П-15 свое слово сказала... Печать
20.12.2012 08:39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 100-летию А.Я. Березняка

29 декабря исполняется 100 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка, первого главного конструктора ГосМКБ «Радуга» Александра Яковлевича Березняка. Этому событию ГосМКБ «Радуга» приурочило ряд мероприятий - спортивных, туристических, официальных и торжественных встреч. А еще к юбилею Александра Яковлевича вышла в свет книга Ю.А. Остапенко «Ракетой сверкнувшая жизнь». В ней собраны на самом деле интересные, а подчас даже уникальные факты из жизни генерального конструктора предприятия.
Сегодня вниманию читателей мы предлагаем одну из глав, вошедших в книгу, под названием «П-15 свое слово сказала…». В ней – рассказ о первой самостоятельной работе А.Я. Березняка ракете П-15.

Березняку очень хотелось, чтобы его первая самостоятельная работа была успешной. Все сводилось к тому, что оно так и будет. Но   Александр Яковлевич очень боялся, когда  на бумаге  все выходило гладко, а потом, в ходе испытаний, а еще хуже – в ходе эксплуатации  из проекта начинали «лезть иголки». Он где-то вычитал, что у одного из американских конструкторов в кабинете висел плакат, на котором значились заглавные буквы:  ВИКЕВЛКВЧ, что означало: «Всегда из-за какой-нибудь ерунды все летит ко всем  чертям». Он   даже хотел  повесить и у себя в кабинете подобный плакатик, но не стал этого делать, поскольку не любил заимствований. Однако своим подчиненным  он не уставал об этом напоминать.
Тревога по поводу предстоящих испытаний нарастала, поскольку  работа над проектом в КБ шла  и споро, и скоро. П-15 была как любимое дитя, у которого благодаря заботе родителей все получалось.
Испытания нового изделия  проходили  на полигоне в Крыму, и особых сюрпризов (имеются в виду неприятные сюрпризы) они, к счастью, не принесли. Более того, результаты их вселяли вполне оправданный оптимизм в создателей П-15.   
В сентябре 1957 года в Феодосию поехал и сам  Березняк. Но не один. Помимо конструкторов, с  Александром Яковлевичем приехали и представители заказчика.  Они   были командированы Главкомом ВМФ  адмиралом С.Г. Горшковым,  советским военачальником, который  тогда, в 1950-х годах, разработал концепцию создания океанического флота. В этой концепции, помимо мощного атомного подводного флота, был место и авианосным соединениям, и мобильным ракетным комплексам, и многому другому, что должно было сделать СССР великой морской державой.  
Горшков внимательно следил за ходом создания П-15 и делал все для того, чтобы испытания прошли успешно. Специально для испытания ракет П-15 на заводе № 5 («Алмаз») были построены два опытных катера, и высокая комиссия могла наблюдать  первый пуск ракеты П-15 с нового катера 16 октября 1957 года.
Зрелище пуска ракет с крошечного судна по невидимой цели было впечатляющим: маленькое суденышко окутал огромный сноп пламени, из него стремительно вырвалось тело ракеты и по косой ушло за линию горизонта. Через несколько минут с борта катера, еще раз окутавшегося пламенем,  ушла еще одна ракета.   Несколько томительных минут на наблюдательном пункте царило молчание – все ждали сообщения от сигнальщиков, которые контролировали  точность стрельбы. И вот сияющий радист подбежал к адмиралу с радиограммой в руке: обе ракеты накрыли цель!
Представители заказчика ходом испытаний остались довольны, и видимо поэтому, несмотря на то, что официально ракетный комплекс П-15 был принят на вооружение в 1960 году, строительство катеров развернулось  сразу на двух заводах и продолжалось почти 9 лет.
Ракетам П-15 была уготована долгая жизнь и потому, что эта ракета была замечательной по своим параметрам и возможностям, и потому, что эти возможности впервые в мире были  выявлены в реальной боевой обстановке.
Это произошло осенью 1967 года, вскоре после шестидневной войны между Израилем и арабскими государствами.
Вечером 21 октября 1967 года египетская радиолокационная станция засекла цель - одиночный корабль, вторгшийся в территориальные воды арабского государства. Это был израильский эсминец «Эйлат», шедший вдоль северного побережья Синайского полуострова недалеко от Порт-Саида. Его командир, капитан 3-го ранга Ицхак, опасался только подводных лодок и вел свой корабль противолодочным зигзагом. Поначалу он даже не обратил внимания на обнаруженные радарами два малых катера, находившихся в море на боевом патрулировании.  
Корабль был построен в Англии в 1944 году. Водоизмещение 1710 т, вооружение: 4 одноствольных 114-мм универсальных орудия, 6 зенитных автоматов калибра 40 мм, два четырехтрубных торпедных аппарата (533 мм) и 4 бомбомета.
В 17:00 капитан «Эйлата» приказал лечь на обратный курс, но через 16 минут сигнальщик доложил о каких-то ярких вспышках и клубах дыма, появившихся со стороны Порт-Саида. Вслед за этим небо прочертили огненные хвосты летящих ракет. Ицхак приказал сыграть боевую тревогу и снова повел эсминец зигзагом, одновременно открыв шквальный огонь из 40-мм пулеметов по приближающимся ракетам. Но все оказалось напрасным. Ракеты упорно следовали за непрерывно меняющим курс кораблем, пока не настигли его. Первая попала в борт около машинного отделения, а через четыре минуты вторая - в котельное отделение.
Несмотря на отчаянные попытки экипажа спасти корабль, «Эйлат» начал погружаться. И тут его поразила третья ракета. Эсминец развалился на две части и быстро затонул. Матросов, державшихся за обломки корабля на поверхности воды, пришлось спасать с берега - операция эта заняла около 20 часов. Из 199 человек экипажа, находившихся на борту, 47 погибли и 81 получили ранения.
Смертельный удар по израильскому кораблю нанесли те самые два египетских катера, которые патрулировали в заливе Эт-Тина. Эти катера были вооружены ракетами П-15.
Версии египетской и израильской сторон отличались, но детали в данном случае не играли решающей роли. Потому что в любом случае это был первый в истории флота случай потопления боевого корабля новым видом оружия - противокорабельной ракетой.
Это был первый, но не единственный случай применения П-15 в боевых действиях.  В индо-пакистанском конфликте набег на порт Карачи дивизиона индийских катеров привел к поражению пакистанских судов, стоявших на рейде. Кроме того,  ракетами П-15, выпущенными по береговой радиоконтрастной цели, был полностью уничтожен нефтеперегонный завод с наземными резервуарами хранилищ, в результате чего пакистанская военная техника лишилась запасов топлива. В этом случае  индийские моряки  творчески оценили возможности нового оружия: они применили П-15 по наземной цели, стрельба по которым инструкциями и наставлениями не предусматривалась.
Экспортная привлекательность ракеты П-15 состояла в высокой  точности, надежности и простоте эксплуатации. В разное время она поставлялась более чем в двадцать стран мира.
За долгие годы службы комплекс П-15 неоднократно модернизировался. В 1972 году был принят на вооружение комплекс «Термит» с ракетой П-15М, созданный на базе П-15. Модификация ракеты П-15М использовалась и в мобильном комплексе береговой обороны «Рубеж».
Труд создателей уникальной ракеты был высоко оценен страной: в 1961 году группе конструкторов, инженеров, производственников, участвовавшим в создании  П-15, была присуждена Ленинская премия.  И первым среди получивших ее был главный конструктор Александр Яковлевич Березняк.

Юрий Остапенко