Устав города: КСП и смешанные выборы Печать
31.01.2013 08:21

Стартовала процедура прохождения измененного и дополненного Устава города, этапов, предусмотренных федеральным законодательством: сначала проект принимается за основу Советом депутатов, его публикуют, определяют место, куда горожане могут подавать свои замечания в письменном виде, назначают дату общественных публичных слушаний.

Итак, все предложения по корректировке принимаются отделом по обеспечению деятельности главы города и Совета депутатов по адресу: ул. Академика Балдина, дом №2, комн. 116.
Публичные слушания состоятся 18 февраля 2013 года в 17:00 в зале Совета депутатов (ул. Академика Балдина, дом №2, зал 117).

Окончательно измененный Устав будет принимать депутатский корпус  квалифицированным большинством (не менее 2/3) не ранее марта 2013 года.
Плод многомесячного труда рабочей группы в составе депутатов Совета, представителей городской администрации и прокуратуры парламентариям представил заместитель главы администрации города Н.Ю. Мадфес.
Прежде всего, отметил он, изменился основной закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»: поправки были внесены в закон 25 и 29 декабря 2012 года. Кроме того, были внесены изменения в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав участия в референдуме граждан РФ». Все эти изменения  нашли отражение в предлагаемом проекте.
В общей сложности документ насчитывает около 40 поправок, самое революционное и важное  для городского сообщества  изменение – это то, что к трем имеющимся органам  местного самоуправления (Совет депутатов, глава города, администрация города) добавляется четвертый – контрольно-счетная палата.  Орган призван заниматься вопросами финансового и имущественного контроля.
Контрольно-счетная палата Дубны
КСП в составе председателя палаты, заместителя и аппарата контрольно-счетного органа (точное количество не определено), значится в проекте Устава, образуется Советом депутатов, подотчетна ему, но это не значит, что она от него зависит. Впрочем, механизм создания КСП заложен в федеральном законе, и других вариантов здесь нет.
В Уставе, подчеркнул докладчик, отражены вопросы, регулирующие деятельность этой палаты, основополагающие моменты, а детально (как работает  палата, как осуществляется план проверок) будет регламентироваться отдельными нормативно-правовыми актами Совета депутатов.
Очень важный пункт – финансируется палата из бюджета города.
Можно сказать, что полномочия контрольно-счетной палаты города аналогичны полномочиям одноименной палаты на федеральном уровне, разница только в масштабах: последняя проверяет расходование средств федерального бюджета.
Кстати, срок полномочий председателя и заместителя городской контрольно-счетной палаты равен 5 годам. Он не может быть меньше срока депутатских полномочий.
Выборы в Совет: одномандатников убавится наполовину
Теперь, как все наверняка знают, срок полномочий избирательной комиссии составляет пять лет,  раньше, если помните, он составлял четыре года.
Наконец, наиболее важные и непривычные для города изменения. Если мы избирали депутатов в городской Совет исключительно по одномандатным округам, которых в настоящее время в городе 20, соответственно, и депутатов два десятка, то теперь в новой редакции 131 федерального закона предусматривается, что муниципальные выборы будут проходить на смешанной основе. То есть половина кандидатов пройдет в Совет по партийным спискам.
Причем, что любопытно, ранее в законе предлагалось всех депутатов избирать по партийным спискам. Когда одно из небольших сельских поселений обратилось в Конституционный суд, обратив внимание на то, что у них нет такого количества партий, чтобы сформировать список, КС, рассмотрев обращение, вынес постановление, на основании которого были приняты изменения в федеральный закон, который ранее предлагал выборы по партийным спискам, теперь – на смешанной основе.
Другими словами, в маленьких муниципальных образованиях, где количество депутатов менее 20, предлагаются выборы на беспартийной основе по одномандатным округам, там же, где депутатов от 20 и более (это наш случай, а меньше двадцати парламентариев в Дубне быть не может, потому что столько требует количество жителей), не менее половины депутатского корпуса должны избираться на партийной основе.
Можно всех избрать на партийной основе, но всех по одномандатным округам нельзя. Законодатель такого права, увы, не оставил.
Полномочия: что-то добавили, что-то убрали
Целый блок вопросов в проекте посвящен изменениям в полномочиях городов и районов. Законодатели то дают их, то отбирают, это процесс бесконечный. Например, увеличились полномочия муниципалитета в организации парковок в городе, добавился муниципальный жилищный контроль, уменьшились полномочия в части создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории города (полномочия ушли субъекту – Московской области).
Внесены изменения в статью, касающуюся благоустройства города, теперь эти полномочия более подробно описаны. Муниципалитетам добавили право присваивать названия улицам и площадям. В принципе, подчеркивает докладчик, ранее так это и решалось, но регламентировалось областью.
Добавились муниципалитетам полномочия в создании, развитии и обеспечении охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Изменилась редакция полномочий в пункте о создании условий для расширения рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также полномочия собственника водных объектов.
Город осуществляет муниципальный лесной контроль, раньше был предусмотрен и надзор в этой сфере. Добавились полномочия в осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, в Дубне это, конечно, малоактуально, но все равно пункт такой появился.
«Осуществление муниципального контроля на территории ОЭЗ» – этот пункт был внесен в федеральный закон в том числе и по инициативе нашего города. Правда, вносился туго, начиная еще с 2010 года, когда его обсуждали здесь, в Дубне, с тогдашним министром Минрегионразвития.
Появилось еще одно полномочие: «Обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд города». Видимо, предполагается создание каких-то островов и полуостровов. Практики такой пока не было.
Невероятно популярный пункт: «Осуществление мер по противодействию коррупции в границах города».
Несколько полномочий муниципалитетам исключили, в частности, то, что касалось финансирования капитальных ремонтов тех домов, которые находились в муниципальной собственности до 2005 года (пункт утратил силу в федеральном законе). Из компетенции муниципалитета ушла служба неотложной медицинской помощи, которая передана субъекту федерации.
Были включены дополнительные полномочия, в частности, оказание поддержки наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Также в проекте Устава города появился дополнительный пункт, которого раньше не было: «Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов». Это, действительно, важное и нужное дополнение.
С остальными изменениями можно более детально ознакомиться на официальном сайте наукограда http://www.naukograd-dubna.ru.

Татьяна Крюкова