Первые в мире: экспедиция на "Емелях" покорила Северный полюс Печать
18.04.2013 09:43

Как мы уже писали в предыдущем выпуске нашей газеты, горячий северный привет в Дубну шлют участники морской ледовой автомобильной экспедиции - Василий Елагин, Афанасий Маковнев, Владимир Обиход, Алексей Шкрабкин, Андрей Ваньков, Сергей Исаев, Николай Козлов. 6 апреля в 4:40 по московскому времени на автомобилях «Емеля-3» и «Емеля-4» они покорили географический Северный полюс (N 90° 00,000') и подняли среди вечных снегов и льдов флаги России, Русского географического общества и флаг Дубны!

Это событие не могло остаться незамеченным в Дубне, ведь именно в нашем наукограде, на испытательной базе предприятия «Экстен», были сконструированы, построены и испытаны автомобили «Емеля» – первые в мире машины, сумевшие доехать до Северного полюса. В первый раз покорить его экспедиции во главе с профессиональным путешественником Василием Елагиным удалось в 2009 году – тогда впервые в истории мирового автомобилестроения автомобили доехали от ближайшей земли до Северного полюса. На этот раз цель участников экспедиции – совершить абсолютно автономный межконтинентальный автомобильный переход по льду Северного ледовитого океана из России в Канаду через Северный полюс.

Связь с участниками экспедиции держит директор предприятия «Экстен» Михаил Валентинович Иванков, которого в кругах новаторов называют не иначе как дубненский изобретатель. Он с такими же увлеченными конструкторами, механиками, разработчиками вместе с Василием Елагиным трудился над созданием автомобилей «Емеля». Подробнее об идее создания автомобиля, его испытаниях на дубненском полигоне и в акватории Волги мы расскажем в одном из ближайших выпусков газеты. Пока же представляем хронику продвижения экспедиции, основанную на записях, сделанных в интернет-журнале путешественников. Итак…

Автомобили «Емеля-3» и «Емеля-4», оснащенные колесами низкого давления и выполненные из алюминия с использованием авиационных технологий, взяли старт на маршруте протяженностью более  пяти с половиной тысяч километров 1 марта этого года с полярной станции на острове Голомянный (N79°33').

…Мы в проливе Красной Армии, в самом его начале, немного южнее мыса Гусиный Нос. После хорошего ходового дня остановились на ночлег в тени (от ветра) огромного айсберга. Накололи от него льда на чай и кашу. Сегодня весь день была сильная пурга, видимость 30-40 метров, но мы всё равно ехали по приборам или, точнее сказать, по карте Генштаба масштаба 2 км в 1 см, открытой на экране компьютера Panasonic CF-31.

… Остров Мачтовый. Приехали сюда, спасаясь от пронизывающего С-С-В ветра, против которого даже машины выгребали с заметным трудом. Здесь, на южной оконечности острова, есть замечательный уютный обрыв, под которым мы и схоронились от ветра. Мороз -30° C, но в отсутствие ветра он переносится гораздо спокойнее.

...Медведи... С утра захаживал один, всем своим видом давая понять, что он просто случайно мимо проходил. Вокруг много открытой воды, и медведи охотятся тут на нерпу. От нас попахивает пятьюстами килограммами провианта, что, возможно, не даёт покоя их пытливому уму…

…Вчера (10-го марта) мы целый день провели с пешнями в руках за разрушением первозданных торосов Большого арктического заповедника. Потом по одному таскали машинами прицепы по этой четырёхсотметровой дороге жизни. В восемь вечера, обессиленные, голодные, повалились в машины спать. Ночью с дружественным визитом приходил медведь. Мы не против, но когда его застукали облокотившимся на бочку с салом, нервы у Коли Козлова не выдержали и он выстрелом в воздух прогнал бедолагу. День в торосах был таким тяжёлым, а сон настолько крепким, что большинство из нас выстрела даже не слышали.

… Наши координаты N82°29,832 E103°53,417. Погода ясная, ветра почти нет, да и рельеф вполне гуманный – можно ехать практически без остановок. Ехали-ехали себе совсем неплохо, а тут как раз свежезамёрзший разрыв в нужном нам направлении. Соблазн прокатиться по идеальной дороге был таков, что устоять невозможно. Поехали и не учли, что никогда автопоездом такой длины и веса по сомнительному льду не ездили. На полном ходу задний прицеп провалился-таки в воду. Инерцией каравана его снова вырвало на поверхность, но рывок был такой силы, что водило прицепа сломало. Ремонт – семь с лишним часов.

Теперь немного о вчерашних приключениях. Вчера мы плавали. Плавать мы умеем, но любим не очень, хлопотное это дело, а главное – мокрое. В этот раз решение оказалось очень своевременным: когда вторая машина только выбиралась на берег, берега на глазах стали расходиться. Река не Амазонка, конечно, но из метров 150 шириной стала превращаться в действительно серьёзную преграду. Переплывали её установленным порядком: сначала одна машина перетаскивает другую через блок, закреплённый на противоположном берегу, который попадает туда на надувной лодке вместе с двумя самыми отчаянными членами экспедиции. Эти члены назначаются отчаянными по очереди, установленной начальством. Вчера переправа заняла около двух с половиной часов, но надежда, что это время с течением времени сократится, во мне ещё угасла не окончательно: например, прицеп, провалившийся одним колесом под лёд, нам удаётся поставить на ровный киль и вытащить на твёрдый берег за несколько минут…


…Географический Северный полюс N 90° 00,000'. Во второй раз в истории мирового автомобилестроения автомобили доехали от ближайшей земли до Северного полюса. И это опять, как и четыре года назад, автомобили «Емеля» конструкции Василия Елагина. В этот раз для достижения полюса от Северной земли понадобилось 37 дней, что всего лишь на один день меньше чем в 2009 году...

…Тут по-прежнему всё на месте – девственные лёд и снег, народу не видать, в общем, места воздушные, хорошие. Полюс, одним словом. В этот раз, как и в 2009 году, повезло: ось вращения планеты вылезает на свет Божий не в буреломе торосов, а на вполне себе уютном ледяном поле. Погода ясная, ветер слабый, и осознание того, что отсюда во все стороны «под горку», очень греет душу полярным кочевникам. До канадских берегов от полюса на 350 км ближе, чем до ненаглядной Отчизны. Поедем куда ближе, на чужбину. Топлива в караванах после тщательных подсчётов осталось 1825 литров, на дорогу сюда израсходовано 1460. Пройдено 1650 км, или 88,48 л/100км на обе машины. Мистика! Вам 88,48 ничего не напоминает? Высота третьего, высотного полюса – Эвереста! Оставшихся 1800 литров вполне хватает не просто до канадских берегов, а и до посёлка Резольют, который на тысячу километров южнее.

Мы въехали в зону многолетних, или паковых, льдов. Здесь поля больше, но и торосы… Дурно делается, если вообразить, что придётся колоть проходы в таких. Вчера заворожённо наблюдали, как льдину толщиной метра три выдавливало из воды наверх. Переезжали через ту гряду торосов по уходящей под воду льдине, через трещины в ней били фонтаны воды, второй машиной мы проскакивали уже по глубине около полуметра, обошлось, проскочили. Причина всех этих рискованных действий банально проста – усталость…

…Днём 9 апреля уехали на юг с нашей полюсной льдины. Живём теперь по времени канадской провинции Нунавут, совпадающему с нью-йоркским. Примерно в точке N89° 41' W056° 50' пересекли следы собак, полозьев нарты и лыж. Это был след упряжки Фёдора Конюхова и Виктора Симонова, которые 6 апреля вечером стартовали с полюса и направляются в Гренландию. …15 апреля. От полюса ушли на 300 км, до земли – 460. Непреодолимый пока для нас канал, разделяющий две бескрайних ледовых поверхности, движущиеся в противоположных направлениях, тянется бесконечно. Канал этот плотно забит ледовыми «окатышами» от полуметра в диаметре до пяти- и более метровых блоков. Перебраться по этой каше на другую сторону человеку можно вполне, переправить машины, напротив, невозможно. Необходимо либо сужение до 2-3 метров, либо перерыв в работе океана на часок-другой. Все заняты кто чем: механики борются с мелкой течью моторного масла через датчик давления, кто-то погрузился в доработку конструкции воздухоплавательного аппарата класса «змей», должного поднимать в поднебесье фотокамеру и тем самым заменить колесо обозрения. Связались с Барнео: там сейчас работают специалисты из петербургского ААНИИ, обещали помочь и проконсультировать по состоянию льдов на пути нашего движения. Канадская ледовая служба тоже следит за обстановкой и еженедельно по вторникам выкладывает результаты своих наблюдений в Сети. А так всё хорошо, народ бодр и временами даже весел, в меру. Всем привет и до связи...


Остаемся на связи и болеем за наших, в том числе и дубненских изобретателей, за российских путешественников, между прочим,пообещавших установить флаг наукограда Дубна не только на Северном полюсе, но и на берегах Канады. Осталось совсем немного, трасса будет взята…

Анна Сухая

Продолжение следует.