Нормативы градопроектирования Печать
16.04.2015 09:41

Состоялось первое заседание профильной депутатской комиссии по градостроительству, имущественным и земельным отношениям, на котором парламентарии обсудили проект местных нормативов градостроительного проектирования Дубны.

То, что это важнейший документ в градостроительных отношениях, ни у кого не вызывает сомнений – местные нормативы  учитываются при подготовке проекта генерального плана города,  и их требования обязательны при подготовке документации по планировке территории. Соответственно,  и застройщики при рассмотрении потенциальных инвестиционных проектов в обязательном порядке должны заблаговременно учитывать требования местных нормативов.

Представленный документ, как отметил главный архитектор города Эрно Сосин,  основывается на принятых летом 2014 года областных нормах. Город, кстати, в лице парламентариев может их дополнять и изменять, но только в сторону улучшения положения горожан.

К примеру, нельзя опуститься ниже расчетных показателей в обеспечении объектами инженерной инфраструктуры и превысить пешеходные расстояния, выраженные по некоторым объектам в минутах при расчете пешеходной или транспортной доступности.

«В принципе, – сказал главный архитектор, – без этого документа можно было бы жить, если бы в мае прошлого года президент не обязал  органы местного самоуправления до 1 января 2015 года нормы градпроектирования принять. Мы идем с опозданием».

Еще один аргумент принятия документа: муниципалитет попал в правительственную программу по генеральному плану, пять лет Дубна прожила по старому плану, сейчас должна до мая будущего года внести в него изменения, а для этого нужна расчетная база.

Что в документе?

Предложенный проект градостроительных нормативов включает, прежде всего, расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий и плотности населения на них. Здесь описываются предельные нормы размеров жилых кварталов, где допускается застройка только жилыми домами: многоквартирными, блокированными или индивидуальными.

Кроме того, приводятся расчеты показателей интенсивности использования в зависимости  от этажности многоквартирных домов. Можно посчитать, например, сколько квадратных метров на гектар необходимо учитывать при проектировании строительства на территории жилого назначения.

Содержатся в проекте и показатели интенсивности использования производственных территорий. Они, в частности, должны учитывать коэффициент застройки земельного участка, то есть максимальное количество подобных объектов, размещающихся на нем.

Кроме того, есть показатели потребности в территориях различного назначения, которые включают территории жилищного строительства, с хранением индивидуального автомобильного транспорта, объекты инженерного обеспечения, физкультурно-оздоровительного назначения, торговли, коммунально-бытового и т.д.

То есть площадь территории для размещения автомобилей и нормы этого размещения при проектировании нового строительства должны учитываться. Так же, как строительство, обеспечивающее жителей местами для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ.

Есть расчетные показатели допустимых норм пешеходной и транспортной доступности до объектов социально-культурного обслуживания от объектов нового строительства. Здесь можно посмотреть, например, на каком расстоянии  у нас должны находиться  объекты здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, торговли, физической культуры при проектировании новостроек. Аналогично по зонам отдыха, стадионам, торговым центрам и т.д.

В последних разделах нормативов дается расчет минимально допустимых расстояний между улицами и проездами на территории города, обеспечение города основными видами инженерных сетей, то есть энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Заканчивается документ правилами применения расчетных показателей на практике.

К чему стремиться?

Как отметил председатель депутатской комиссии Михаил Подлесный, члены комиссии начали работать над документом за неделю до того, как собрались на заседание, и еще раз комиссия соберется, чтобы решить: вносить проект в повестку дня заседания Совета или нет.

Депутат Валерий Николаев уточнил у докладчиков, почему при проектировании строительства отказались от руководства СНиП. Потому что, ответил главный архитектор, СНиП по градостроительству многие вещи не регламентировал, например, плотность застройки. Предлагаемый документ более жесткий.

И еще один вопрос озвучил Валерий Павлович Николаев. Расчет дальности пешеходных подходов к объектам массового посещения не должен превышать 250 метров до остановок общественного пассажирского транспорта.

– У меня, – сказал он, – лежит письмо сотрудников ляповской площадки ОИЯИ. Там работает несколько тысяч, наверное, можно считать ее объектом массового посещения. Они просят, чтобы  автобус №5 останавливался вблизи площадки. Расстояние до ближайшей остановки превышает 250 метров. Этот норматив – достаточное основание, чтобы фактически проводить работу по переносу или установке нового остановочного павильона вблизи площадки?»

– Да, такие основания и сейчас есть. Но такое решение принимает комиссия по безопасности дорожного движения...

– Получается,  что,  следуя нормам пешеходной (шаговой) доступности объектов здравоохранения, мы должны на территории города открыть с десяток поликлиник, в каждую посадить по два доктора, это же абсурд, – сказал главный врач ДГБ, депутат Алексей Осипов.

– Мы в данном случае ничего изменить не можем, потому что это областные нормативы,  и ниже опуститься не можем. Но к этим нормативам надо стремиться.

– Нельзя стремиться, потому что в Москве на каждый микрорайон поликлиника получается, а при нашей плотности проживания...

– В нашей стране строгость законов компенсируется их невыполнением. Но стремиться надо. Через 10 лет все появится...

– Но это путь в никуда. Что мы получим тогда вместо нормальной поликлиники? – задался риторическим вопросом Михаил Подлесный.

– Это нормативы для тех, кто будет проектировать, обратной силы они не имеют, мы не будем в соответствии с ними перестраивать город, – уточнил главный архитектор.

– Тогда вы нам должны предоставить карту города и сказать, какие кварталы сформированы по старым нормам и правилам и на что будут распространяться новые нормы. То есть зафиксируйте начальный этап, – предложил Евгений Углов.

Кстати, с проектом градостроительных нормативов можно познакомиться на сайте наукограда, он там уже два месяца как висит для обсуждения.

В заключение Э.Ю. Сосин вычленил основную проблему, которая существует в городе при застройке, – это парковки. «Норматив – 420 машин на тысячу жителей, сейчас по опыту Дубны, думаю, 320-325, то есть дельта в сотню машин есть, и резкий скачок, какой был  в 90-е годы при покупке «колес», вряд ли будет. Потом,  если читать нормы, то есть три стадии  хранения автотранспорта: в квартале – 40%, в жилом районе – 80%  и в городе, мы должны обеспечить 100% хранения машин», – констатировал главный архитектор.

Депутат Ярослав Викулин напоследок поднял вопрос по предельно допустимой этажности (помните, в Дубне по нормативам разрешено строить жилые дома не выше 7 этажей).

Как я поняла, это не более чем декларация, потому что последнее слово здесь имеет Градсовет. И у нас есть прецедент: Градсовет разрешил строительной компании «Бетиз и Ко» возвести три 16-этажных жилых дома. То есть, если нельзя, но очень надо, то можно...

Вообще, согласна с мнением Михаила Подлесного, который считает, что отдать все на откуп одному, пусть и уважаемому органу, значит, поощрять коррупционную составляющую.

Татьяна Крюкова