Путешествие по маршруту р. Тунгуда - Соловецкие острова Печать
14.02.2013 07:25

«Узники» Соловков»

28.07.12 г. Вот и долгожданный отпуск. Целый день потрачен на сборы, и в 23 часа выношу свою немалую ношу к традиционному месту сбора у магазина «Виктория» (теперь «Магнит»). Здесь уже почти вся группа в сборе. В этом году по предложению бессменного руководителя похода Саши Кулдошина нам предстоит пройти на байдарках в Карелии по ещё не известной для нас реке Тунгуде и в конце похода посетить Соловецкие острова на Белом море.

Почему Карелия? Потому что это безмолвие красивых озёр, шум бурных порогов, удачливая рыбалка, а ещё грибы, ягоды и хорошая компания. На этот раз в группе 20 человек. Основу группы составляют бывшие и ныне работающие сотрудники МКБ «Радуга», члены их семей и друзья. Помимо сложившегося ядра группы – людей, уже имеющих солидный опыт подобных походов, есть и начинающая осваивать туристический опыт молодёжь, а также новички. В группе двое детей (Саша, ей 7 лет, и 12-летний Семён), которые уже были с нами в походе в прошлом году. А ещё бессменный ветеран группы и всеобщий любимец пёс-лабрадор Робинзон или просто Робин. Двое студентов из нашей группы, которые примкнули к нам в последний момент и которым не досталось билетов на наш поезд, вынуждены были выехать на сутки раньше и теперь ждут нас на конечной станции в Надворицах.

А нам пора отправляться в путь. Автобус увозит нас в ночь. Выбран уже знакомый вариант отправления в Карелию через Тверь. Наш поезд Москва–Мурманск отправляется из Твери в 3:20 ночи со стоянкой 1 минута. Уже привычно закидываем свой кажущийся безмерным груз, заполнив сразу полвагона. В полутьме спящего вагона распихиваем байдарки и рюкзаки по третьим полкам и под лавками. В вагоне стало свободно. Наступает долгожданный сон. Поход начался.

Дорога

Почти через сутки пути мы выгружаемся в Надворицах. Здесь уже нас поджидает заказанный по Интернету транспорт: грузопассажирский УАЗ, ГАЗик с прицепом, а также черная «Волга» с прицепом! А ещё нас уже сутки ожидают Рома и Саша – недостающая часть нашей группы. Они провели это время в местной гостинице и теперь готовы к любым приключениям. Знакомлюсь со своим будущим матросом – студентом Ромой. Опыт водных походов у него нулевой, а по виду собранного рюкзака опыт не водных – тоже. Что ж, будем начинать с нуля.

Наконец машины до отказа набиты нашим снаряжением, и мы снова отправляемся в ночь. Теперь уже к началу маршрута. Оказывается, на совсем вроде бы невзрачной станции Надворице, на бывшем пороге, построена довольно мощная  электростанция. Наличие электроэнергии способствовало организации здесь алюминиевого производства. Сейчас это производство признано нерентабельным, и жизнь из посёлка уходит.

Хотя сумерки на этой широте приходят на час позже, чем у нас, ночь берёт своё. Измученные предыдущими бессонными ночами ребята пытаются уснуть на ходу. Однако асфальт сменяется дорогой с ухабами, камнями, глубокими лужами. Как через них проходит «Волга»-загадка? Я в головном УАЗике слушаю дорожные рассказы бывалого водителя о заброске туристических групп на уже знакомые нам маршруты и на всякие дорожные встречи. Совсем недавно им на дорогу выходил медведь, который довольно долго бежал впереди машины и не мог никуда свернуть. А через короткое время  в лучах фар в дорожной колее мы увидели бегущего большого бобра. Водитель резко рванул руль, и у бобра не осталось шансов выжить. Машина остановилась. Водитель сложил «охотничий» трофей в рюкзак, а мы стояли в оцепенении от увиденного.

Двинулись дальше. Водитель, как бы оправдывая случившееся, объяснял, что завезённые когда то сюда крупные канадские бобры, не имея врагов, быстро расплодились и теперь наносят немалый вред лесному хозяйству. Поэтому охота на бобров приветствуется. Говорят, что мясо у них очень вкусное.

Несколько успокоившись, мы начинаем замечать, какая глухомань нас окружает. Дороги уже нет. Осталось лишь направление. Свет фар выхватывает растущие по обочине грибы. Как в темноте ориентируются в этой обстановке водители, не понятно.

Так и есть – заехали в тупик, но конец пути уже близок. Последний поворот, и мы оказываемся на берегу озера. После чащи леса простор озера впечатляет, а наличие песчаного пляжа вдоль берега поднимает настроение. Время 2:30. Уже светает. Разгружаемся и желаем водителям счастливой обратной дороги. Быстро ставим палатки, натягиваем тент на случай дождя и идём купаться. Вода прохладная, но купаться можно. Володя Шаварин успевает приготовить чай, который очень кстати после долгой дороги. В 4 часа идём спать и моментально засыпаем. Решено, что в этом прекрасном месте сделаем днёвку.

Впереди нас ожидала сборка байдарок, купание в озере, первая рыбалка, первые грибы, черника и хорошая солнечная погода. А ещё «курс молодого бойца» для новичков на спокойной воде, знакомство у вечернего костра и песни под гитару.

На маршруте

Отдых закончился, пора и в путь. Найти исток реки на просторах большого озера очень непростая задача, поэтому, помимо карты, пользуемся услугами навигатора. При выходе из озера на огромной каменной глыбе видим стоянку. Встаём на обед. Как оказалось позже, это было очень своевременно, так как дальше начались болотистые берега, и выйти на берег была большая проблема. В этом месте нас обогнала группа из Киева, с которой нам ещё придётся пересекаться на маршруте.

Первые пороги начались после озера Машозеро, на котором стоит одноимённый посёлок. Дальше на маршруте населённых пунктов не будет. Начавшиеся пороги, которые правильней назвать шиверами, с обилием камней в русле, с сильным течением, хорошими валами, не очень сложные, но их прохождение доставляет удовольствие и щекочет нервы. Достаточно большая вода прикрывает камни и бережёт наши байдарки от порезов. Достаточно большое количество шивер разнообразит плавание по реке.

Правда берега между ними заболочены, и так украшающие Карелию выходы каменных берегов здесь редкость. Зато воздух здесь собрал свежесть и запах лесов и болот, его хочется глотать большими глотками. Каменисто-песчаное дно реки делает воду в реке и озёрах кристально чистой. Хорошая погода первых дней плавания и теплая вода располагает к купанию. На обеденных и ночных стоянках обилие черники, грибов, а рыбаки радуют нас свежей рыбой. Основной рыбой здесь являются окуни, плотва и щуки. Наличие у нас походной коптильни упрощает способ её приготовления и прекрасно дополняет наше походное меню.

Порог Корбо-кошки

А вот и первое на реке серьёзное препятствие порог Корбо-кошки. Останавливаемся перед порогом и идём на разведку. На правом берегу у порога встречаем стоянку ещё одной группы. С ней мы случайно окажемся в одном вагоне поезда на обратном пути.

Порог Корбо-кошки красив. С двух сторон он зажат каменными глыбами, поросшими лесом. Река мечется между каменными берегами, образует валы, но большой сложности это не вызывает, если удастся удержаться на главной струе. Порог все прошли благополучно, и он оставил положительные эмоции.

После порога Корбо-кошки погода нам показала, что в Карелии она весьма капризна, и на стоянке пришлось воспользоваться услугами нашего тента, который дальше ставили всегда на всякий случай. Зато через день у нас была полуднёвка с баней.

Баня

Для бани была выбрана стоянка на мысу посредине озера. Походные бани прошли большой эволюционный путь. Начинался он от груды камней, раскалённых обложенными дровами, из деревянных каркасов и тентов над ними из шкур байдарок и накинутых палаток. Далее были сложенные из прибрежных камней печи со сколоченным каркасом и с полиэтиленовым тентом. Но у нас баня – это писк последней банной моды. Она сама самостийной разработки и представляет сшитый из капрона тент, который легко натягивается на байдарочные весла. Внутри установлен небольшой разборный котёл из нержавейки, который топится чурочками, нагревая мелкие камни, уложенные в него. Уже через полчаса нагрева баня может принять первую партию – 4-5 человек. Наличие рядом собранных веников и купели в виде озера дополняет всю прелесть такой бани. Хлёсткий звук веников, охаживающих спины, шум прыгающих в воду распаренных тел нарушают покой, царящий над озером. После бани нас ожидают ставшие уже традиционными блины с черникой. Погода нам подарила солнечный день. Вечером идём фотографировать закат, а заодно и взошедшую полную луну. Солнце зашло в тучу, значит, жди дождя.

Порог «Медвежий»

Вот мы подобрались ко второму серьёзному препятствию – порогу «Медвежий». По описанию он требует обязательного просмотра. Идущий первым экипаж Славы Фролова прошёл его сходу и по рискованному маршруту. Большой опыт позволил ему пройти порог успешно. Остальным надо остановиться и внимательно осмотреть порог. В отличие от порога Корбо-кошки, он более коварен. Основная мощная струя выносит на подводную плиту, за которой образуется мощная «бочка». Соваться туда крайне опасно. Пройти, как Фролов, сливом правого берега тоже опасно, так как можно угодить на плиту, да и дальнейшее продвижение не очень-то просто. Предпочтительней проход у левого берега, который потребует больших усилий экипажей, чтобы выйти из струи и обойти прибрежные камни.

Байдарки одна за другой уходят в порог. Видно, как непросто достаются им эти манёвры, но все проходят успешно и встают за порогом. Пора идти и нашему экипажу. Вроде данный манёвр в моём вкусе. Договариваемся с матросом о своих действиях в пороге и – вперёд.  Вероятно, я был несколько самоуверен в своих действиях и не снизил до предела скорость при подходе к порогу. В результате не смог вырваться из главной струи. Увидев, что наши усилия уже тщетны и нам не удастся попасть в слив у левого берега, принимаю решение прыгать с плиты в «бочку», которую все так тщательно обходили. Главное теперь – выправить байдарку и набрать скорость, чтобы пробить «бочку», иначе оверкиль! В последний момент чувствую, что корма байдарки чиркает по плите. Мы с небольшим углом погружаемся в пенную «бочку», которая пытается нас кувырнуть, делаем ещё один гребок веслом, и, слава богу, мы выровнялись, и дальнейшее движение было делом техники.

Экипаж Оли Кулдошиной принимает решение идти вариантом, которым прошёл экипаж Фролова, –  по правому берегу. Им удаётся выйти на точку слива и успешно преодолеть вал после первого слива, но на втором валу их переворачивает. Оверкиль!. Байдарку с экипажем тащит по камням в конец порога. Там к ним на выручку уже спешит страхующая байдарка. У матроса повреждено плечо, и он с веслом остаётся сидеть на камне посредине порога. Оля с байдаркой благополучно добралась до берега. Вскоре туда же добрался её матрос Андрей. Вот и первые приключения.

Погода снова начинает портиться. Небо затянулось тучами, и временам идёт дождь. Долго ищем стоянку, указанную в описании. Она оказалась запрятанной среди протоков реки. Зато стоянка оказалась красивой – травянистой, высокой и с готовым столом. Ужин готовили под дождём. Дождь шёл всю ночь и затопил некоторые палатки. Следующий день также прошёл под аккомпанемент дождя, однако когда все вещи упакованы, он не страшен. К вечеру дождь стих. Решено, что наиболее сложные пороги – «Косой-2» и «Падун» – мы пойдём завтра, в последний день нашего маршрута, благо у начала порога «Косой-2» оказалась неплохая стоянка со столиком. Под моросящим дождём ставим лагерь и заготавливаем дрова.

Завтра будет суетной день, а сегодня можно фактически отметить завершение нашей спортивной части похода. На группу нашло лирическое настроение. В ход пошли пастельные краски, и скоро на нашей стоянке появились удивительные рожицы, как будто бы сошедшие с экранов кино. Чем не братья-разбойники?

После ужина песни у костра – и те, на которых выросли ветераны, и те, которые близки молодёжи. Родилась идея собрать со всех по строчке о нашем походе. Поэты и композиторы в группе нашлись, и вот под тентом звучит вновь созданная рок-ода на тему нашего похода. Смех и аплодисменты – награда создателям и исполнителям данного шедевра. Завтра ожидается очень напряженный день, и все расходятся по палаткам.

Порог «Падун»

Утро встречает нас хорошей погодой. Дождя нет, и даже, возможно, выглянет солнце. У костра уже хлопочут дежурные, готовя завтрак. В 10:30 мы готовы к отплытию. Мощный и длинный порог-шивера «Косой-2» начинается прямо от нашей стоянки. При прохождении решено воспользоваться имеющимися у нас рациями. Одна у Фролова, который идёт первым и даёт корректирующие указания Кулдошину для прохождения следующего экипажа. Накопленный в процессе похода опыт позволяет успешно пройти данный порог, разбив его на несколько участков.

Почти сразу за «Косым-2» следует по описанию наиболее сложный на маршруте порог «Падун». Ему предшествует мощная заходная шивера. Всё вместе требует обязательной разведки. Для безопасности останавливаемся в самом начале шиверы, и теперь, идя на просмотр, приходится продираться по мокрой тропе сквозь заросли деревьев и кустов. Наконец твёрдый берег. Да, эта шивера не уступает по своей мощи только что пройденной шивере «Косой-2».

Идём дальше. Шивера делает резкий левый поворот, который завершается порогом «Падун». Он впечатляет! Почти вся река перегорожена каменным массивом, образуя метровые сливы по правому и левому берегам. Слив у правого берега забит камнями, и прохождение там бесперспективно. С левого берега проход загорожен мелководной подводной плитой, по которой вода водопадом устремляется вниз, образуя косую пенную «бочку». Для прохода остаётся узкий слив между плитой и каменным массивом. Взаимно пересекающиеся струи образуют кручёный вал, устоять в котором будет очень непросто.

Решено, что порог надо проходить усиленными экипажами. Я решил, что мы пойдём своим экипажем, как было намечено ещё в начале похода. В своём матросе Роме я уверен: в нужный момент он правильно выполнит все  команды. Первым идёт опытный экипаж Фролов–Кулдошин. Остальные в ожидании остались у порога.

Долго ждём. Вот из-за поворота выскакивает байдарка. Ей удаётся вырваться из цепких лап главной струи и успеть сманеврировать в нужное место слива. Байдарка в сливе. Ещё секунда, и прохождение будет закончено, однако коварный кручёный вал делает своё «черное дело», и байдарка мгновенно переворачивается. За порогом достаточно мелко (по грудь) и каменисто. Экипаж опытный и знает, что делать в такой ситуации. Течением их относит на противоположный правый берег. У нас ещё нет страхующей байдарки, но мы видим, что к ним на помощь спешит байдарка из группы, стоящей ниже порога. С экипажем и байдаркой всё нормально, а вот часы на руке разбиты. Экипаж вылил воду, переплыл на наш берег и поделился своим впечатлением от прохождения. Теперь тот же экипаж попробует сплавиться на байдарке Кулдошина, надеясь на более благоприятный исход. Для удобства сплавляем все байдарки поближе к порогу.

На второй заход уходит экипаж Кулдошин–Фролов. Результатов их прохождения мы не знаем. Пора идти и нашему экипажу.  Оставляем ценные вещи (фотоаппарат, часы) на берегу. Мало ли что! Задраены юбки фартука, и можно отплывать. Вспоминаю опыт прохождения в прошлом году подобного порога моей внучкой, и договариваемся с матросом максимально откренить байдарку влево при прохождении слива. Поехали! Струя подхватывает нас, и мы понеслись, лавируя между камней. Выглянувшее солнце слепит глаза и мешает распознавать камни. Вот из-за поворота показался каменный остров. Пора выходить из струи, но смущают подводные камни у левого берега. Не хватает ещё «кильнуться» перед порогом, однако и медлить нельзя. На манёвр перед сливом остаётся совсем мало времени и расстояния. Успеваем сманеврировать и направить байдарку в слив. В сливе кричу матросу: «Крен влево», и мы сваливаемся в слив. Ниже слива чувствуем удар водяной струи в дно байдарки, которая нас выравнивает. Ещё несколько гребков веслом, и мы в безопасности. Под одобрительные возгласы наших на берегу понимаем, что порог пройден. Узнаём также, что предыдущему экипажу снова не повезло, и наше успешное прохождение пока первое. Это вселяет уверенность в других.

Встаю на страховку с Володей Шавариным. Договариваемся, что пойдём в порог вместе на его байдарке. А пока можно наблюдать, как пойдут следующие байдарки. Скоро показалась байдарка «Нева». В ней капитаном Коля Шлыков с дочерью Настей. Им удаётся затормозить перед сливом и выставить байдарку наиболее правильным курсом. В сливе их даже не качнуло. Молодцы! Следующими идут Фролов с Димой Мехоношиным. За сливом их байдарку кренит градусов на 45. Кажется, что оверкиль неизбежен, но в последний момент они успели сделать спасительный гребок и теперь довольные могут двигаться к берегу. Что ж, пора двигаться и нам.

Теперь валы шиверы уже не так пугают, и мы держимся в них уверенно. Надеясь пройти порог как в предыдущий раз, договорился с Володей, что в сливе мы снова ляжем на левый борт. Вот показалась каменная гряда. Пора выходить из струи и направляться к сливу. На какую-то секунду замешкался, и  теперь выправить и направить байдарку по линии слива мы не успеваем. Остаётся набрать скорость и войти в слив под косым углом. В последний момент понял, как сейчас поведёт себя байдарка, но всё же дал команду: «Крен влево», которая для этой ситуации была ошибочной. Мы пробиваем вал, и нас заваливает в сторону созданного нами же крена. Оверкиль! Ухожу под воду с головой. Выныриваю и вижу, что матрос тоже вынырнул, и теперь нам предстоит отбуксировать перевёрнутую  байдарку к берегу. Упираюсь в подводные камни ногами, однако удержать в этом мощном потоке байдарку очень тяжело. Придётся сплавляться. Посмотрел на своё весло и увидел, что одна лопасть в пороге отвалилась и утонула. Да, очень обидно, ведь должны были этот порог пройти. Зато довольны фотографы:«Картинка получилась…».

За нами порог пытается пройти на своей байдарке Коля Шлыков. В матросах у него Женя Колесов. Попытка оказалась неудачной, и счёт становится «3:4» не в нашу пользу. На остальных двух байдарках не стали испытывать судьбу и, пройдя заходную шиверу, сам слив обнесли.

Время 15 часов. Пора обедать, благо и место ниже порога очень хорошее. Посоветовавшись, решили, что надо дойти до конца маршрута, чтобы успеть разобрать и высушить байдарки. После порога немного расслабились, так как по описанию дальше опасных препятствий не ожидалось. А зря, расслабляться было рано. Впереди нас поджидал порог «Домашний».

С виду эта шивера не предвещала никаких сюрпризов. Но в её русле оказались невидимые с воды подводные камни. На один из них и налетела байдарка Шаварина. На мощном потоке её мгновенно развернуло и оверкиль стал неизбежным, пришлось Володе второй раз на дню вынужденно купаться.

Однако приключения на этом не закончились. Пытаясь обойти байдарку Шаварина, рядом с ним я также «сажусь» на подводный камень. Нас разворачивает, сажает на второй камень и начинает переворачивать. Чтобы не перевернуться, мы пытаемся открениться, и нас, вероятно, ждала бы участь Шаварина, если бы он, стоя в воде, нас не подстраховал. Попытка сойти с камней не вылезая из байдарки не удалось. Вылезаю в воду. Помогаю Шаварину влезть в байдарку с воды. Стаскиваю с большим трудом нашу байдарку с камней, и мы продолжаем путь. Дальше препятствий не предвидится.

Вроде совсем недавно светило солнце, но совсем неожиданно небо заволокло тучами, и закапал нудный дождь. Да, погода в Карелии из-за близости моря очень переменчивая. Время 18 часов. Показался автомобильный мост шоссе С.Петербург–Мурманск – это окончание нашего маршрута. Неплохое место у самого моста занято. Нам приходится остановиться чуть раньше. Здесь, в глубине леса, на возвышении, тоже есть стоянка, которую посещают, похоже, часто. Под дождём вытаскиваем вещи и байдарки, которые высушить теперь вряд ли удастся. Ставим лагерь и готовим последний на маршруте затянувшийся обед. Дождь прекратился. После обеда начинаем разбирать байдарки, всё равно их  не успеем высушить. Закончилась спортивная часть нашего похода. Ужинаем уже в темноте и после трудного дня заваливаемся спать. Подъём назначен на 4 часа.

Продолжение следует

В.А. Рыков