С БТИ не прощаемся Печать
28.11.2012 12:39

Не ошибусь, если скажу, что большинство из нас хоть раз в жизни имели дело с такой структурой,  как Бюро технической инвентаризации. А приходим мы туда, когда необходимо осуществить какие-либо операции по передаче собственности на недвижимость (продать, обменять, оформить наследство и т. п.). Именно там выдаются необходимые для этого документы.

В предыдущем номере «Встречи» была опубликована беседа с директором Северного филиала ГУП МО «МОБТИ» А.В. Чарыковым, которая вызвала довольно большой резонанс у читателей. Они задаются множеством вопросов, главный из которых – новшества, ожидающие структуру с января 2013 года.  
«О переменах в сфере технической инвентаризации, что,  якобы,  БТИ перестанут существовать, в настоящее время не говорит лишь ленивый, – делится с нами один из обратившихся в редакцию Анатолий Александрович В., – а мне необходимо оформить кое-какую недвижимость, так куда мне обращаться? Хотелось бы получить более подробные разъяснения по этому поводу из первых уст».
– Какие изменения ожидают службу БТИ с 1 января  2013 года, – поинтересовались мы у начальника дубненского отдела Северного филиала МОБТИ Светланы Владимировны Рыбиной (на фото).
– БТИ будет работать в том же режиме, что и раньше. Причем  к документам, которые выдавались ранее: техническим паспортам, выпискам, утвержденным минэкономразвития и минюстом, добавляются еще и технические планы. То  есть, другими словами, БТИ в течение 2013 года будет работать еще и как кадастровый инженер, тем более что в нашем отделе такие специалисты есть.
Функции бюро на сегодняшний день на уровне законодательства никуда не делись, и мы будем точно так же выдавать и технические паспорта, которые никто не отменял. В структуре тоже ничего не меняется: как были областным БТИ, так им и остаемся, – ответила Светлана Владимировна.
– Новые документы – технические планы – БТИ уже начало выдавать?
– Их начнут принимать в Кадастровой палате с 1 декабря 2012 года (до 1 декабря принимаются технические паспорта на ОКСы), для изготовления техпланов также нужны техпаспорта, которые идут в приложении.
Исключительно по воле собственников
Основная задача бюро технической инвентаризации – сбор и технический учет информации о расположении, состоянии, уровне благоустройства и стоимости объектов недвижимости. Причем  все вышеперечисленное происходит исключительно по заявлению (воле) собственников, само БТИ не имеет права приходить, делать инвентаризацию, настаивать на этом.
Как отмечает Светлана Владимировна, это регулируется постановлением российского правительства №921, где, в частности, говорится, что в бюро обращаются любые заинтересованные лица. Кстати, на основании 921-го  постановления БТИ работает сейчас и будет работать, думается, еще долго.
– Тогда  как понимать выражение «своевременная инвентаризация», она, может, касается юридических лиц? – уточнили мы.
– Инвентаризация касается всех собственников, просто частная собственность как таковая на квартиры в многоквартирных домах, нежилые помещения появилась не так давно, начиная с приватизации 1991 года. Физические лица, которые у нас до определенного времени не имели этой собственности, честно говоря, не до конца сознают, какое бремя на них ложится в виде налогов.
В отличие от тех, кто имеет частные дома: они с самого начала с нашей службой работали и знают, что есть бюро технической инвентаризации, куда надо обращаться, если объект перепланирован, достроен или реконструирован. Что они и делают. В связи с обращением собственников пересчитывается и налоговая база, которая, надо признать, до определенного времени была не столь велика. А сейчас налоги выросли.
– С марта будущего года завершается приватизация, в городе еще есть неприватизированное жилье, если будущие собственники поторопятся, чтобы успеть, то для них условия остаются прежними или что-то меняется?
– Право на приватизацию действительно завершается, значит, кто не определился, его потеряет. Если использовал, то как собственник будет платить налог на имущество, рассчитанный в совокупности всех объектов, которые находятся в собственности.
– А каким образом человек может снизить налог на имеющееся у него имущество?
– Например, в частном доме, когда есть один или два собственника, после проведения инвентаризации, действительно, существенно снижается инвентаризационная стоимость  в связи с тем, что повышается процент износа дома, соответственно, сумма налога уменьшается.
– Самый маленький процент износа – это ноль?
– Когда объект вводится в эксплуатацию, он имеет нулевой процент износа. Это говорит о том, что, если дом построили, например, в 50-х годах прошлого века и к нам никто не обращался с заявлением об инвентаризации (ни управляющая компания, ни ТСЖ по решению общего собрания), естественно, дом никто не переоценивал. Он до сих пор идет с нулевым процентом износа…
– Соответственно, его так называемая восстановительная стоимость на сегодня о-го-го какая! Ведь существуют еще повышающие коэффициенты…
– Они установлены правительством Московской области и увеличивают инвентаризационную стоимость на определенную дату, на 1 января каждого года. Одно из последних постановлений с повышающими коэффициентами для налогообложения датировано 2 октября 2012 года.
– Какой может быть самый высокий процент износа, и есть ли в Дубне такие дома?
– Самый высокий износ 85% – это когда, можно сказать, здание совсем разрушено. В нашем городе таких домов нет.
– Насколько слышала, инвентаризация квартиры в многоквартирном доме не влечет за собой ее переоценку для налоговой службы. То есть стоимость жилья в доме 50-х годов постройки, если после введения в эксплуатацию не проводилась инвентаризация самого дома, будет рассчитана с нулевым процентом износа? Как это понимать?
– Если дом не переоценен, то по закону мы не можем переоценить отдельно взятую квартиру в нем. Потому что она идет в составе дома, как и все конструктивные элементы…
– Инвентаризацию многоквартирного дома в Дубне кто-нибудь в ближайшее время заказывал?
– Пока нет. Никто не хочет этим заниматься. У нас есть только письменные обращения от физических лиц с претензиями, что мы не переоцениваем их жилье. Мы ссылаемся на основополагающее для нас 921-е постановление, даем разъяснения, что любой представитель дома по решению общего собрания может к нам обратиться и заказать инвентаризацию.
Кстати, периодичность переоценки объектов пять лет, это предусмотрено порядком, принятым в 1992 году, когда пошла повальная приватизация. Но, опять же, она может быть только рекомендована…
Технический и кадастровый – два разных «человека»
Как гласит пункт 5 статьи 19 Жилищного кодекса: «Необходимо проводить техническую инвентаризацию и государственный учет жилого фонда наряду с иными формами учета… с оформлением технических паспортов жилых помещений, документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях»…
К таким документам,  в частности,  относятся технический и кадастровый паспорта жилого объекта. Кадастровые паспорта с марта 2008 года по сентябрь этого года выдавало БТИ, но эта функция, подчеркивает С.В. Рыбина, для бюро была временной: все понимали, что рано или поздно она уйдет. Сейчас все встало на свои места.
Любой документ имеет целевое назначение: кадастровый паспорт нужен для того, чтобы зарегистрировать право на собственность, он необходим для Регистрационной палаты, которая находится в составе Росреестра. По большому счету, он больше нигде не применим. В документе сухо прописаны адрес объекта, площадь, этаж и прикладывается картинка, которая практически мало что говорит. То есть «потребитель» кадастрового паспорта, выдаваемого Кадастровой палатой, – это Регистрационная палата. Здесь минимум информации только для того,  чтобы поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать на него право.
В техническом паспорте дается более подробная  информация об объекте. Если брать квартиру, то здесь, к примеру, есть информация и по инвентарному номеру, который идет затем в кадастровый паспорт, есть подробное описание (экспликация) квартиры с размерами, есть поэтажный план на определенную дату. Сюда включается информация по году постройки, этажности, износу дома, описываются его основные элементы (стены, перегородки, перекрытия), затем описываются в конкретной квартире полы, проемы, стены, потолки, наличие отопительных приборов и т.д. Самое главное: здесь указывается инвентаризационная стоимость, которая учитывается в налогообложении.
Технический паспорт нужен, к примеру, и для того,  чтобы в банк обратиться, и для того,  чтобы понять, правильно ли у вас площадь посчитана, чтобы составить проект и  утвердить его в администрации, если делаете перепланировку. То есть технический паспорт имеет многофункциональное назначение.
Перепланировка…
– Если в квартире многоквартирного дома передвинуть не капитальную стенку, будет ли это являться перепланировкой? – уточнили мы у С.В. Рыбиной.
– Все, что вы делаете внутри квартиры, передвигая стены, это перепланировка, которая  приводит к изменению площади. На сегодня у нас с администрацией города отработана система, когда, если нет вопросов по нарушению капитальных стен, несущих конструкций, то утвердить перепланировку несложно. Это все урегулировано, регламентировано и решаемо.
Правда, есть один момент, когда собственники начинают выпиливать в несущих колоннах ниши, предположим, под какие-то вазы, аквариумы. Тогда мы пишем в комментарии, что пробита в несущей колонне или стене ниша таким-то размером. Вроде и не перепланировка, но конструкция нарушена…
Инвентаризация через Интернет
– Можно ли у нас через Интернет заказать инвентаризацию объекта? Есть какие-то подвижки в этом плане?
– Можно, обратившись к нам, заказать инвентаризацию объекта, допустим, в Реутово или в Дмитрове, но исполнителем все равно будет то БТИ, которое находится на этой территории. Мы только принимаем заявку в электронном виде, оформляем ее. Правда, на сегодня таких заявок очень мало.
Мое мнение: все-таки специалисты должны посмотреть документы, чтобы понять, что конкретно вам необходимо. Может, инвентаризация и не нужна, а достаточно справки или копии технического паспорта. Все зависит от того, куда предоставляется заказываемый  документ: в налоговую, нотариусу, для вступления в наследство, дарения или купли-продажи.
– На сегодняшний день очереди в коридорах БТИ – это актуально?
– Такого понятия  как очередь сейчас в бюро не существует. Прием ведется шесть раз в неделю, работают два администратора. Специалистов достаточно, трудятся и несколько кадастровых инженеров. Мы справляемся, осваиваем новые документы – технические планы, которые, как я говорила
вначале, необходимы только для Кадастровой палаты. Что будет дальше, пока не известно, – заключила Светлана Владимировна.
Конечно, в заключение нельзя не отметить настоящее достояние службы дубненского БТИ  – безусловно, это архив, в котором на сегодня хранятся 37 тысяч дел. Все они содержатся в строжайшем порядке благодаря его хозяйке архивариусу О.Г. Кутариной.

Татьяна Крюкова
Фото Юрия Тараканова