Любимое дело жизни |
04.04.2024 02:40 |
Специалист в области проектирования, испытания и доводки крылатых ракет воздушного и морского базирования Арслан Абдурауфович Мавлянов недавно отметил 90-летний юбилей. За его плечами огромный жизненный путь, полный трудовых и личных свершений, отмеченный значимыми наградами и достижениями. Необыкновенно увлеченный и интересный человек. Его судьба тесно связана с ГосМКБ «Радуга» (предприятие является членом Союза машиностроителей России и входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение») и городом Дубной. Мы беседуем с Арсланом Абдурауфовичем в стенах Музея истории создания крылатых ракет, одним из основателей которого он является. И по сей день, как отмечают сотрудники музея, он активно занимается развитием музея, созданием новых экспозиций ракет и их носителей. - У меня даже имеется корочка, где написано «внешний эксперт», - улыбается ветеран. Проводя нас по музею, с большой гордостью показывает новые экспонаты - макеты кораблей ВМС и фронтовых самолётов ВКС - носителей наших крылатых ракет. И напоминает, что стратегические самолеты (показывает их макеты) с нашими ракетами входят в ядерную триаду России. Вначале было авиамоделирование - С чего все начиналось - авиация, конструкторское дело? - Я из пограничного городка в Туркмении. В начале 30-х годов в Поволжье, на Северном Кавказе, Украине был голод. Люди спасались от него, переезжая в Среднюю Азию, в том числе моя мать, она осетинка, из Моздока. Отец узбек. Родители познакомились уже в Туркмении, единым язык общения был только русский, поэтому в семье всегда превалировала русская атмосфера - культура, язык. Много читал. Ничем особо не увлекался. До 7 класса учился в Туркмении, потом в Самарканде (кстати, в этой школе с нами учился будущий президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов, и школа сейчас носит его имя). Случайно попал на соревнования авиамоделистов школы, увидел, что такое модель самолета, понравилось. Стал постоянно заниматься в школьном авиамодельном кружке. Участвовал даже в соревнованиях республиканского уровня. Однажды на соревнованиях под Ташкентом моя модель заняла первое место. Такие вот первые воспоминания. Я твердо решил, что буду заниматься авиацией. В итоге А.А.Мавлянов в 1951 году поступил в Московский авиационный институт, в 1957 году его окончил и был направлен в МКБ «Радуга» - прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника летно-испытательной и доводочной базы. - А как попали на ГосМКБ «Радуга»? - Это интересная история. Учился на факультете вооружения, где было три направления: стрелково-пушечное, прицельное оборудование и бомбометание. Основополагающим элементом этого авиационного вооружения была техническая кибернетика. В Москве был институт, который потом стал называться Институтом технической кибернетики, а сейчас он называется НИИАС (Научно-исследовательский институт авиационных систем). На базе этого института создали учебное направление МАИ по разработке крылатых ракет, куда из 5-го курса нашего факультета отобрали группу, около 50 человек, которых направили учиться в НИИАС. Там преподавали очень интересные ученые, которые начали давать нам азы технической кибернетики применительно к разработкам реактивного вооружения. Группу направили доучиваться в КБ в Тушино, где занимались ракетами класса «воздух - воздух». После завершения учебы всех нас распределили в эти предприятия: НИИАС и КБ. Но мне же необходимо было место, где я мог получить жилье для себя и своей матери. Здесь такого предложить не могли. Тогда мы с приятелем вместе стали искать. Зашли в Опытное конструкторское бюро Артёма Ивановича Микояна (ОКБ «МиГ»). Там и предложили нам филиал в Дубне, который занимался ракетами «воздух - земля». Первая вычислительная машина - Чем запомнилась работа в Конструкторском бюро в первые годы? - Кстати, принял нас лично Александр Яковлевич Березняк, он тогда сам принимал на работу молодых специалистов. Мне предложил идти в бригаду электрооборудования. Я согласился. Но судьба сложилась иначе. В КБ был отдел динамики и аэродинамики полёта ракет. Командовал там выдающийся конструктор и расчётчик Рафаил Шевелевич Хайкин (потом я многому у него научился). Он активно внедрял средства механизации расчётов на электронных вычислительных машинах (ЭВМ). По его инициативе предприятию выделили серийную ЭВМ, которую изготавливали в Пензе. Так вот, проработав в бригаде электрооборудования ровно неделю, я получил от заместителя главного конструктора Григория Кузьмича Самохвалова предложение в составе команды из 6 отобранных специалистов поехать в Пензу, освоить, получить и поставить для КБ первую в СССР серийную ЭВМ «Урал». Машина была получена, смонтирована в КБ и введена в эксплуатацию. Кстати, скорость у машины была всего 100 операций, тем не менее она заменяла не менее десятков юных сотрудниц, которые считали еще медленнее. Для справки: современные ЭВМ выполняют десятки миллионов операций в секунду. Но перспектива работать постоянно на обслуживании ЭВМ меня не привлекала, она уводила от ракет. Полунатурное моделирование и летные испытания - Далее я попал в отдел бортового оборудования под руководством Крупского Евгения Михайловича, и вновь, как молодой специалист, встал за кульман и стал выполнять разные работы по бортовому оборудованию ракет, пока окончательно не закрепился по системам управления ракеты Х-22. Это было в 60-х годах прошлого века. Тогда же появилась идея провести полунатурное моделирование полёта ракеты на стенде в ЦАГИ. Меня включили в эту бригаду как знатока автопилота и сделали старшим в группе. Работать было очень интересно. После появилась идея сделать стенды в своем КБ. Идею поддержал Рафаил Хайкин, он и стал активнейшим толкачом и организатором этой работы. В итоге мы организовали бригаду полунатурного моделирования и начали создавать свои стенды и полунатурные комплексы для изучения динамики полета ракет в наземных условиях. Первой подопытной стала ракета Х-28. В 1975 году новый главный конструктор МКБ И.С.Селезнев предложил мне должность начальника летных испытаний. Я, в свою очередь, попросил выполнить ряд условий по организации отделения, куда в итоге вошли базовые бригады, которые занимались организацией, проведением и анализом испытаний. За это время мы хорошо развили летную базу в Жуковском, базу в Ахтубинске, Феодосии. Для выполнения задач подразделения были хорошо обеспечены. До 1990 года я непосредственно участвовал в организации, обеспечении и проведении испытаний большинства изделий, разработанных в МКБ «Радуга». - Какая работа была удостоена Государственной премии СССР? - Когда успешно закончили летные испытания и сдали ракету Х-55, нас включили в число лауреатов Госпремии, - поделился Арслан Абдурауфович. На вопрос: какой любимый период конструкторской деятельности он мог бы выделить, символично ответил: -Все! От испытаний - к Музею крылатых ракет - Вы действительно счастливый, увлеченный человек, и сейчас занимаетесь своим любимым делом. - Конечно, судьба в течение жизни иногда кардинально меняла род деятельности. Было время, работал я в городской администрации, немного - в частном секторе, а с начала нового тысячелетия - до 2018 года - в Дирекции развития наукограда Дубна, где мне пришлось участвовать в организации многих наукоградских программ и мероприятий по линии особой экономической зоны. Но особую радость мне доставило в 2013 году предложение заняться созданием Музея крылатых ракет. В то время мне шел 80-й год, и я понял, что это моя «лебединая песня», в которую нужно вложиться по максимуму, так как она была моим итогом работы и в МКБ «Радуга», и в наукограде Дубна. Татьяна КРЮКОВА |