Научный туризм будет развиваться Печать
18.04.2013 09:33

Во время визита временно исполняющего обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьева в Дубну руководитель Управления социальной инфраструктуры ОИЯИ А.В. Тамонов поинтересовался у него о перспективах развития научного туризма в нашем городе. Почему именно этот вопрос он задал губернатору и есть ли у вопроса какое-то продолжение, сегодня рассказывает Андрей Тамонов.

– А.Ю. Воробьев на посту губернатора Московской области много сил и внимания уделяет вопросам развития области, вопросам реализации имеющегося потенциала. Благодаря своему географическому положению Московская область – идеальное место для развития туристического направления бизнеса. На территории области огромное количество как культурно-исторических памятников, так и уникальных природных территорий, ну и,  конечно, в Московской области сконцентрировались наши наукограды. И Дубна здесь, как всегда, лидер! У нас есть что показывать и, главное, есть чем гордиться! Достижения Объединенного института ядерных исследований представляют сегодня передний край мировой науки, которыми  не стыдно и похвалиться. Но, к огромному сожалению, увидеть все эти достижения, узнать, чем сегодня занимаются ученые, какие возможности наука предоставляет обществу,  обычному человеку,  сегодня очень трудно. А запрос современного общества на проведение интеллектуального досуга, на расширение своего кругозора, на понимание тайн Вселенной огромен.

Лучше всего это видно на примере наших зарубежных коллег. Так, во многих зарубежных научных центрах ведется очень активная популяризация науки и пропагандируется открытость научных центров. Я знаю, что, например, Институт Пауля Шеррера (PSI, Швейцария) постоянно проводит дни открытых дверей, когда любой человек может попасть в этот научный центр с экскурсией и в доступной форме узнать,  чем там занимаются физики, биологи, инженеры и другие специалисты. В ЦЕРНе, расположенном на границе Швейцарии и Франции, эта идея реализована еще более широко: этот европейский центр посещают до 50 тысяч туристов ежегодно. В ЦЕРНе создана богатая туристическая инфраструктура. В музее «Микрокосм» представлено экспериментальное физическое оборудование как прошлых лет, так и современное, можно увидеть детекторы частиц, магниты, элементы секций Большого адронного коллайдера. Второй музей – «Глобус» – содержит мультимедийную экспозицию, рассказывающую о современных задачах, стоящих перед физиками, и о том, как они решаются в этом центре. Экспозиция яркая, доходчивая, работает в интерактивном режиме. К тому же обо всем этом рассказывают и проводят туры по площадке центра гиды – обычные сотрудники ЦЕРНа, прошедшие специальные курсы. На экскурсию можно записаться на сайте центра, и проводятся они бесплатно.

В России сегодня у людей такие же потребности, но такой возможности пока еще нет. И было бы замечательно в Дубне, в ОИЯИ,  создать такие условия, чтобы показать все, чем мы гордимся,  не только жителям нашего города, но и многочисленным туристам, которые сегодня проплывают мимо нас на волжских теплоходах. Сейчас появляются планы завернуть этот туристический поток к нам в Дубну, и тогда огромное количество людей смогут познакомиться с нашим городом и Институтом.

По итогам визита в Дубну вышло поручение губернатора правительству Московской области развивать направление научного туризма. Хотелось бы, чтобы Дубна по примеру европейских городов популяризировала свои достижения, научные знания, привлекала бы людей разного возраста, интересующихся проблемами мироздания и состоянием современной науки. У нас сегодня есть для этого все возможности.

А какие еще есть новости из вашей общественной деятельности (напомним нашим читателям, что Андрей Владимирович – доверенное лицо Президента РФ)?

В рамках этой работы, которую я выполняю уже больше года, я регулярно участвую в различных встречах В.В.  Путина с общественностью. Последняя состоялась 28-29 марта в Ростове-на-Дону, где в этот раз обсуждался широкий круг социальных вопросов. В первый день прошел «круглый стол», в котором участвовал помощник президента по науке и образованию А.А. Фурсенко. На нем обсуждались наиболее животрепещущие вопросы в области образования. Были заданы неоднозначные вопросы по средней школе: должно ли государство ввести обязательную школьную форму? Все эксперты, чиновники были единодушны – да. Обсуждалось, насколько это должно быть обязательно: единая форма в стране, на уровне региона или своя в каждой отдельной школе?

Второй вопрос – должен ли быть единый учебник истории. И здесь эксперты, пусть и по разным мотивам, но оказались единодушны. Учась по одному учебнику, дети имеют одинаковые шансы для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы,  с введением единого учебника будет восстановлена социальная справедливость. Еще один аспект привели учителя истории: любовь к Родине начинается с гордости за нее, а чтобы гордиться, надо знать исторические факты, вызывающие гордость и воспитывающие патриотизм. Прозвучало предложение создать исторический интернет-ресурс, где были бы изложены исторические события без  идеологических трактовок и оценок.

Также обсуждались образовательные стандарты, и присутствующие школьные педагоги высказались в их поддержку. Стандарты предполагается вводить постепенно, в течение нескольких лет. Очень много вопросов вызывает такой предмет, как «Основы безопасности жизнедеятельности», озабоченность – сокращение часов преподавания математики, других естественно-научных дисциплин. Не прозвучал вопрос, и это удивило А.А. Фурсенко, о зарплатах педагогов. «Значит, не так все плохо», – заметил он, добавив, что в московских школах исчезли вакантные места учителей-предметников.

Обсуждение затрагивало и некоторые проблемы высшего образования и его взаимодействия с работодателями. Здесь единого мнения не сложилось. Нужны ли сегодня красные дипломы и как поощрять отличную учебу в вузе, или ее вообще никак не нужно поощрять? Если раньше отличники могли выбрать лучшие места работы при распределении, то сейчас у них никаких преференций нет. Правильно это или нет – звучали разные мнения.

Еще подняли вопрос с защитами липовых диссертаций  и пришли к общему итогу: в системе аттестации, конечно, хватает проблем, но всю ее ломать не стоит. Недобросовестно сделанные работы надо пресекать, а сделать это можно, повышая роль научной репутации, весомого во всем мире аргумента. Ученый, дорожащий своей научной репутацией, никогда не ввяжется в какие-то сомнительные дела. В России же научная репутация сейчас находится практически на нулевом уровне. Обсуждалась и зависимость между распределением выпускников вузов и промышленным потенциалом регионов. Прозвучало предложение развивать региональную систему вузов, ориентирующуюся на местные потребности, чтобы студенты ориентировались на конкретных работодателей и учебные программы строились под их же интересы.

На второй день, когда с общественностью встречался В.В. Путин, эти вопросы прозвучали более концентрированно. Он всех выслушал и со многим согласился, в частности, с необходимостью единых школьной формы и учебника истории. Диапазон вопросов, обсуждавшихся на встрече, задавался ее темой – социальная справедливость: здравоохранение, образование, труд, бедность, многодетные семьи, ювенальная юстиция и другие.

Такие встречи теперь проводятся регулярно, и у общества появилась возможность доводить свои проблемы и надежды до президента. Следующая запланирована на 11-12 июня текущего года.

Ольга Тарантина