, например, для бразильцев – футбол. К слову, матчи на знаменитой «Маракане» до реконструкции этого легендарного стадиона регулярно собирали примерно такое же количество зрителей. Футбол в Бразилии называют второй религией. Для нас таковой, видимо, является НЕБО.
МАКС-2013 Поэтому ничего не поделать! Есть как есть. Сегодня МАКСом-2013 и гордятся, и ругают его. Причем все кому не лень. Ругают за плохую погоду (такая уж у нас концовка лета), за сокращенную летную программу и не очень хорошую организацию. Речь, конечно, о простом зрителе! Потому что специалисты свои дивиденды точно получили. Минул экономический кризис – минули и связанные с ним проблемы. Наверное, главная особенность МАКСа-2013 – он стал самым прибыльным за всю историю этого авиасалона. Контракты заключены на сумму, превышающую 21 миллиард долларов. Ведь МАКС – это не только выставка достижений нашей родной авиационной промышленности (и не только нашей), это демонстрация инженерной мысли, воплощение теоретических наработок в жизнь. Это ПАК ФА (в варианте Т-50), Су-35С, Ту-204СМ, Ан-70, новейший многофункциональный вертолет Ка-62 и многое многое другое. Радуга на МАКСе Не самая хорошая погода и сокращенная летная программа так и намекали посетителям авиасалона обратить больше внимания на содержимое павильонов. И если бы здесь провели конкурс на самое красочное оформление, в число победителей наверняка вошел бы стенд корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Корпорация развивается – прибывает новыми предприятиями, новыми идеями и новым вооружением. Так, дубненское машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» участвует в каждом МАКСе. В 2013 году предприятие выступило здесь под девизом: только новое! Об изменениях, которые произошли по сравнению с предыдущим авиасалоном, рассказал генеральный директор ОАО «ГосМКБ «Радуга» Владимир Николаевич Трусов: – Во-первых, прошло два года. Естественно, «оборонка» не стоит на месте, и внимательный зритель нашей экспозиции заметил, что здесь представлено только новейшее оружие. «Ничего старого» как сказал наш руководитель Борис Викторович Обносов. На этом МАКСе наш стенд, наверное, самый красивый. Сегодня здесь присутствует обновленная корпорация, к нам присоединилась большая группа предприятий, в том числе «НПО Машиностроения» (Реутов). Что касается экспозиции, то здесь оружие, которое мы предлагаем на экспорт, новейшее – это главное отличие. Еще одно отличие от предыдущего МАКСа – это еще больше доброжелательности, внимания. По крайней мере, к нашему стенду. Очень много иностранных посетителей. Конечно, работа оружейников, авиационное вооружение, которое представлено на нашем стенде, – все это впечатляет! Ну и нам тоже нравится (смеется). – Что всетаки позволяет вам быть конкурентоспособными на этом непростом рынке? – Здесь, опять же, есть чтото новое: или дальность увеличена, или боевая мощность в два раза. Применены новые системы управления, навигации, наведения. То есть тактико-технические характеристики, которые мы показываем, самые современные. Тем более что ракеты нашей корпорации, в том числе и «Радуги», адаптированы ко всем типам самолетов. И сегодня не важно какой самолет: ракета адаптируется к любому носителю. Это трудно, сложно, но, тем не менее, это получилось. И мы предлагаем линейку вооружения от ракет класса «воздух-воздух» до противокорабельных ракет и бомб. Если говорить о конкуренции, то, честно говоря, она имеет две стороны – это одновременно и хорошо, и плохо. Конкуренция заставляет работать на лучшие показатели, на более эффективное оружие. Мы же не одни в мире делаем это оружие! И если покупают наше оружие, значит, мы находимся на высоком уровне, значит, конкурентоспособны. – Как сегодня развивается коллектив предприятия? – Во всех достижениях огромная работа всего нашего коллектива – ученых, конструкторов, рабочих, испытателей. Сегодня мы понимаем, что трудные времена, когда не было заказов, когда не было финансирования, прошли. В настоящее время самое главное для нас – те заказы, которые мы сами в общем-то то и организовали. Их надо выполнять, и сегодня все предприятия нашей корпорации, в том числе и «Радуга», работают даже в выходные. Так надо! Потому что вооружение никогда не создавалось медленно. Еще один интересный и очень важный, на мой взгляд, момент. На открытие авиасалона приезжали наши молодые специалисты, походили, посмотрели. Одно дело видеть только себя, другое – видеть и оценивать, что вокруг тебя делается. Это очень важно! Для той же конкуренции. А вообще для меня коллектив «Радуги» самый лучший в мире. Он достоин всяческих похвал и преклонения. Он – работает! «Какая ракета вас интересует?». Здесь такую фразу услышать абсолютно нормально. «Радуга» на МАКСе-2013 представила ракетный комплекс «Овод-МЭ». Хорошо известная высокоточная авиационная ракета Х-59 МК модернизирована и находится в серии. Есть заказы. Кроме того, заканчивается модернизация Х-58УШКЭ – единственной в своем классе ракеты внутрифюзеляжного размещения. Здесь заказы точно будут. И, скорее всего, как от отечественных, так и от зарубежных вооруженных сил. Новое всегда интересно. Поэтому на стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» всегда много посетителей. Олег Жданкин, заместитель начальника Управления военно-технического сотрудничества НПО «Сатурн»: – У нас всегда были высокопрофессиональные отношения. Работа эта начиналась более 20 лет назад. Мы участвовали в создании двигателей для изделий «Радуги», а также «Звезды» и «Стрелы». И я всегда стараюсь посмотреть наши новые разработки. Ведь мы делаем двигатели, а значит, у нас есть общие интересы. На улице Чуть ли не в первый же день работы авиасалона выполнили деловую программу вертолетчики. «Аллигаторы» и «Ночные охотники» как всегда оказались на высоте. Большую рекламу на этот раз получил новейший многофункциональный вертолет Ка62. Нефтяники и просто богатые люди – в восторге! «Объединенная авиастроительная корпорация» отрапортовала о заключении контрактов на поставку более 100 гражданских самолетов. Но, как, впрочем, и всегда основное внимание – к военной технике. Здесь повышенной активностью отличалась группа военных из Египта. Видимо, это следствие ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке. И именно здесь, на улице, можно увидеть, наверное, самое симпатичное лицо МАКСа. В любую минуту самолет со статичной экспозиции может отправиться в полет. Оживают, суетятся до того мирно беседующие между собой авиационные техники, и пошло поехало. Сперва готовиться к полету отправляется многофункциональный истребитель Су-35, за ним – сверкающий краской новейший пассажирский Ту-204СМ, а где-то вдалеке тягач вывозит из общего строя знаменитого «Аллигатора» (вертолет Ка-52). Дмитрий Косарев, посетитель авиасалона: – Иностранной техники очень мало представлено, поэтому самое интересное – наша техника. Я с детьми пришел сюда, для них, конечно, интересна наша военная техника. Я сам когда-то служил в авиации, что могу им рассказываю. Елена Мамедова, Татьяна Дружинина, посетительницы авиасалона: – Это же романтика. Самолеты! Мы здесь представляем компанию, с удовольствием ходим, смотрим, в том числе и на наш самолет. А так, конечно, ожидаем демонстрационных полетов. Очень интересно всегда посмотреть на это. Скромно,но изящно Когда в небо поднимается Су-35, кажется, что на какое-то время перестают действовать законы физики. Конечно, пилотаж на скорости завораживает. Но когда многотонная машина на малой высоте уходит в пологий штопор, вращается, вращается, вращается, а затем с легкостью продолжает полет, здесь непроизвольно возникает ощущение, что человек может все. Ведь это не легкий тренировочный самолет, а серийная боевая машина. Впрочем, от военных летчиков старались не отставать и гражданские. Французский экипаж самого большого в мире пассажирского самолета Аэробуса А-380 продемонстрировал, что даже очень большой машиной можно управлять очень изящно. Пролет огромной машины на сверхмалой скорости оставил неизгладимые впечатления. Как будто в небе летит не самолет, а сказочный дракон. За это МАКС и любят. Приходят, приезжают сюда целыми семьями за романтикой неба, а уходят с чувством гордости. Даже если обратный путь, как в этом году, превращается в настоящее испытание. И если футбол в Бразилии – «вторая религия», то МАКС в России – самое посещаемое мероприятие. Андрей БАШКИН
|