СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Ярмарка профессиональных достижений Печать
08.11.2012 07:17

С 30 октября по 1 ноября в Дубне проходила выставка, которую можно смело назвать выставкой достижений профессионального мастерства воспитателей городских детских садов. В первый день опытом работы делились воспитатели, во второй – психологи и логопеды, и в заключение – музыкальные руководители, физкультурные работники и преподаватели дополнительного образования по ИЗО.

Сказочное дерево
Пухлые папки и брошюры различных проектов и новаторских идей, авторами которых являются наши педагоги дополнительного образования, соседствовали с удивительными пособиями и играми, созданными руками воспитателей и родителей. Игра в детстве настолько естественна, что лучшего пособия для физического, интеллектуального и духовного роста ребенка не придумаешь. Игры, сотворенные руками воспитателей, с успехом могут взять в домашнюю копилку мамы и папы, потому среди посетителей выставки были и родители. Но более всего новаторскими достижениями интересовались коллеги.
Разве пройдешь мимо дерева Юлии Анатольевны Родионовой (детсад №23 «Улыбка»),  на которое каждый желающий может посадить картонную птичку на прищепке? С таким же удовольствием рассаживают их малыши, но не только ради игры, а ради обучения. Долгосрочный проект Ю.А. Родионовой называется «Крылатые соседи». Главная его цель – познакомить детей с птицами нашего края (увы, не каждый взрослый знает их), привить любовь к пернатым, научить бережному отношению к природе. «Мы проводим игры на «птичьи темы», читаем стихи, отгадываем загадки. У нас в детсаду прекрасные кормушки, дети могут наблюдать за птицами. Они убеждаются, насколько птицы беззащитны, как важно проявлять доброту и внимание ко всему живому», – говорит Юлия Анатольевна Родионова, доставая из сказочной шкатулки ответы на загадки – очередную симпатичную картонную птицу.


Умный взгляд
Серию экологических проектов представил детский сад №16 «Рябинка» (заведующая Л.А. Павленко). Людмила Николаевна Куприянова изучает с воспитанниками логопедической группы цветы нашей местности: садовые, полевые, лесные. Ребята на экскурсиях знакомятся с цветами, восхищаются их красотой, приходят к выводу, что рвать их нельзя. Кроме того, они заучивают стихи об этих прекрасных созданиях, лепят их из пластилина, рисуют красками, вырезают из бумаги.


Оригинален проект воспитателя «Рябинки» Ларисы Владимировны Мошковой «Умный взгляд на мусор». Малыши ставят эксперимент: зарывают в землю полиэтилен, стекло, бумагу, а через год откапывают и убеждаются, что все осталось в сохранности. В итоге они приходят к выводу, что отходы надо перерабатывать. Мало того, из старых полиэтиленовых скатертей, клеенки, пакетов мастерят с помощью скотча, клея и ножниц  модную одежду, а затем устраивают дефиле.
«Дети делают вывод, что отходам надо давать вторую жизнь, что нельзя оставлять мусор в лесу, напоминают об этом в походах родителям. И это радует. Возможно, кто-то из них освоит недавно появившуюся специальность гарбологию – мусороведение, отдельное направление экологии, занимающееся изучением мусорных отходов и методов их утилизации. Ведь мы должны оставить потомкам планету чистой», – говорит Л.В. Мошкова.
Надо заметить, что все детские сады в разной степени осуществляют экологические проекты. Ирина Витальевна Хандюк (детсад №7 «Гвоздика»), реализуя проект «Природа родного края», использует всевозможные формы, начиная от изобразительного искусства и заканчивая театральными сценками. «После знакомства, предположим, с зайчиком, дети рисуют его, затем лепят зверька из пластилина. Для закрепления полученных знаний мы придумываем и ставим экологическую сказку. Мне кажется, такие занятия очень актуальны, через них прививается любовь к природе, к родному краю», – говорит И.В. Хандюк.


Заслуживают внимания авторские проекты воспитателей детского сада компенсирующего вида «Тополек» для детишек с ограниченными возможностями. Как рассказала заведующая этого учреждения Мария Анатольевна Соболева, физкультурно-оздоровительные и экологические проекты, осуществляемые воспитателями Марией Николаевной Соколовой и Ольгой Николаевной Обозиной, опираются на школу Монтессори, систему воспитания, разработанную в первой половине прошлого века Марией Монтессори. Например, с буквами дети знакомятся в том числе и на ощупь, они вырезаны из наждачной бумаги. Методика основана на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, который сам выбирает дидактический материал и развивается в собственном направлении. Дидактического материала в достатке, так как в «Топольке» создана комната Монтессори, оборудование для нее закупили в Омске, изготовлено оно из экологически чистого материала.


Рукотворные игры
Рукотворные игры, воплотившие новаторские идеи воспитателей, представил детский сад №21 «Теремок» (заведующая Н.А. Колесова).
«Гуашь, картонка и никакого компьютера, – с улыбкой говорит автор оригинальных игр Татьяна Ивановна Пелевинова. Придуманные Татьяной Ивановной игры развивают творческие способности ребенка, воспитывают чувство цвета. Очень интересно собирать бумажный кувшин, «расколовшийся» на половинки. Раскрашен он гармонично сочетающимися полосками различных оттенков. Надо подобрать половинки так, чтобы не нарушить эту гармонию.
Воспитатель детсада «Теремок» Татьяна Юрьевна Тулешова – автор игры на развитие мелкой моторики рук и чувства цвета. Связанные из ниток разноцветные цветочки-кружочки и белоснежный шнурок играючи справятся с нелегкой задачей обучения малыша продевать шнурки в обуви, считать нанизанные предметы, разбивать их на группы по цвету и по составу числа и т.п. На развитие все той же моторики пальцев и творческих возможностей ребенка работают игры-оригами, которые смастерила воспитатель Людмила Анатольевна Котова.
Необычные сюжетные тренажеры придумала Ирина Николаевна Жукова из детсада №18 «Мишутка» (заведующая З.А. Лешукова). На панно картинка с черепашкой и синими тучами. Чтобы помочь изнывающей от жары черепашке, нужно «включить» дождь. Ребенок выбирает синие пробки от пластмассовых бутылок и прикручивает их к горловинам, мастерски закрепленным на панно. Вот и пошел синий дождь. Это занятие малышам по душе, играя, они учатся завинчивать-отвинчивать, тренируют пальцы и запоминают синий цвет.


На выходе с выставки внимание привлекает необычный календарь природы. На панно на липучках прикреплены тучи с дождем из нитей, а солнце убрано в сторонку. За окном – пасмурная погода, и календарь не обманывает. Смастерили его воспитательница Анжелика Вячеславовна Никольская (детсад №2 «Росинка») и мама её воспитанницы Иванны Елена Александровна. Мастерству и изяществу поделки остается только подивиться. Но говорим мы с А.В. Никольской не о календаре, а о том, как велика в воспитании детей роль семьи. В детском саду «Росинка» второй год работает клуб «Малышок», в котором родители постигают педагогические знания. «Родители – первоисточник воспитания, а мы лишь помощники, – говорит Анжелика Вячеславовна. – Хотя многие считают, что сдал ребенка «государственным тетенькам», и можно расслабиться. Это не так. Все идет из семьи и от родителей. Об этом и многом другом мы ведем разговор в клубе».


К сожалению, мы не можем рассказать о каждом участнике выставки, хотя все они достойны самых восторженных отзывов и теплых слов благодарности за труд, который вполне тянет на название научного. Особенно если принять во внимание, что все проекты оформлены надлежащим образом, а некоторые изданы как брошюра.
Каждый раз – открытие
Вот как отзывается о творческих работах воспитателей детских дошкольных учреждений директор МУ «Центр «Детство» Людмила Анатольевна Котова:
«Идея провести выставку родилась в управлении дошкольного образования. У школьных учителей больше возможностей представить свой опыт работы – различные олимпиады, конкурсы, викторины. Дошкольникам это не так доступно, хотя наши дошкольники показывали свои достижения на всероссийском уровне, например, в Сокольниках на Всероссийском конкурсе образовательных систем.
Нынешняя выставка призвана показать, насколько творчески одарены педагоги дошкольного образования. Участники выставки могут обменяться опытом, координатами, чтобы посетить мастер-классы друг друга, открытые занятия. Важно, чтобы полезный опыт распространялся как можно дальше.


Выставка проходила в несколько этапов. Сначала экспертный совет отобрал наиболее актуальные, ценные и, самое главное, интересные проекты. Казалось бы, ну что можно нового придумать при изучении правил дорожного движения? А тут представлено много игр, которые предлагают неизбитый взгляд на методы изучения правил дорожного движения, новый подход в профилактике безопасности на дорогах. А главное, дети с интересом играют в эти игры.
Значение выставки трудно переоценить. Мы для себя отметили педагогов, инновационный опыт которых обязательно соберем в так называемую педагогическую копилку, а педагогов будем рекомендовать для участия в выставках другого уровня.
Подобная ярмарка проводится впервые, и мы надеемся, что она будет проходить ежегодно. Мы планируем демонстрировать её в соседних городах: в Дмитрове, Талдоме, Вербилках. Я 15 лет работаю в этой сфере, и для меня выставки по обмену педагогическим опытом каждый раз открытие. Не перестаю удивляться, насколько талантливы педагоги, работающие в наших детских учреждениях, фантастически талантливы!».

Светлана Кутузова



 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.