Моей школе - 65! Печать
ОБЩЕСТВО
24.09.2020 05:30

Я училась в школе в неповторимые 60-е! Год выпуска - 1973-й. Самые оптимистичные и полные надежд и романтики годы. Мы были и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами. (Наши дети уже только краем уха слышали что-то про ВЛКСМ.) Это в наших букварях было написано, что в 1980 году будет коммунизм! Это нас вели посреди урока на линейку, чтобы срочно сообщить важную новость: космонавт на борту космического корабля… (все знали их поимённо.) Не прошло и полвека, как эта профессия стала почти будничной. Привыкли…к тому, что есть такая профессия. Отвыкли… гордиться своими героями и своей страной.

Тогда ещё свежа была боль потерь и в душе каждого человека жива была память о не так давно закончившейся войне. Какое-то особое уважение вызывали учителя-мужчины, побывавшие на войне. Это было понятно по их возрасту и по их состоянию здоровья. Пётр Петрович Логвинов был замечательным учителем труда. Научил, уверена, каждого обращаться с инструментами и материалами. Патриотическая игра «Зарница» зажигала каждого школьника, а смотры и конкурсы строевой песни давали каждому возможность представить себя частью Советской армии, принёсшей Великую Победу и готовой к любым вызовам. Мы чувствовали свою принадлежность к истории страны. Мы были детьми и внуками победителей. Постепенно усиливалась холодная война, и у нас был школьный предмет под названием «Гражданская оборона». Ходили на занятия в убежище, оборудованное по всем нормам, предъявляемым к подобным сооружениям. Надевали противогазы, разбирали и собирали оружие, стреляли в тире, учились оказывать первую помощь, сдавали нормы ГТО. А были и такие мирные предметы, как ритмика, где все, а не только избранные, бесплатно обучались танцам. Представляю, какими смешными казались наши неуклюжие па на школьном паркете…Когда после перестройки появились негосударственные школы, это стало уже привилегией учеников платных дорогих гимназий и лицеев. А тогда детям государство старалось дать максимум. В городе было несколько детских клубов. Мы проводили досуг в клубе «Звёздочка». Пара пожилых людей (теперь таких называют волонтёрами) занималась с нами кукольным театром. Какая это была радость! Мы до сих пор помним, кто какую роль играл! Знайка, Незнайка, Пилюлькин и т.д. Таланты были у всех. И были люди, открывающие таланты!

Имя нашей первой учительницы свято для любого из нас – Петрова Валентина Фёдоровна. Недавно на встрече друзей по поводу 45-летия окончания средней школы мы вспоминали всех, кому обязаны тем, как прожили эти годы, тем, что умеем, любим и ценим. Глядя на своих замечательных одноклассников, я отчётливо понимала, что школа дала главное – умение любить и уважать людей, быть человеком, живущим радостно, осмысленно и честно! Чего бы это ни касалось – себя лично, семьи, друзей, коллег, профессии. Улыбка Валентины Фёдоровны согревает нас всю жизнь. Свет её любви всегда с нами. В сердце этого учителя было место для каждого из нас. Независимо от успехов в учёбе, характера и поведения нам была гарантирована мудрая и светлая забота и любовь.

Помню и всю жизнь бережно храню все книжки, которые дарила нам первая учительница с добрыми пожеланиями. Помню нашу школьную библиотеку (лучшее для меня место во всей школе!) и всегда спокойную и приветливую Тришкину Нину Михайловну – моего первого в жизни библиотекаря. Сколько их будет после! Всех люблю и всех благодарю за ни с чем не сравнимую радость чтения хороших и важных книг! Отчётливо помню историю из школьной жизни, связанную с книжкой Маяковского «Что такое хорошо» из серии «Мои первые книжки» (до сих пор помню, как она выглядела). Старательно учила это стихотворение для конкурса чтецов. Меня трогало каждое слово! «Крошка сын к отцу пришёл…» Почему так запомнила? Может быть, потому, что для меня ведь тоже папа всю жизнь является главным источником знаний о том, что такое хорошо и что такое плохо. Всё, что делаю, мысленно сверяю с ним: обрадуется или огорчится? Мой камертон. Из самых первых запомнилась книжка про лягушку-путешественницу Гаршина. Раскрывать рот, когда не нужно – плохо! Можно пострадать! Вот так и запомнила раз и навсегда. Согласитесь, полезное знание! Сколько прочитано и сколько предстоит прочитать! За любовь к чтению, за неугасимую жажду познавать и чувствовать - спасибо моей первой учительнице и моему первому в жизни библиотекарю!

Учиться было интересно, хотя и довольно сложно для многих. Мне и моим одноклассникам выпало счастье участвовать во всесоюзного значения эксперименте (наш особенный город – город физиков, город учёных, был выбран не случайно) – мы обучались по системе профессора Л.В. Занкова. Он вместе с сотрудниками своей лаборатории только-только разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников, суть которой заключалась в том, что детей можно и нужно учить самостоятельному поиску знаний. При этом высокий уровень трудности не был помехой, напротив, обязательным условием! С тех детских лет у многих из нас привычная готовность постичь непостижимое, поразмышлять, порассуждать. Принять решение, найти ответ, решить нерешаемое. Валентина Фёдоровна прекрасно справлялась с настоящим вызовом – быть первой, работать самой и учить работать нас. Тихо, спокойно, уважительно и весело! Терпение и любовь творили чудеса. Программу начальной школы по условию эксперимента мы прошли за три года вместо четырёх, из 3 класса перешли сразу в пятый и закончили 11-й, а не 10-й класс, как все школьники в стране. Программу двух последних лет углубили и продлили на год. Мы все учились хорошо и отлично, и даже те, кто отставал, знали, что надежда на лучшее есть! Секрет педагогического мастерства - положительная мотивация учения, активное включение эмоциональной сферы, полный контроль и осознание хода умственной деятельности. Валентина Фёдоровна владела им виртуозно! Уверена, что именно она сделала нас необычными учениками, буквально влюблёнными во всё, что мы изучали. Она научила нас быть людьми. Мы напитались её любовью на всю оставшуюся жизнь. Это самое большое богатство, какое может быть дано человеку. Это дало иммунитет против любых испытаний, которых выпало немало, когда детство закончилось и мы ушли во взрослую жизнь, и особенно когда потеряли страну, в которой родились, когда нужно было многое начинать с нуля. К счастью, ни один учитель в нашей школе не обещал нам, что будет легко. Таисия Васильевна Иванова, учитель математики, преподавая свой предмет, привила нам столько ценнейших качеств, что её вспоминаем, как одного из главных людей в школьном детстве. Не все из нас стали математиками и физиками, но уверена, что все мы и сейчас умеем добиваться результата, не подглядывая в ответ. Мы все усвоили логику и формулу успеха, в которой труд – самое главное слагаемое. Понятно, что талант творит чудеса, но все знали, что нет задачи, которая не по силам, просто надо поработать! Кажется, занимаясь математикой, мы построили свои характеры! Уверена, что Таисия Васильевна принадлежит к числу людей, которые сформировали мой интеллект, научили думать! Ценнее этого умения нет!

Английскому языку (который стал моей профессией) нас начали учить по тем временам рано - не в 5 классе, как всех в стране в то время, а в первом! Как сейчас помню эти счастливейшие нулевые (!) уроки с Маргаритой Николаевной Шешуновой! А потом к нам пришёл Семён Иосифович Горбаткин. Дорогой мой учитель! Вы позволили почувствовать вкус к языку, приучили к логичности, независимости и точности в речи. Вы заставили довольно рано повзрослеть! Благодарна всю жизнь! Я назвала ваше имя, когда однажды во время стажировки в США в рамках обмена учителями меня попросили сказать, каким людям я обязана своей судьбой. Друг всем известного Давида Натановича Белла, американца по происхождению и большого энтузиаста по сути, он имел абсолютно неповторимую, уникальную методику преподавания английского языка. Наш учитель воспринял лучшее в системе друга. Результаты были отличные! Каждый урок был настоящим вызовом нашим способностям и бесценным праздником души. Ни одного бессмысленно потраченного часа. Благоговение перед учителем заставляло идеально запоминать всё! Многое из того, что знаю сейчас, усвоено в детстве (на всю жизнь, крепко накрепко!) и лишь уточнено и развито в университете. Именно в школе я открыла для себя учебник Н. Бонк, на долгие годы ставший учебником английского языка №1 в СССР. Ему больше полувека, а он по-прежнему уважаем в преподавательском сообществе, так как приносит заметный результат, чего бы это ни стоило! Правда, был и другой учебник издательства МГИМО, может быть, самый важный в моей жизни, выбранный Семёном Иосифовичем для наших факультативных занятий. Помню листочки папиросной бумаги (тонкие, чтоб за один раз получить побольше экземпляров), с любовью к делу и с надеждой на результат, заботливо напечатанные на пишущей машинке собственноручно нашим учителем, со списками новых слов! Некоторые трепетно храню по сей день. Помню лингафонный кабинет, в котором мы занимались. Наш город был поистине передовым! Дубна, я люблю тебя! Вряд ли в стране можно было найти много школ с такими кабинетами, оборудованными по последнему слову техники. Аппаратура чешского производства. Наверное, как-то помогал ОИЯИ. Спасибо огромное судьбе за идеальное школьное образование. Кажется, максимально возможное в те годы. Компьютеры сегодня многое упростили в ученье! А 50 лет назад не было сканеров и принтеров. Были люди, честно и бескорыстно работающие и максимально преданные своей профессии.

Школьная программа у нас была особенной! Например, наш класс занимался программированием, когда никто в стране ещё этого не делал в средней школе. Я, как сегодня, помню (голова кружилась от восторга и счастья учиться), как изучала FORTRAN, как работала на БЭСМ-6 в ЛВТА! Это был завораживающий процесс, который стал знаковым. Я не стала программистом, стала филологом. Через долгие-долгие годы я охотно взялась за преподавание в университете в числе других дисциплин спецкурса «Высокие технологии в современном мире» на английском языке. Кажется, тот школьный опыт мне очень пригодился! Как он помог безболезненно вписаться в сегодняшний цифровой мир и быть в нём полноценной творческой личностью! Спасибо, родная школа!

Повезло нам с учителем физики. Луппов Григорий Дмитриевич виртуозно и фанатично преподавал этот, прямо скажем, непростой предмет. Живя в Дубне, где так много всего связано с физикой и если не через одно, то через два рукопожатия вы можете оказаться рядом с людьми, имеющими мировую известность, занимающимися мирового значения делами, живя в таком городе, нельзя не любить и не знать физику! Каким должен был быть учитель, чтобы ученик спустя 50 лет помнил, что и как он отвечал на выпускном экзамене. Я помню. Мне повезло. Строение атома, электроны, позитроны. Всё такое родное и понятное каждому дубненцу! Понятно, насколько важен в этой истории учитель! Кстати, об истории. Козлова Зинаида Григорьевна, а в конце школы – Ширкова Светлана Николаевна - они были прекрасны в своей образованности и интеллигентности. Теперь, когда многое перестало быть тайной, стало понятно, что идеологические ограничения довлели над ними, буквально не оставляя шансов говорить правду. Однако обе эти женщины были честны и по-своему умудрялись учить нас думать и иметь собственное мнение! Добрейшей души человек, учитель русского языка Голова Зоя Николаевна! Сколько всего узнали про родной язык! Прочитали (да, прочитали целиком) «Войну и мир» и много чего ещё! Никому не приходило в голову пропускать описание дуба! Неподражаемая Нина Александровна Сабанина! Её энергетики хватало на каждого из нас. Мастер диалога. Фонтан эмоций. Кто не любил химию? Таких не было.

Мы любили школу и знали, что школа любит нас. Мы получили достойное среднее образование, позволившее прекрасно себя чувствовать и в вузе. Главное – мы стали людьми. Спасибо, школа!

М.Г. Кокорева (Округина), выпускница 1973 г.