Думать о будущем, или Концепция зеленой зоны - своевременная необходимость Печать
26.07.2012 07:57

Некоторое время назад мы предложили вам, уважаемые читатели, жители Дубны и ее гости, всем вместе обсудить тему сноса железнодорожных путей и реконструкции вокзала Дубна. Точнее, ее предложили вы сами, а мы, поддержав эту инициативу, уже не раз возвращались к столь актуальному вопросу, пытаясь понять, насколько болезненной может стать ликвидация вокзала в старой части города в случае, если именно такое решение будет принято руководством железной дороги и нашего наукограда.

Мнений на этот счет немало: одни считают решение поспешным, другие своевременным и назревшим, третьи не прочь избавиться от железнодорожных путей, но все ж категорично выступают против, опасаясь, что на их месте вырастут торговые объекты и развлекательные центры. Но нужны ли они?


Разговоры вокруг сноса железной дороги преждевременны, а точнее, не первостепенны – в этом убежден генеральный директор ООО «ПК «Экомебель» Николай Иванович Захаров, озвучивший свой взгляд на вызвавшую общественный резонанс проблему. По его мнению, общественное обсуждение должна получить разработка концепции зеленой зоны, которая бы охватила весь район Большой Волги и Черной речки, и лишь отталкиваясь от нее, можно решать, нужна железная дорога городу или нет.
– Жителям Дубны выпала возможность жить в по-настоящему красивом городе: с богатой культурой, научными традициями, уникальными природными ресурсами. Таких городов на карте – единицы... И сохранить его комфортным для жизни – одна из задач, стоящих наиболее остро. Снос железнодорожных путей, на мой взгляд, сегодня не принципиален: есть более глобальная проблема, решение которой не терпит промедления. Это проект строительства моста через Волгу, – решение, которое, в корне изменит судьбу Дубны.
Возведение моста – необходимость, но вместе с этим нужно понимать, что с его строительством в город придет федеральная трасса и, скорее всего, по ней пойдут потоком большегрузные автомобили, в том числе транзитный транспорт, и как бы сегодня не говорили, что федеральный мост все-таки останется мостом местного значения, надо реально смотреть на вещи. С мостом исчезнут пробки и заторы, но появятся проблемы не меньше: центр города соберет шум, пыль, выхлопные газы…
Проект моста не позволяет ограждать его специальными защитными заслонами. Нетрудно представить, во что могут превратиться проспект Боголюбова, Парк семейного отдыха, улица Вернова с ее новыми застройками...
Что делать? Создавать зеленую зону вдоль моста из массивных деревьев, которые встанут плотными аллеями.
И если выносить вопрос на всеобщее обсуждение и, может быть, даже референдум, то стоит говорить не о том, быть или не быть железной дороге, а о том, быть или не быть проекту зеленой зоны. Давайте смотреть глубже, не акцентировать столько внимания на вокзале Дубна, нужно работать над более масштабным проектом.
И первым его шагом – шагом к созданию зеленой зоны с пешеходными дорожками, велосипедными трассами, и должна как раз стать разработка концепции архитектуры целого комплекса. И только с утверждением городской концепции зеленой пешеходной зоны (она могла бы взять начало от шлюзовой камеры, захватив район Большой Волги, возможно, улицу Строителей, пройти по набережной и завершиться выходом к садоводческому товариществу «Мичуринец») станет возможным обсуждение судьбы железной дороги. Тогда решение должно уже приниматься просто: если железная дорога мешает этому проекту – демонтировать ее, если нет, значит, вполне возможно, оставить…
Я готов лично поучаствовать в этом проекте, более того, вместе с газетой «Встреча» мы уже делаем реальные шаги: традиционно высаживаем молодые дубы. Только в этом году в Парке семейного отдыха, как раз неподалеку от места строительства будущего моста, высадили около десятка деревьев. А осенью хотим организовать общегородскую высадку саженцев на Большой Волге – пусть посадка массивных аллей из лип, дубов, кленов станет одной из составляющих этой концепции.
Доводы, что сегодня железная дорога мешает организации велосипедной дорожки, на мой взгляд, неоднозначны: при желании ее можно обустроить, и мест подходящих для этого у нас в Дубне немало: дорога вдоль набережной, вдоль автомобильной трассы, через парк на Большой Волге, по его не обустроенному пока краю…Нужно и стоянки для велосипедов строить, строит же Москва, находит возможность. А в Дубне, имевшей славу велосипедного города, эти проекты тем более должны быть актуальны. Но, еще раз подчеркну, если железнодорожные пути будут мешать проекту, который должен стать спасительным для города, их нужно сносить. Пусть на высвободившемся месте появятся и дома, и торговые объекты, и пешеходные зоны, пусть растут на ней деревья... Нужно перенимать в этой части опыт зарубежных городов, где как раз такие проекты в приоритете. Утверждать концепцию еще до принятия решения о судьбе вокзала «Дубна».
Немаловажной составляющей такого проекта может стать обустройство Дроздовского парка на Большой Волге – тоже хорошая идея. А мост пусть соединит две зеленых зоны – на правом берегу реки и ту, что уже есть на левом…

Подготовила Анна СУХАЯ