Синтез идей, опыта и японского качества Печать
25.07.2013 08:07

О том, что считается главными конкурентными преимуществами нового предприятия, что может служить гарантией качества его продукции, после торжественной церемонии рассказал заместитель генерального директора исследовательско­производственного предприятия «АРКРЭЙ» Максим Колесник.

­ Максим Алексеевич, как возникла идея создать компанию «АРКРЭЙ» в России, и почему для осуществления проекта была выбрана именно особая экономическая зона в Дубне?

­ Было несколько факторов. Самый основной ­ успешно освоить российский рынок, который давно привлекал внимание корпорации ARKRAY.  Надо сказать, что корпорации уже почти 60 лет, она производит высокотехнологичное аналитическое оборудование, которое направлено на улучшение качества жизни, контроль протекания самых различных заболеваний, их диагностику и за время своего существования  отлично зарекомендовала себя на мировом рынке.

Мы знали, что в сегменте глюкометров российский рынок стабильный и попасть в него престижно.  Сегодня все игроки на нем, а именно большая четверка – мировые производители аппаратов для диагностики сахарного диабета Рош, Джонсон и Джонсон, Эббот и  Байер работают на привозном импортном продукте. Мы с японскими коллегами сделали  исследование, которое показало, что войти на рынок надо не с импортным продуктом, а организовать собственное производство глюкометров  непосредственно в России. Так появилось дочернее предприятие фирмы ARKRAY со 100-­процентным капиталом, и это было стратегически верным решением.  Тем более с учетом сегодняшних требований к локализации производства, особенно медицинских изделий, на территории Российской Федерации.

В организации JETRO, которая помогает японским частным предприятиям продвигать свой бизнес в разных странах мира, нам посоветовали обратиться в ОАО «Особые экономические зоны». Проект понравился,  и встал вопрос, на какой территории его осуществлять. Было предложено три площадки – Дубна, Санкт­Петербург и Зеленоград. Мы выбрали первую, потому что именно здесь соответствовали назначению будущего производства  и размеры помещения, и уже подготовленные коммуникации. Так появился резидент особой экономической зоны компания «АРКРЭЙ». А уже через полтора года мы открыли на территории особой экономической зоны «Дубна» исследовательско­производственное предприятие по выпуску  глюкометров и тест­-полосок к ним.

Еще одна из причин захода именно на эту площадку – здесь есть возможность создать базу для НИОКР в области диагностики сахарного диабета и разработки новой модели портативного глюкометра для российских пациентов. Сейчас уже ведутся переговоры о возможности совместных работ с учеными в институтах   Москвы,   и  мы  обязательно  создадим  такой  участок  в  ОЭЗ «Дубна»  для разработки новых технологий.

­ Диагностическое оборудование для раннего обнаружения сахарного диабета – это социальная задача, поэтому хотелось бы подробнее узнать о сути столь важного проекта.

­ В особой экономической зоне «Дубна» наша компания реализует проект по проведению научно­-исследовательских и технологических работ в области сахарного диабета и организации опытного  и серийного производства диагностического оборудования на основе собственных разработок.

Если откинуть бизнес-­составляющую проекта, то, в первую очередь, мы стремимся  сделать  нашу продукцию более доступной для российских пациентов и просто потребителей. Если мы говорим о новом заводе, выпускающем глюкометры и тест­полоски, то это касается  больных сахарным  диабетом. Япония далеко, а с переносом производства в Россию мы выигрываем в первую очередь в транспортных расходах, а значит, и в плане удешевления продукции. Она будет дешевле, чем продукция большой четверки. Это одна из важных социальных составляющих.

На территории ОЭЗ «Дубна» организована производственная площадка, на которой делаются две модели глюкометров – «Сигма» и более компактная модель «Сигма­мини». Кроме этого, мы здесь наладили производство тест-полосок, которые подходят и для той, и для другой модели. Пока это минимальный набор продуктов, которые будут выпускаться. Небольшим количеством моделей мы хотим прозондировать гибкость рынка.  Но наша компания выпускает также мочевые анализаторы, анализаторы клинической химии и индивидуальные приспособления для определения аммония и лактата в крови, другие приборы. Все они высокотехнологичные, по качеству отлично зарекомендовали себя на мировом рынке, и если все пойдет успешно, мы обязательно будем расширять наше производство в эту сторону. Тогда, кроме высоких технологий, в разработках будут использоваться и нанотехнологии.

­ А как можно охарактеризовать рыночную нишу, в которой работает «АРКРЭЙ»?

­ Найти свое место на рынке – самое сложное… Ниша очень узкая, в которой существует жесткая конкуренция. Раньше это была большая четверка,  о которой я сказал выше, сейчас зашел «АРКРЭЙ» – надеемся, это будет пятерка. Но, кроме нас, есть новые игроки, которые приходят из Китая, Тайваня,  Кореи – их продукт тоже сравнительно недорогой. Они удачно заходят на рынок, и доли на нем достаточно большие. Продукция наших конкурентов технологически на порядок ниже, чем остальная масса глюкометров на рынке. Тем не менее, люди не самого высокого достатка намеренно покупают такие глюкометры, потому что они дешевле, и  тест­-полоски, промыв их, диабетики используют несколько раз, хотя по медицинским показаниям это делать категорически запрещено. Так что даже дешевый продукт  не очень хорошего качества находит своего потребителя на российском рынке. Бороться в этом сегменте можно только высочайшим качеством, низкой ценой и отношением к клиенту, естественно. К этому мы будем стремиться.

­ Если зайти в Интернет, глаза разбегаются от количества предлагаемых портативных измерителей глюкозы в крови. А в чем отличие ваших приборов?

­ У  моделей, которые собираются на заводе по самым современным технологиям, один из максимальных уровней точности  выявления уровня глюкозы в крови.  Это, как я уже говорил, подтверждено долголетней мировой практикой. Точность прибора  позволяет диабетику определить, например, дозу инсулина, а если человек ошибается с дозой, то это может привести даже к летальному исходу. Это важно, это жизнь наших клиентов.

Наше оборудование среди аналогичного на рынке всегда занимало и занимает лидирующие позиции и выгодно отличается простотой в использовании и минимальной потребностью в техническом обслуживании.

В будущем мы хотим создать модель глюкометра,  более приближенного к российскому потребителю, более оптимизировать его в плане  цен. Что касается  дополнительных функций, которые могут быть подключены, есть возможность создания прибора, который бы измерял уровень глюкозы в крови без непосредственного прокалывания пальца. Над этим мы сейчас работаем.

­ Каковы каналы сбыта продукции, выпускаемой новым заводом?

­ Рынок как таковой разделен на три сегмента. Это аптечные сети, специализированные магазины и закупки муниципального и федерального уровня для центров диагностики, крупных лечебных учреждений.  У меня нет никаких причин для того, чтобы сомневаться в успехе распространения глюкометров и тест­-полосок: у нас будет конкурентная цена, японское качество, красивый внешний вид продукции.  Плюс к этому производственная база, откуда будут идти поставки, находится теперь в России, а значит,  нет проблем с запасами сырья,  поставки будут осуществляться очень оперативно,  и мы сможем выполнить обязательства, которые будут заявлены.

­ Максим Алексеевич, а как вы формируете спрос на новую для российского рынка продукцию?

­ Мы  сейчас очень активно работаем с нашими дистрибьюторами. Предприятие «АРКРЭЙ» ­ это чисто производственные функции.  Поэтому мы тесно сотрудничаем по теме распространения аппаратов с компанией «ЭкоМед­С М». Профиль ее деятельности – поиск и внедрение новых лабораторных и диагностических технологий и нового оборудования. Компания пользуется заслуженным авторитетом не только в России, но и в других странах. Это наши партнеры, высокопрофессиональный коллектив, с которым мы работаем в других сегментах уже  более 10 лет. Им мы доверили  распространение нашей продукции по России  и в успехе не сомневаемся.

­ Для многих компаний весьма ощутим кадровый вопрос. Как обстоят дела у вас?

­ Изначально найти грамотных людей для производства на заводе, разработок, конечно, было  не реально. Предприятие такого плана – второе в России, а такого уровня ­ первое. По всему ­ уровню организации производства,  подходу к контролю качества ­ это полностью западный завод, перенесенный на  российскую землю. Привезти западных специалистов мы не могли, поэтому  искали их здесь.

Сегодня команда собрана. Это люди, которые быстро адаптировались, многие прежде работали в области производства медицинского оборудования, фармацевтики. В данный момент на предприятии трудятся 17 высококвалифицированных специалистов, включая наших операторов, которым по плечу самые сложные задачи.  Они занимаются непосредственно сборкой и упаковкой глюкометров и тест­полосок. Мы учили их «с нуля»  работать на новом оборудовании,  основам японского производства как такового. Оно отличается кардинально. Например, на нашем предприятии действует «принцип пяти С»: Сэири (сортировка) ­ четкое разделение вещей на нужные и не нужные и избавление от последних; Сэитон (соблюдение порядка) ­ организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; Сэисо (содержание в чистоте) – соблюдение чистоты и опрятности на рабочем месте; Сэикэцу (стандартизация) – необходимое условие для выполнения первых трех правил; Сицукэ (совершенствование) – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. Правила вывешены на самом видном месте. Возможно, для русского человека  это элементарные понятия, но главное ­ выполнять их надо безукоснительно.

Требования к оборудованию, на котором производятся глюкометры не только в России, но и  в других производственных точках ARKRAY (в Шанхае,  Англии,  США, сейчас мы организуем производственную точку в Бразилии), и к материалам  везде одинаковые и обязательно соблюдаются. Этому мы обучали всех, а ключевых специалистов отправляли в Англию. Несколько человек будущей осенью также поедут для обмена опытом в Японию. Мы серьезно подходим к профессиональной подготовке кадров.

­ Каковы составляющие стратегии развития компании и с чем вы связываете ее перспективы на российском рынке?

­ Во­первых, поддержание обратной связи с потребителями. Второй момент – развитие партнерства. В основе сбытовой политики компании – укрепление дилерской сети и расширение географии продаж.

Перспективы большие, потому что товар конкурентоспособный. Мы первая японская компания, которая продает свой продукт на российском рынке и это не импортный продукт, а отечественный. У нас есть  сертификат, что продукт произведен в России. Кроме того, «АРКРЭЙ», если все сложится благоприятно, продолжит осуществлять значительные инвестиции в разработку высокотехнологичного, а главное – социально значимого для населения России  оборудования,  дополнительно вкладывать средства в расширение производства. Мы планируем также увеличить ассортимент моделей глюкометров. Это будут специфичные модели, которые направлены только на российский рынок,   страны СНГ и Таможенного союза.  Будет открыто и новое производство другой лабораторной техники, которую ARKRAY  Inc. производит в Японии и иных странах.  Это, к примеру, портативные и среднего размера анализаторы крови и мочи, а также крупная лабораторная техника.

Если говорить о наших амбициях, то я бы хотел, чтобы лет через пять доля продукции на российском рынке составляла не менее 10%. Если выбрать правильную стратегию и тактику, а мы на это нацелены, то дальше  цифра в 20 % вполне допустима.

Конечно, очень бы хотелось, чтобы начало было успешным, продукт стал популярным, а все потребности, требования и пожелания от потребителей нашей техники мы готовы учесть.

Интервью и фото Светланы Жуковой