«Бизнес и воздушные приключения» Печать
16.08.2023 09:27

От редакции. Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель Владимир Николаевич Кондауров, почетный гражданин Дубны – человек уникальный. Каждый, кто с ним хоть немного знаком, согласится с нами в этом. Воспитав в своем характере все те качества, которые позволили ему стать одним из лучших летчиков-испытателей Советского Союза, и будучи без преувеличения асом летного дела, Владимир Николаевич к тому же очень духовно богатый и творческий человек.

 

Некоторое время назад, например, для нас самих стало откровением, что полковник Кондауров пишет стихи и прозу, а несколько написанных им произведений и вовсе были изданы определенным тиражом. Ряд рассказов и историй из жизни, написанных В.Н. Кондауровым, мы уже публиковали на страницах нашей газеты. Сегодня настало время познакомить вас, дорогие читатели, с еще одним увлекательнейшим произведением автора – документальной приключенческой повестью «Бизнес и воздушные приключения». Но для начала – небольшое предисловие от академика РАН, ректора Московского авиационного института, председателя Наблюдательного совета Клуба авиастроителей A.M. Матвеенко:

- Я с особым удовольствием предлагаю вашему вниманию приключенческую повесть Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР, члена Клуба авиастроителей Владимира Николаевича Кондаурова. Во-первых, просто потому, что, читая её, вы получите огромное удовольствие. Во-вторых, потому что Владимир Николаевич - выпускник Московского авиационного института, один из тех выпускников, которыми гордится МАИ. А в-третьих, потому что это первая книга, первая ласточка Клуба авиастроителей, и за ней, я уверен, последует много интересных и занимательных книг об истории советской и российской авиации, написанных прославленными лётчиками, конструкторами, исследователями - теми, кто делал эту историю, кто был непосредственным участником событий. Это одна из главных задач нашего клуба - рассказать всем, и в первую очередь молодым увлечённым ребятам, о замечательной романтической области - авиации. О том, как славилась и славится Россия подвигами лётчиков-асов, творческими достижениями создателей летательных аппаратов.

За 25 лет своей летно-испытательной деятельности он в интересах авиации ВВС, ПВО и ВМФ выполнил на боевых истребителях большое количество работ первой и высшей степени сложности.

В тяжёлые для всех нас «дикие» девяностые годы полковник Кондауров, как и многие люди в нашей стране, оказался в ситуации, когда будущее неясно, когда вдруг исчезла необходимость и полезность своей профессии, нужность своему новому государству. Эта повесть как раз о событиях, случившихся в то нестабильное время. Изменить своему делу? Унывать? Нет, это не о Владимире Кондаурове! Для него приключения - образ жизни! То, что с ним произошло в эти годы, само по себе интересно, но не менее интересно и то, как Владимир Николаевич преподносит это своему читателю. Читая повесть, вы будете поражены тому заряду юмора и оптимизма, который может быть присущ уже немолодому человеку в столь сложных ситуациях. Мало того, благодаря писательскому мастерству вы будете чувствовать себя непосредственным участником событий! Мне остаётся лишь завидовать вам - ведь вы только начинаете читать эту повесть, и у вас впереди замечательные приключения вместе с героями книги».

Людмиле, жене моей и ангелу-хранителю, посвящается...

Глава 1. НАЧАЛО КОНЦА

Научно-испытательное Управление НИИ ВВС СССР, в котором я служил на берегу Феодосийского залива и которое ВВС России бросило на произвол судьбы весной 1992 года, было преобразовано в Государственный лётно-испытательный центр Украины. Только вот испытывать стало нечего. В пятилетнем перспективном плане развития авиации на Украине никаких испытаний боевой авиатехники не планировалось. Деградация лётных и инженерных кадров становилась неизбежной. Шло массовое увольнение офицеров, аккумулировавших в себе многолетний опыт проведения испытаний. Которые помоложе, стремились найти работу в испытательных организациях России или возникающих как грибы коммерческих авиакомпаниях. Другие переводили пенсию в Россию, где она на то время была значительно выше. Прописавшись там у родственников, они продолжали жить в Крыму. Естественно, такая жизнь нараскоряку не могла продолжаться долго.

Для меня вопрос «быть или не быть» не стоял. Служить в армии, для которой политические авантюристы Украины определили вероятным противником соседнее государство на северных границах? Государство, в котором живёт моя мать, сестра и многие близкие мне люди. Нет, это было неприемлемо для меня. К тому же я достиг предельного для полковника возраста. Всё сошлось в одну точку. То, чего я многие годы старался избегать в воздухе, настигло на земле. Провожая в своё время старших товарищей, уходящих в запас, с болью в сердце покидавших коллектив испытателей, я и подумать не мог, насколько мне самому будет нелегко это сделать. Но прежде чем увольняться, нужно было получить от медицины «добро» на полёты.  После приступа мочекаменной болезни в недавнем четырёхмесячном турне на авиашоу по городам Канады и США я был там отстранён от дальнейшего участия в показательных полётах. Теперь предстояло решать эту проблему с врачами. Зачем, я и сам толком не знал, но уйти на «гражданку» списанным с лётной работы было выше моих сил. Казалось нереальным на пороге увольнения с таким нехорошим для лётчика диагнозом снова восстановиться на лётной работе. Даже мои командиры меня не поняли, и в окружной госпиталь города Одессы я прибыл без их поддержки. Но жизнь подтвердила народную мудрость: «Мир не без добрых людей». После успешного прохождения всех необходимых тестов начальник отделения, несмотря на телефонный звонок сверху, взял ответственность на себя, записав: «Годен без ограничения».

И пришёл этот день. Я пенсионер. Напряжённая, интенсивная и очень интересная жизнь резко оборвалась. Стало тихо и пусто.

Я уже никогда не коснусь серебристой
Седины облаков стреловидным крылом,
Не сверкну над землёю я молнией быстрой,
Не раскатится в небе за молнией гром.

В этих строках тоскует и плачет родственная мне душа давнего товарища ещё по лётному училищу, лётчика-исследователя авиационного Центра боевого применения истребителей, поэта Георгия Комарова. До предельного возраста, не прячась за спины молодых коллег, он отрабатывал в воздухе способы ведения воздушных боёв на сверхманёвренных истребителях Су-27, то есть на предельных перегрузках. А теперь?

Снова души нам рвёт непогода,
Лижет лица холодный туман.
Это плачет о нас, это плачет о нас,
Пятый плачет о нас океан.

Я хорошо знаю, чем для него было Небо. Оно спасло его в тяжёлые долгие годы душевных испытаний после трагической гибели любимой молодой жены.

- Меня спасли полёты, - признался он, - я цеплялся за них, чтобы выжить. Но за двадцать лет не написал ни строчки. Не мог. Боялся вернуться в прошлое.

Потускнели глаза,
Волоса побелил след инверсий,
Диким ветром высот
Пробудилась младенца душа.
Это наша стезя,
И потёртая лётная куртка
Потом, памятью, кровью
Ко мне навсегда приросла.

* * *

Более десятка экспедиций различных авиационных фирм, базировавшиеся на аэродроме «Кировское», вертолётные экспедиции Камова и Миля, экспедиция ЛИИМАП, где я планировал не просто работать, а летать на испытания, сворачивали свою деятельность. Безработица. Жизнь в нищете. Пенсии, которую я начал получать лишь через шесть месяцев после увольнения, едва хватало на продукты. При увольнении выдали пять окладов в украинских купонах. В условиях ужасной инфляции (200-250% в месяц) их надолго не хватило. Позднее появились украинские деньги - карбованцы, которые тоже быстро обесценились. О звании Героя Советского Союза можно не говорить - Киев его не признавал. Вознаграждение за испытания корабельных истребителей в течение трёх лет мне выдали на руки уже после обвала рубля в декабре девяносто первого. Этих денег хватило, чтобы купить два велосипеда. На них мы с женой ездили на садовый участок – на бензин для автомобиля денег не было.

«Вот тебе бабка и Юрьев день!» -думал я с горечью и злостью, тоскливо заглядывая в своё беспросветное будущее, и что дальше делать?

А сын? Сколько сил потрачено, чтобы сохранить его в авиации, спасти от бесконечных сокращений в строевых частях. Но и он в конце концов оказался на Украине. Ещё бы! То хотелось, чтобы он летал на МиГ-29, то служить в одном месте и однажды исполнить нашу мечту – вместе взорлить в голубое небо на двухместном варианте этого истребителя. Вот и «взорлили». Сейчас на Харьковском авиационном заводе сидит, без полётов и без квартиры. Мыкается, снимая угол у какого-то пьяного деда. Что делать? Уезжать в Россию? Куда, без рубля в кармане? Я даже мать-старушку не смогу повидать. Бесплатный билет на поезд как Герою «незалежная» может предоставить только до границы, то есть на расстояние 100 километров до Керчи. А дальше до Томска?

Да-а, дослужился называется, дальше некуда. Ни штопор, ни авианосец не помогли. Перед женой не знаешь куда глаза от стыда девать. Что же ждёт нас на крымской земле, оторванной от России? Ельцин так торопился в Беловежской пуще, что напрочь забыл о ней, о той земле, за которую Россия воевала с Турцией не одно столетие и которую затем долгие годы обустраивала. Официальный Киев, обозлённый пророссийскими настроениями абсолютного большинства русского населения полуострова (а какими они ещё должны были быть?), провозглашением автономной республики Крым, избранием первого президента Крыма Ю. Мешкова (85% голосов), «регулировал» рубильником подачу электроэнергии на полуостров. Оттуда же раздавались угрозы перекрыть подачу днепровской воды мятежному населению республики.

Как найти себя в этом новом мире, ставшем вдруг таким непонятным и сложным? В этом мире деловых людей, стремящихся обогатиться в мутной воде государственного расстройства, когда вседозволенное воровство общественного достояния стало уделом власть имущих и организованной преступности, а правоохранительные органы не способны остановить бандитскую деятельность рэкета. Когда коррумпированность чиновников от власти так же бесстыдна, как жрица любви на панели. Когда людская тропа к культуре и искусству зарастает травой равнодушия, а разговоры о морали вызывают у молодых ироническую улыбку. Когда старики влачат нищенское существование и не мечтают о спокойной старости, а молодые парни без образования и серьёзной профессии, тем не менее, разъезжают на иномарках и просаживают доллары в ресторанах.

Ранним летним вечером я сидел на берегу моря и тоскливо смотрел вверх, в бездонное небо, синь которого, казалось, окутывала всю Вселенную. В голове одни и те же мысли: выходит – ВЗЛЁТНАЯ полоса на аэродроме для меня закончилась, и гораздо раньше, чем хотелось бы.

Ну что же, век пилота прожит, Небо,
Теперь мой сын тобою пьян,
Ты береги его всего дороже, Небо –
Великий пятый океан!

Никогда мне уже не ворваться в пятый океан, играючи прошивая его многокилометровую толщину.

Но сердце отказывалось этому верить. Сердце – вещун. Лишь оно знало тогда, что в скором времени мне действительно предстоит снова выруливать на взлёт. Что впереди предстоят испытания, о которых я и не предполагал. Предстояла проверка на прочность, где основной и единственной ставкой опять же была моя жизнь.

Продолжение следует