Почему такой бюджет Печать
28.11.2012 11:54

Н.Н. Каприна, заместитель главы администрации города: «82,9 % расходов бюджета города на 2013 год - социально направленные расходы»

Во время встречи с журналистами заместитель главы  администрации города, начальник финансового управления Н.Н. Каприна (на фото)дала свои комментарии относительно бюджета города на следующий год. Социально направленный бюджет
– Вначале отмечу, что все необходимые документы по бюджету города 2013 года были опубликованы в печати и на официальном сайте администрации города в полном объеме и в положенные по законодательству сроки. На обсуждение Совета депутатов проект бюджета был вынесен главой города 27 сентября, а принят депутатами 15 ноября. Так что у всех желающих  была  возможность внести замечания  в бюджет 2013 года.
Как и прежде, бюджет города нацелен на решение социальных задач  и оказание муниципальных услуг. Для нас важно, чтобы уровень социальной обеспеченности горожан как минимум сохранился на прежнем уровне, а как максимум – продолжал повышаться. Образование, здравоохранение, спорт и культура, ремонт дорог и тротуаров, освещение, благоустройство, озеленение и многое другое – все это социально направленные статьи расходов.  На них в бюджете приходится 82,9% расходов, или 1 992,9 млн рублей из 2 402,2 млн. рублей.
Сравнение расходов по статьям
Бюджет Дубны – консолидированный, т.е. наполняется из нескольких источников. В бюджете предусмотрены расходы за счет субсидий и субвенций областного бюджета. Расходы Дубны  на   2013 год  определены   в  размере 2 402 249,1 тыс. руб.
Объективно сравнивать финансовые  показатели 2012  и 2013 годов достаточно сложно, т.к. ряд программ, финансируемых из областных и федеральных бюджетов, в этом году завершаются, например, программа модернизации здравоохранения.  На следующий год средства этих программ не учтены, и при сравнении получится отрицательная динамика, хотя на деле финансирование того же здравоохранения останется на прежнем уровне, просто поставки специального оборудования в 2013 году уже не будет, а вот зарплаты врачей, обеспеченность медикаментами и прочие расходы, безусловно, сохранятся.  
Но по некоторым статьям такое сравнение можно все-таки провести. Например, по статье «Содержание органов местного самоуправления». В 2012  году в бюджете на финансирование  этой статьи  было предусмотрено 96,2 миллиона рублей.  В бюджете 2013 года расходы по этой статье уменьшились и составили  92,8 миллиона рублей. Это удалось сделать за счет  оптимизации штатного расписания. Программы экономии,  энергосбережения и  повышения эффективности расходов дали свои результаты. Стоит отметить, что эти же программы сейчас внедряются и начинают приносить свои положительные результаты в сферах образования, здравоохранения и культуры - во всем городском бюджетном секторе.
16-е место по эффективности расходов
Недавно были подведены итоги исследования  по определению эффективности уровня расходов среди городов области.  Такое исследование проводится в регионе ежегодно. В этом году из 38 городов по эффективности управления нашим городом мы заняли 16 место. Это хороший показатель, учитывая, что все наши расходы на дополнительное образование, школы искусств, спортшколы и др. сверх региональных нормативов и признаются областью как неэффективные. По областным нормативам  расходы городского бюджета на содержание дополнительного образования должны быть меньше, т.е. фактически мы должны сократить ряд учреждений дополнительного образования.   Но позиция главы города по этому вопросу принципиальна: мы должны сохранить все учреждения дополнительного образования.
Бюджетный процесс
Работа над бюджетом началась в апреле, тогда приступили к  формированию доходной части бюджета. После этого, в июне,  главные распорядители (их у нас 7) составляли реестр расходных обязательств - фонд  оплаты труда, ремонт, содержание материально-технической базы 68 учреждений. Эти учреждения оказывают  109 услуг – все они отражены в реестрах расходных обязательств. После этого был составлен проект муниципального задания. Собранные документы поступили в финуправление администрации города, с которыми мы и работали до середины сентября. В это же время управление экономики и планирования администрации города  сделало прогноз социально-экономического развития Дубны в 2013 году.  
Должна сказать, что проект бюджета – объемный документ (до 250 страниц). Работа над бюджетом огромная,  в ней принимают участие до 300 сотрудников. После этого, в сентябре,   бюджетный процесс  стал публичным – рассматривались  все вопросы населения, замечания депутатов – бюджет проходил обсуждение. В этом году году депутаты внесли  17 предложений, в итоге в бюджете было выделено 16,3 миллиона рублей, в т.ч. на ремонт детских   площадок в ДДУ,  установку прогулочных веранд,  подготовку школ к учебному году, ремонт детского сада «Светлячок» ( 2,5 млн. рублей), «Гвоздика» (500 тыс. рублей).
При составлении бюджета учитывались и предложения жителей. В этом году, к сожалению, было только одно предложение от жительницы города. Предложение касалось обустройства Сергиево-Демидовского кладбища. В результате в бюджете 2013 года предусмотрены  средства на создание межсекторных дорожек, установку колодца и туалета.
По предложению главы города в бюджет были включены средства на продолжение работ по ремонту тротуаров – 10 миллионов рублей (в 2012 году на эти цели было выделено 8 миллионов рублей), а также предусмотрено 20 миллионов рублей на капитальный ремонт дорог.
Межбюджетные отношения: наметился положительный сдвиг
Межбюджетные отношения у нас регулируются законодательством Московской области. В соответствии с ним область вправе на определенных условиях  передавать в бюджеты городов часть налогов, которые являются федеральными. Между администрацией города и правительством Московской области подписаны соглашения о передаче части налогов, поступающих в бюджет области, в бюджеты городских округов. Это налог на имущество организаций (2% от суммы собираемого налога), налог на прибыль организаций (5 % от собранного налога в городе) и налог по упрощенной системе налогообложения (100 %). На следующий год в бюджете города предусмотрены такие поступления налогов. Это небольшие суммы, но тем не менее все-таки определенный поворот в сторону  бюджетов городов наметился.
Проблема межбюджетных отношений наиболее остро возникла два года назад. Дотационные города не только Подмосковья, но и всей страны, находятся в затруднительном  положении, потому как распределение средств идет по остаточному принципу. Прослеживается такая динамика: в 2002 году мы собирали порядка 300 миллионов рублей налогов. Распределялись они следующим образом:  67 % оставались в городе, оставшиеся 33 %, по 16,5%, уходили в областной и федеральный бюджеты.  Сейчас мы собираем порядка 3 миллиардов рублей налогов, и лишь 16,3 % этих средств   остается в нашем бюджете, остальные налоги уходят в вышестоящие бюджеты.
О дефиците бюджета
Бюджетный кодекс нам позволяет иметь дефицит до 10 % от суммы наших собственных доходов. Фактически у нас к концу года бывает дефицит около 10-18 миллионов рублей. К  счастью,  наши доходы растут. Покрывается дефицит только кредитами и средствами из внебюджетных источников, доходами от содержания имущества.  Динамика роста последних – положительная.  План по доходам от аренды муниципального имущества мы выполняем всегда.
До тех пор, пока Дубна будет дотационным городом, дефицит бюджета будет всегда существовать. Наша работа направлена на то, чтобы меньше привлекать кредитные ресурсы банков, и  в то же время на понижение процентной ставки, если этот кредит мы все-таки берем.