Величие и мощь Волжских гидросооружений Печать
26.07.2012 07:23

Канал, без которого население Москвы не выросло бы до 11 миллионов человек (такому количеству людей попросту не хватило бы воды, а сам город не из чего было бы построить), в июле отметил 75-летний юбилей.

Всего за четыре года восемь месяцев (1933-1937 годы) был построен крупнейший в мире гидротехнический комплекс, который включает множество различных гидросооружений и более ста километров трассы канала.
280 гидротехнических сооружений канала имени Москвы расположены в 12 областях центральной России, все они сведены в 10 филиалов. Один из них – Волжский район гидросооружений, где трудятся 255 человек (210 – в Дубне, 45 – в Угличе), обслуживающих оборудование филиала.

В канун юбилея мы беседуем с директором Волжского района гидросооружений В.В.Киреевым о проектах и строителях ВРГС, о людях, работающих здесь и прикипевших душой к своей работе, а также о значимых делах за последние пять лет, прошедших с предыдущего юбилея. Чуть коснулись и больной насущной проблемы – проезда большегрузного транспорта по мосту плотины.
На далекую перспективу. Испытание на прочность
Даже используя современную строительную технику, уложиться в такие рекордные сроки строительства практически нереально, а тогда, в 1933-м, разработка чертежей, проектирование, строительство и монтаж комплекса велись одновременно на всей протяженности канала…
Как отметил Вячеслав Владимирович, потребность столицы в водоснабжении возрастала, и проектанты предусмотрели возможность установки пятых насосных агрегатов. При строительстве канала установили четыре агрегата для перекачки воды, пятое место под эти цели было зарезервировано и затем востребовано (насосных станций, начиная от Темпов до Икши, – пять). В эти гнезда смонтировали новые насосные агрегаты, кроме того, по очереди заменили те, что отработали более 60 лет.
Первоначально четыре агрегата на станциях могли перекачивать 100 кубометров воды, производительность каждого – по 25 кубометров в секунду. Новые пять агрегатов перекачивают в секунду уже по 30-33 кубометра воды.
«Возможность перекачки, – констатирует руководитель ВРГС, – увеличилась почти в полтора раза, хотя в последнее время перекачка воды не нарастает, поскольку промышленность сбавила обороты, потребность воды на технологические нужды уменьшилась, жители сейчас тоже становятся экономными (воды расходуют меньше, устанавливают счетчики в квартирах, меняют трубопроводы).
В каких условиях люди строили гидросооружения – известно, но построили они их качественно как говорится, на века. Что касается гидросооружений в Дубне, то здесь, вроде бы, просматривается одна недоработка проектантов: мост плотины запроектирован, как технологический, автогужевой.
«Проектанты,
– говорит В.В.Ки­реев, – никак не могли предусмотреть, что спустя пару десятков лет здесь появится ОИЯИ и вырастет крупный (по сравнению с теми населенными пунктами, которые в этом месте были) город Дубна, что он разместится на двух берегах Волги, и потребуется эта транспортная нить.
Но это не их вина, ведь предусмотреть все было невозможно. Но, с другой стороны, хоть мост и назвали автогужевым, и по проекту он несет нагрузку М10, что значит бесконтрольное движение грузовых автомобилей общей массой 10 тонн (в этой колонне допускается движение одиночных машин весом 13 т), мы видим, что спустя 75 лет по нему идет транспорт под запрещающий знак, откровенно нарушая все ПДД, – самосвалы МАНы, «вольво», которые с грузом весят 35-40 тонн, то же касается так называемых «миксеров».
Мы продолжаем издеваться над нашим мостом, а он все еще держит. Вот какой запас прочности был заложен в это сооружение!»

Ремонты всесезонные,  реконструкция – колоссальная
Ремонты на гидросооружениях района ведутся постоянно, круглогодично: есть межнавигационные, когда ремонтируются механизмы и подводные узлы, это касается шлюзов и малых гидросооружений, а есть и чисто летние.
Кстати, как подчеркнул Вячеслав Владимирович Киреев, самая значимая работа, которая была проведена на сооружениях в Дубне, – это реконструкция открытого распределительного устройства 110 киловольт ГЭС-191 (ОРУ-110/10).
«За три года, – подытожил он, – была выполнена полная замена всего силового оборудования на ОРУ и замена всех кабелей, связывающих ОРУ с генераторами. Работа колоссальная! Сложностей было много. Зачастую это было сопряжено с ограничением проезда по дороге в районе административного здания гидроэлектростанции.
Горожане это видели: то с одной стороны копали, то с другой. Конечно, было бы проще, экономичнее и быстрее, если бы у нас была возможность закрыть движение, но ее не было. Поэтому на громадной эстакаде слева (если ехать с правого берега на левый) долгое время были подвешены кабели, что тоже создавало определенные трудности: сразу их поменять не смогли, пришлось менять кусками. Но, несмотря на все трудности, работа выполнена, и государственная комиссия 19 июля приняла ее».
Теперь на подстанции смонтировано самое современное оборудование, и надежность электроснабжения города от этого только выиграет. От подстанции питается весь левый берег и большая часть микрорайона Большая Волга. Кроме того, 4 кабеля с нашей ГЭС идут на ляповскую площадку ОИЯИ. В настоящее время, правда, напряжение по ним еще не подано: процесс находится в стадии согласования, но кабельная линия, существовавшая ранее, была восстановлена.
Кстати, если сделать экскурс в историю, то ОИЯИ появился в этом месте благодаря нескольким факторам, среди которых и то, что это был малонаселенный район, не очень удаленный от столицы, что имелась вода для охлаждения агрегатов в институте, и один из основных факторов – независимый источник электроэнергии – наша гидроэлектростанция.
Коллектив ВРГС из года в год обеспечивает надежную и бесперебойную эксплуатацию сооружений района. Среди работников ВРГС многие удостоены правительственных наград – орденов и медалей, а также имеют звания «Заслуженный работник речного флота», «Почетный работник речного флота».
Кадры решают все
В Дубне на гидросооружениях трудятся 210 человек и 45 – в Угличе. Из них более ста – это инженерно-технические работники. К сожалению, подчеркнул Вячеслав Владимирович, средний возраст коллектива ВРГС порядка 52 лет.
– Получается, что практически нет притока молодых кадров? – спросили мы у директора ВРГС.
– Молодежь, видимо, считает, что у нас работать не престижно, она рвется в бизнес, компьютерные технологии. У нас же особенно острая необходимость в притоке энергетических кадров: электромонтеров и энергетиков. Хотя штат фактически и заполнен, но средний возраст работников великоват. Для того чтобы предприятие нормально функционировало, на мой взгляд, надо укладываться в рамки среднего возраста – 42-45 лет.
Впрочем, в последнее время к нам после окончания вузов пришли несколько молодых грамотных ребят. Сразу появились три инженера-гидротехника, среди них, между прочим, представительница прекрасной половины человечества. Двое, кстати, дубненцы: один после окончания Московской академии водного транспорта, девушка – после окончания Московского государственного университета природообустройства, третий специалист приехал из Нижнего Новгорода.
– Хорошо, что ребята возвращаются в город…
– Мы тоже рады, что они выбрали профессию гидротехника и немного разбавили средний возраст коллектива. Кстати, очень хорошо вписался в наш коллектив выпускник дубненского университета Алексей Филатов – инженер-энергетик релейной защиты автоматики, измерений и телемеханики. Надежный и ответственный специалист. Работает с 2003 года, – заключил В.В. Киреев.
Гордость и слава ВРГС
Вспоминая фамилии работников, которые создают славу и доброе имя Волжскому району гидросооружений, Вячеслав Владимирович заметил, что, к сожалению, всех не перечислить, этот список не поместится ни в одну газету: у каждого за плечами большой опыт и стаж, каждый достоин отдельного рассказа. И мы непременно будем о них рассказывать на страницах нашей газеты.
Старожил ВРГС Н.В. Горькова работает в районе с 1952 года, длительное время возглавляла отдел кадров, сейчас старший специалист по кадрам. Начальник ГЭС-191 Г.С. Сухомлинова пришла в район в 1964 году. Инженер первой категории Т.А. Саражина работает в коллективе с 1969 года, заместитель главного бухгалтера С.Ф. Гилязова – с 1973 года, бухгалтер Т.В. Баранова – с 1975 года.
Мастер производственного участка второй группы, профессионал своего дела, на которого во всем можно положиться, Н.Н. Журавлев трудится на ВРГС с 1980 года. С 1981 года работает ведущий гидротехник А.А. Кузнецова, с 1987 года – инженер по охране труда А.Д. Герасимов. Дежурные инженеры ГЭС Т.Н. Малышева (с 1980 года), Н.И. Кудряшова (с 1987 года), А.А. Котомин (с 1992 года) – все профессионалы своего дела.
Знающий специалист, слесарь А.А. Зиборов длительное время работает на сооружениях, штукатур 5 разряда В.Г. Самородова с 1981 года на гидроэлектростанции, маляр В.А. Баранова – с 1977 года.
Из ветеранов первого шлюза начальник вахты В.А. Смирнов, работает с 1973 года, начальники вахты Е.В. Викторова – с 1982 года, С.Б. Степанова – с 1988 года.
На малых сооружениях – это паромные переправы, аварийные ворота, с 1995 года работает руководитель малых сооружений, прораб путевых работ В.Ф. Жарков, длительное время трудится в районе Г.Ю. Князев, он работал старшиной водолазной станции, сейчас руководит паромной переправой №3. Много лет работает матрос-кассир паромной переправы №3 Н.М. Карабанова.

Нельзя не отметить экипаж самоходного плавучего крана КПЛ-351 во главе с капитаном А.П. Седовым, который работает в районе гидросооружений с 1968 года. Сменный капитан крана С.И. Ханыгин трудится с 1976 года, старший механик крана В.А. Марков – с 1982 года. «Видите, как прикипели к этому крану», – комментирует директор ВРГС.
С 1982 года работает в районе капитан-механик теплохода «Лось» (маленький теплоход, который стоит у ГЭС, таскает небольшой кран и занимается ремонтом откосов и всего прочего) Г.В. Липатов.
Не забыл В.В. Киреев и про работников вспомогательных сооружений: гаража, имеющего 15 единиц техники, механического цеха и ремпрорабства. С 1973 года крутит баранку служебного автомобиля Г.А. Крупнов, как говорит Вячеслав Владимирович, он у него уже третий руководитель. Машинист автомобильного крана Б.А. Аболяев работает здесь с 1979 года.«Не забыть бы никого. Вообще, на самом деле ветеранов у нас еще больше, ведь здесь мы перечислили только тех, кто больше 20 лет проработал на предприятии, но многие проработали десять и более лет. Считаю, они тоже ветераны», – закрывает папку с фамилиями сотрудников Вячеслав Владимирович.
Особая аура на гидроэлектростанции
С начальником Иваньковской ГЭС Галиной Сергеевной Сухомлиновой мы встретились буквально на следующий день после того, как государственная комиссия приняла в эксплуатацию реконструированное оборудование открытого распределительного устройства 110 киловольт – итог почти четырехлетней работы, о которой выше говорил директор ВРГС.
«Уникальная гидроэлектростанция, построенная по проекту отечественных гидростроителей, представляет собой станцию полуоткрытого типа, без высокого машинного зала. Два гидроагрегата мощностью по 15000 кВт установлены в здании ГЭС, непосредственно примыкающем к телу плотины, и сверху прикрыты съемными крышами», – рассказывает Г.С.Сухомлинова.
Кстати, автодорога по мосту плотины пересекает и эти крыши…
Собственно, гидроагрегаты – это первенцы отечественного гидротурбостроения, модернизация и реконструкция их основных узлов позволили превысить срок технической службы (25лет) втрое. С момента ввода в эксплуатацию, подчеркнула Галина Сергеевна, ГЭС выработала 9 млрд 120 млн кВт/час. электроэнергии. В этом, конечно, огромная заслуга коллектива специалистов, преданных своему делу и отработавших на станции по 25 – 30 лет.
Удивительную энергетическую ауру отмечают все, кто побывал в административном здании ГЭС, архитектурном памятнике эпохи «великой стройки», в котором даже дубовый паркет за столько лет не рассохся и не разлетелся. И в кабинетах здания ГЭС растут такие цветы, которым в принципе здесь не положено расти.
Правда, по мнению коллектива ГЭС, за особую ауру здесь отвечает хозяйка здания, руководитель станции Г.С. Сухомлинова, в которой сочетаются профессиональный гидроэнергетик и хрупкая женщина. Каким образом это происходит, мы еще обязательно поговорим дополнительно.
«Наша ГЭС – не просто производитель электроэнергии, это одна из составляющих комплекса гидротехнических сооружений канала, от которой в немалой степени зависит работа других станций Волжского каскада: она первая из созданных на Волге.
Учитывая все эти функции нашей станции, можно себе представить, какой объем работы выполняет коллектив энергетиков. При этом если в 1937 г., когда ГЭС только начала действовать, штат ее составлял более 120 человек, то после автоматизации 1940 г. и телемеханизации, проведенной в 1944 г., штат уменьшился вдвое, а сейчас вообще составляет 36 человек», – констатирует Галина Сергеевна.
Нынешние заботы станции, безусловно, созвучны заботам других производственных предприятий. В условиях непрерывных экономических реформ не хватает средств на ремонт и дальнейшую реконструкцию электромеханического оборудования и гидротехнических сооружений, из-за невысоких зарплат нет притока молодых кадров. Однако сегодня небольшой коллектив Иваньковской ГЭС очень профессионально поддерживает стабильность работы станции.

«Все работники прошли через меня»
Так без ложной скромности говорит старший специалист ВРГС по кадрам Нина Васильевна Горькова. 16 апреля 2012 года исполнилось ровно 60 лет (самый большой стаж на предприятии), как она 17-летней девчонкой пришла на ВРГС. Начинала работать в озеленении, была клепальщицей, секретарем начальника района.


В кадрах работает с августа 1973 года, причем, вспоминает Нина Васильевна, она никак не хотела быть кадровиком, долго отказывалась от этой должности, а начальник (тогда ВРГС возглавлял И.В.Куликов) настаивал.
«К нему даже претенденты на должность приходили, узнав, что есть такая вакансия, но он всем отвечал, что кандидатура уже есть. И настоял все-таки, – делится Н.В.Горькова. – Конечно, вопросов приходилось решать множество, ведь тогда у предприятия был и детский комбинат, и котельная, куда штат давали только на отопительный период. Хорошо помню, как ходила по домам, где жил плавсостав, и чуть ли не на колени вставала, просила поработать в котельной, где топили углем. А в детском комбинате нянечек не хватало…
Сейчас сложнее стало работать в каком плане: бумагооборот увеличился, а тогда людей не хватало. Принимали по лимиту, который сначала надо было выбить, потом вовремя оформить постоянную прописку».
На вопрос, что главное, на взгляд кадровика со стажем, в подборе кадров, на что в первую очередь надо обратить внимание, Н.В.Горькова ответила: «Прежде всего обращаю внимание на трудовую книжку, потому что, считаю, это лицо человека. Когда он с периодичностью в два месяца меняет место работы – стоит задуматься. К тому же у нас эксплуатация гидротехнических сооружений, где нужны специалисты с высокими разрядами. Например, приходил тут один устраиваться, говорит, что электромонтер. А на вопрос, чем конкретно занимался, ответил: «Лампочки вкручивал»…
Вообще, когда много лет проработаешь в отделе кадров, человека видно и по разговору, и по поведению. Впрочем, окончательное решение о приеме на работу остается за начальниками подразделений, куда мы предварительно направляем претендентов».
«Благодарим за шлюзование!»
В свое время довольно часто пользовалась скоростным пассажирским флотом – «ракетами», «метеорами», если помните, такие в конце 80-х еще ходили по Волге, и всегда мечтала посмотреть на шлюзовую камеру глазами диспетчера, с берега.
Такая возможность нашей редакционной бригаде представилась: мы внимательно следили, как груженые баржи из нижнего бьефа (со стороны Волги) один за другим важно и чинно заходят в огромную ванну, пришвартовываются к рымам (специальные крюки для швартовки), чтобы их волной не бросало по камере, конкретно туда, куда им говорит диспетчер. Он-то точно знает, сколько их будет шлюзоваться.
Когда все суда зашли, ворота закрываются, и через затвор начинается наполнение камеры. Зрелище бьющей с огромной скоростью воды впечатляет – это та самая стихия, от которой глаз отвести невозможно …
В диспетчерской начальник вахты обаятельная и улыбчивая Елена Васильевна Викторова, ее стаж работы на канале измеряется тремя десятками лет. «Меня привлекает работа диспетчера, поменять ее никогда и мысли не возникало. Знаете, как говорили раньше: кто пришел на канал и прижился, тот никогда отсюда не уйдет, потому что это, как и у педагогов, не профессия, это уже диагноз», – смеется она.


Основная обязанность диспетчера – судопропуск. В начале смены он получает программу, в которой предварительно обозначено, какой флот здесь пойдет, отвечает за компановку камеры и оперативное переключение управления механизмами шлюза. На нем, диспетчере, безусловно, лежит большая ответственность.
«Шлюз, – говорит Елена, – у нас не простаивает. Кроме меня, здесь работают еще два начальника вахты, оба – профессионалы, у всех приличный стаж. У Виктора Александровича Смирнова, например, 40 лет стажа, он вообще образец для подражания. Светлана Степанова 24 года работает диспетчером, а до этого три года была гидротехником».
Пока мы разговаривали, камера наполнилась, ворота опустились, и суда по очереди стали выходить из шлюза. Каждый капитан благодарил Елену за успешное шлюзование и желал всего доброго на прощание. «Спасибо БТМ-5, успехов!» – проводила диспетчер судно, последним покинувшее шлюзовую камеру.
А у верхнего бьефа уже ожидает шлюзования баржа, на подходе (хорошо видно на мониторе пульта управления) еще одно судно. «В течение дня, – отмечает Елена, – в основном проходит шлюзование грузовой флот. А по ночам у нас больше шлюзуется пассажирский (их расписание, как правило, попадает на ночь) – необыкновенно красивое зрелище, когда теплоход, светясь иллюминаторами, заходит в камеру».
– А если подошла одна моторная лодка, и попутных судов не ожидается несколько часов, неужели капитан моторки будет дожидаться, когда кто-нибудь подойдет, или можно его одного прошлюзовать? – задали мы каверзный вопрос диспетчеру.
– По правилам маломерный флот должен идти только с попутными судами, но бывает необходимость сбросить порожнюю камеру: допустим, сверху нет флота, а снизу подходит. То же касается и лодки: если не предвидится попутных судов, то по согласованию с московским диспетчером. В принципе, руководит нашей работой диспетчер из Москвы, мы докладываем туда и о входе, и о выходе судов из шлюза, и кто у нас на подходе. Окончательное слово в решении за ним, – ответила Елена Васильевна.

Татьяна КРЮКОВА