Талдомские берегини Печать
09.12.2010 10:10

Познакомилась я с ними в Дубне, где они в городской библиотеке устроили выставку народных  кукол. Экспозиция впечатляла и красотой, и размахом.

 

Каждую авторскую работу сопровождал листочек с интереснейшей информацией. Но куда увлекательнее было слушать рассказ Галины Герасимовой, которая всю жизнь проработала в музеях Талдома и дотошно изучила традиции родного края и тонкости обустройства народного быта.

 

В русских домах собиралось до сотни кукол. Делали их, разумеется, сами – к праздникам, к обрядам и в подарок. В ход шли самые простые предметы, например, полено. Повяжут на него платок, обмотают красивыми тряпочками и поставят готовую столобушку (так величали эти куклы) в угол для украшения. Или набьют мешочек либо душистой травой, либо горохом, пришьют голову, набитую тем же самым, нарядят в яркие лоскутки – вот и забава ребятишкам. Но не только для игры создавались куклы. Была у них еще одна важная функция – оберегать дом и домочадцев от всякой нечести. Возле крышки печной трубы вешали хоровод из Кумахи и 12 ее сестер. Кумахой крестьяне называли лихорадку (герпес), высыпавшую на губах. Считалось, что этот хоровод не пропустит простуду в избу.

Каждой кукле отводилась своя роль. Взять, например, Крупяничку – симпатичное создание в разноцветных одежках, которые надеты на «тулово», набитое крупой. Ее дарили молодой хозяюшке… вместо кухонного полотенца. По тому, как быстро она замасливалась, судили, насколько молодуха сытно готовит. Ей же после свадьбы вручали Десятиручку, чтобы успевала справляться с домашними делами. Или вот Бабушкина кукла – самая древняя из народных кукол. Делалась она из свитка бересты, наряжалась в одежды из старых – бабушкиных – юбок и кофт. Главное условие – все нужно сделать без ножниц, иглы и ниток. Нередко эту куклу укладывали в ранец рекруту, который на четверть века уходил в солдаты. Играть такой куклой требовалось до той поры, пока она не рассыпалась в прах. Была она главным семейным оберегом. Другим таким же древним оберегом можно считать Зольную куклу, названную так потому, что набивалась она золой из родной печи и должна была оберегать домашний очаг.

Кукла и развлекала, и оберегала, и уму-разуму учила. Когда девочке исполнялось 10 лет, ей дарили куколку и горшочек для каши. И объясняли: по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку кашка получится.

 

А какие звучные имена носили куклы: Пеленашки (их клали в колыбель), Толстушка-костромушка (считалось, что она детей в дом привлекает), Утешница, Ведунья, Крестушка. (Кстати, Крестушками играли мальчики, выполняли они роль нынешних солдатиков). Все они, согласно традициям, были безликие, дозволялось лишь самой долгоживущей в семье кукле нарисовать угольком глазки…

… Вот сколько нового услышали дети и взрослые, пришедшие на выставку. Мало того, автор кукол Анастасия Клюева провели мастер-класс: утром – для школьников, вечером – для взрослых. Раскрыла главный секрет – как надо скручивать ткань, чтобы в результате родилась кукла.

«Метод создания куклы общий – скрутка, а дальше все решает индивидуальная фантазия», – рассказывает Анастасия Клюева. Шить она начала с трех лет и так полюбила это занятие, что родители прятали от нее швейную машинку. Тогда она шила руками, в ход пускала любой лоскуток. Возможно, дар передался от прадедушки, который обшивал своих семерых дочерей. Настя, еще школьницей, вместе с мамой - музыкантшей устраивала в школах и детсадах кукольные спектакли, для которых сама создавала героев. Затем детское увлечение уступило место взрослым заботам: работа, семья. Когда дети выросли и появилось свободное время, Анастасия, наконец, полностью отдалась любимому занятию. И внучку Светлану заразила своим увлечением. В ее коллекции – несчетное количество уникальных кукол, созданных в духе народных традиций. Год назад она стала членом Международного объединения авторских кукол. Но не только выставки организует мастер.

Вместе с Галиной Герасимовой они приходят в школы Талдомского района, рассказывают о народных традициях, демонстрируют куклы, проводят мастер-классы. «Началось все с детского дома в Талдоме, – говорит Анастасия Клюева, – мы рассказали ребятам о пасхальной кукле, для закрепления услышанного устроили викторину. Победителям вручили призы – простенькие куколки. Затем под нашим руководством каждый сделал себе ангелочка. Ребята остались довольны». Подобные уроки прошли во всех городских школах, а также в школьном музее в селе Ермолино (Талдомского района). На очереди, будем надеяться, – школы Дубны. Первая выставка в Дубне показала, что интерес к народным куклам в наукограде велик.

Чему удивляться, сильнейший оберег нашего существования – народные традиции. Может быть, оттого мы сейчас так скудно живем (в духовном плане, разумеется), что теряем эти традиции? Эти две милые женщины не дают потерять их окончательно и сами выступают в роли своего рода оберега. Значит, есть надежда, что русская культура по-прежнему будет питать нашу жизнь.

Светлана Козлова

Читайте ещё:

Фантазии на кукольные темы

Художник, украшающий город

Фантазии в стиле техно-арт

Борис, ты прав!

Мир славянской игрушки

История елочной игрушки

Вместо красок – мулине

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Будет нам «Макдональдс», будет нам и мост

Ракеты – это круто!

Почувствовать настоящую науку

Как САХАРОВ послал в космос ГАГАРИНА

Повелитель меченых нейтронов. История Михаила Сапожникова

Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами?

Дубна – центр российской Европы

На озере «забилось» сердце

Честная музыка и не только...

Хроника Чемпионата мира

Домик из молочных пакетов

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт

Европейский стиль Дубны