Вспоминая предков Печать
08.08.2013 06:49

Завершился третий Международный фестиваль исторической реконструкции «Былинный берег».

Предисловие

Дорогой читатель, хочу быть с тобой откровенной! Первый раз за всю свою десятилетнюю бытность журналистом мне так тяжело далась статья. И не потому, что не о чем написать, – наоборот, за последние две недели вокруг меня произошло столько событий, которые практически невозможно поместить в скромные газетные рамки. До сих пор мне сложно поверить, что эта сказка закончилась. Пусть даже всего лишь на год.

Но обо всем по порядку…

Куда приводят мечты

На фестиваль «Былинный берег» каждого привели свои мечты. Кто-то хотел увидеть отчаянные сражения средневековых воинов, поединки лучников и щитников, кто-то – посмотреть на красивые костюмы участников фестиваля, попробовать средневековую кухню, посетить богатую ярмарку. Но, пожалуй, сами реконструкторы приезжают сюда не только за этим. Невозможно передать словами, что чувствуешь, когда тебя окружают такие же интересные, яркие, по-хорошему сумасшедшие люди, которые просто любят жизнь – такую, какой она была десять столетий назад. Когда ваши слова, мысли и устремления живут в едином пространстве.

Еще на прошлом фестивале я загорелась идеей реконструкции. И в этом году мне посчастливилось оказаться среди участников! А все благодаря тому, что в Кимрах появился свой клуб исторической реконструкции. С большинством его участников я уже была знакома на момент создания клуба и, разумеется, сразу же согласилась вступить в их пока немногочисленные ряды.

Меряне

Клуб получил название «Меря». Об этом племени финно-угорской группы известно очень мало: информацию приходится собирать по крупицам. Но уже достоверно известно, что меряне проживали по всему верхнему Поволжью, в том числе и на территории Тверской области, вот почему клубом было принято решение реконструировать именно этот народ.

Его руководитель Виталий Калачёв в реконструкции решил попробовать себя в прошлом году, посетив «ББ-2012». Вместе с коллегой по мечу Александром Суховым они сплотили настоящую команду единомышленников. Особенно приятно, что в клубе есть молодые люди, действительно желающие изучать историю Руси и своих предков. И пришли они к этому, побывав на предыдущих фестивалях «Былинный берег».

Стоит ли говорить, что все мы испытали гордость, когда организаторы фестиваля публично представили наш клуб и попросили наших воинов устроить показательный бой перед началом общего бугурта.

Реконструкция – дело тонкое

«Былинный берег-2013» начался для меня в этом году задолго до его официального открытия. Прежде всего необходимо было сшить исторический костюм, а именно нижнее и верхнее платье — так одевались на Руси девушки.

Для человека, не знающего портняжное дело, сшить костюм представляется задачей не из легких. Первым делом необходимо приобрести стопроцентно натуральный лен и льняные нитки: некрашеный или беленый идет на нижнее платье (оно играло роль нательного белья), а цветной – на верхнее. Причем цвет верхней одежды, будь то платье или накидка, зависит от статуса женщины. Если ты обычная селянка, то тебе подойдут простые цвета – коричневый, зеленый, желтый. А вот зажиточные горожанки носили синие и красные платья, так как красители для них стоили очень дорого. Помимо дорогих тканей, горожанка отличалась обилием дорогих украшений и фибул – металлических застежек для одежды, которые одновременно служили украшением.

Однако сшить платье – только половина дела. Необходимо обзавестись минимальным набором антуражных атрибутов. Например, нож, стяжной мешочек, ложка, гребень – все это носится на поясе и определяет статус девушки. На голове – платок и очелье (узкая лобная повязка, льняная или плетеная на специальных дощечках, на которую вешаются височные кольца). Кстати, все вышеперечисленные атрибуты являются обязательными в образе девушки раннего Средневековья. Иначе вас примут за рабыню. Также каждая женщина, кроме поясных мешочков, имела сухарницу – сумку, обычно сшитую из остатков льна, так сказать, прародительницу современных женских сумок.

Еще одной немаловажной деталью является обувь, как правило, кожаная – поршни, башмаки, сапоги. Несмотря на то, что наши предки носили и лапти, они являлись преимущественно деревенской обувью – и снашивались в городах довольно быстро, и считались признаком слабого племени, поэтому среди реконструкторов лапти не пользуются популярностью. Разве что у начинающих – тех, кто пока не обзавелся хорошей кожаной обувкой. В обычном магазине ее, разумеется, не купишь: историческая обувь шьется вручную на заказ, поэтому и стоит недешево. Но всегда есть возможность сшить ее самим – пусть не так красиво, как сделал бы это профессионал, зато не менее удобно и гораздо дешевле.

Итак, костюм пошит, обувь опробована на брусчатке кимрских улиц, фибула, пояс и очелье на своих местах. Все остальное решила приобрести на фестивале, благо ярмарка там всегда отличается своей широтой и разнообразием.

Взгляд изнутри

Если кто-то считает, что организовать исторический фестиваль плевое дело, то он глубоко заблуждается. Кроме того, что для его проведения необходимы серьезные финансовые вложения, разрешения от городской администрации и других инстанций, нужны люди, которые помогли бы претворить в жизнь задумки организаторов. Построить площадку, убрать мусор, разместить гостей и участников – для каждого найдется работа. И я рада, что наш клуб принял участие в подготовке нынешнего фестиваля – удалось увидеть процесс изнутри.

Впервые в жизни я шкурила бревна и училась ставить исторический шатер. Огромная работы была проделана по уборке дороги до места проведения фестиваля, в которой участвовали не только волонтеры из кимрской общественной организации «Сами по себе», но и сами организаторы. Не скажу, что далось это легко. Меня поразило и возмутило до глубины души то количество мусора, которое оставили после себя жители нашего города и дачники. За год, прошедший с «ББ-2012», эта дорога обросла новым слоем мусора. Работу затруднил и проливной дождь, тем не менее, дело это нужное, поэтому все отнеслись с пониманием и прониклись важностью момента. В результате было собрано три больших контейнера и получено море «незабываемых впечатлений».

Официально фестиваль стартовал 24 июля. Конечно, погода подкачала в этом году, но никак не отразилась на боевом духе дружин. Под непрекращающимся дождем дружины выходили на ристалище, а лучники устраивали турниры.

Мне, наконец, удалось приподнять завесу закрытых дней фестиваля и увидеть, что же там происходит, пока терпеливый зритель ждет своего часа. Оказывается, все довольно просто – люди занимаются привычными делами: обустраивают жилище, заготавливают дрова, девушки готовят в больших котлах еду на костре, ведь им нужно накормить всю дружину, а мужчины чистят оружие, тренируются.

Быть внутри этой жизни настолько просто и естественно, что начинаешь забывать, что всего пару дней назад ты сидел за компьютером и ходил в супермаркет за продуктами. Для многих реконструкция – это способ уйти от реальности, отдохнуть от суеты, от наступающей семимильными шагами глобализации. Я бы сказала, эскапизм в лучшем своем проявлении. Мне и самой настолько понравилось быть частью той далекой эпохи, что, вернувшись в город, я еще долго чувствовала себя пришельцем.

Живая история

Въезд для туристов начался в пятницу вечером, и уже часам к десяти парковка была наполовину занята. Приятно удивило, что у половины машин были номера московского региона. Значит, фестиваль растет, расширяется, выходя за пределы родного края.

Суббота. Первый открытый день. По улицам исторического лагеря уже гуляют зрители. Несмотря на непогоду, приехавших на фестиваль много. Некоторые пришли целыми семьями. Останавливаюсь рядом с группой людей, играющих в игру, похожую на городки. Сотрудница Центра традиционной народной культуры «Русские морозы» объясняет, что это старинная народная забава – рюхи.

Иду по ярмарке, присматриваюсь к товарам, прислушиваюсь к рассказам купцов. Чего здесь только нет: оружие, ножи, гончарные изделия, ткани, кожа и меха. Как и любую девушку, меня особенно привлекли лавки с украшениями, где можно купить не только готовые бусы, но и материал для них, чтобы сделать собственные. Это довольно просто, и опытные реконструкторы обычно так и поступают.

Задерживаюсь рядом с одной лавкой. Купец торгует оберегами и литьем, довольно красивые. Но меня, как и многочисленных зрителей, привлекли не только они: рядом с шатром целая языческая инсталляция – на деревьях висят черепа животных, а среди них, почти недвижимые, спокойно взирают на собравшихся птицы – две совы и огромный ворон. Внизу табличка «Велесу на требу» и миска с монетами. По обычаю эти деньги необходимо тратить только на нужды общины.

Вообще, с каждым годом фауна фестиваля заметно увеличивается. Если на первом «ББ» реконструкторы привозили с собой собак, то сейчас я успела заметить двух соколов и даже хорька. Ну и, конечно, какой исторический фестиваль без лошадей! На этот раз в программе приняли участие конные воины из частной конюшни «Sokol Horse». Ее владелица Светлана Сколова занимается подготовкой лошадей уже почти 25 лет, и за это время ее лошади приняли участие не в одной реконструкции, потому сразу видны выправка и спокойный характер животных.

Традиционно бои проходили на большом ристалище. Гости фестиваля увидели бугурт – стенка на стенку, бой за знамя, «волчатню», а на малом ристалище – турниры по ладейне, турнир копейщиков и лучников, турнир по метанию сулиц.

Что посмотреть и чем заняться на фестивале зрителям, вопрос даже не стоял. Каждый мог найти занятие по душе. Можно было посмотреть мастер-классы ремесленников и даже попробовать свои силы, например, в гончарном деле. Под навесами проходили конкурсы на лучший средневековый костюм, соревнования скальдов, баюнов и сказителей, а также довольно редкий для исторических фестивалей конкурс кулинарии.

Одним из самых зрелищных мероприятий стала, конечно же, боевая высадка с драккара – так называют деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Это было поистине незабываемое действо: гребцы с грозными криками выскочили из ладьи и, подняв над головой мечи и топоры, ринулись в атаку на дружину, оборонявшую берег. С боевым кличем «Слабоумие и отвага!» воины схлестнулись прямо в реке, а зрители восторженными криками и аплодисментами поддерживали участников.

Музыкальная часть была потрясающей, впрочем, как всегда. Поклонников фолк-музыки порадовали уже полюбившимися композициями и новыми песнями друзья фестиваля группы «Грай», «Argemonia» и «Сколот». И, конечно, зрители разразились громом аплодисментов, когда на сцене появилась питерская фолк-группа «Тролль гнет ель», которая немного задержалась в дороге, поскольку прибыла на фест прямиком из Латвии. Отыграли как всегда драйвово! Как признались сами музыканты, на «Былинный берег» каждый раз едут с удовольствием. По многим причинам – места красивые, фестиваль атмосферный и публика заражает своей энергетикой.

«Фестиваль развивается с каждым годом, все больше людей приезжают к нам – как участников, так и зрителей, – говорит организатор Антон Жерягин. – И для города мероприятие нужное. Когда еще в Кимрах соберутся люди от Одессы до Хабаровска! Власть тоже не оставляет нас без поддержки. Но хотелось бы привлечь к нашему проекту еще больше заинтересованных людей. Мы всегда готовы сотрудничать и с кимрскими предпринимателями, и с инвесторами из других городов, которые неравнодушны к истории России».

Уезжать совсем не хотелось. Особенно после заключительной ночи, когда реконструкторы в последний раз собрались все вместе, зажгли большой костер, водили вокруг него хороводы и пели песни. В очередной раз позабавил танец, очень популярный среди реконструкторов, под названием «опорось». Что это такое – объяснить сложно, нужно увидеть своими глазами, главное, что каждый веселится от души. Ну а после ночных гуляний, мы собрались за большим столом в лагере дружины «Эльдьярн» и под песни о храбрых воинах и великих сражениях, передавая по кругу братину, встретили рассвет.

Светлана Степанова

Фото Ирины Курзанцевой