Одной из задач, выполняемых органами внутренних дел по защите прав и свобод граждан РФ, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, является выявление и пресечение нарушений законодательства о выборах, оказание содействия избирательным комиссиям в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими возложенных на них полномочий.
Практика подготовки и проведения выборов различного уровня позволяет выделить наиболее характерные нарушения действующего уголовного и административного законодательства, регулирующего правоотношения и нормы в данной области. В преддверии грядущих выборов в Государственную думу (а следом и Президента РФ) будет нелишним восполнить имеющиеся пробелы в юриспруденции для большинства граждан, чтобы избежать возможных нарушений с их стороны, а также призвать к выполнению гражданского долга и информировать ОМВД и избиркомы о ставших им известными фактах нарушений законодательства о выборах.
Итак, с чем нам приходится наиболее часто сталкиваться?
1. Проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено.
Агитационный период в соответствии с п.1 ст.49 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. На каналах телерадиовещания и в СМИ этот период начинается за 30 дней до дня голосования. Законом запрещена предвыборная агитация в воинских (и приравненных к ним) организациях и учреждениях.
2. Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено.
К таковым относятся:
– лица, замещающие должности в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах, органах местного самоуправления;
– находящиеся на государственной или муниципальной службе (при исполнении своих должностных обязанностей);
– военнослужащие и приравненные к ним лица;
– иностранные граждане и лица без гражданства;
– благотворительные и религиозные организации;
– члены избирательных комиссий;
– представители СМИ при осуществлении профессиональной деятельности;
– лица, не достигшие на день голосования 18 лет.
3. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах.
Законодатель предъявляет следующие требования к агитационным материалам:
– наличие информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда; о наименовании, юридическом адресе, ИНН организации или о ФИО, месте жительства лица, изготовивших эти материалы, либо заказавших их изготовление;
– в них не должна содержаться коммерческая реклама;
– изготовление материалов должно быть предварительно оплачено за счет соответствующего избирательного фонда;
– запрещается их распространение без предоставления экземпляра (копии или фотографии) в соответствующую избирательную комиссию;
– запрещается использование в них изображения физического лица и его высказываний о кандидате (избирательном объединении) с нарушением требований закона;
– запрещается размещение агитационных материалов в местах, где это запрещено (на объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в зданиях, где расположены избиркомы), либо без разрешения собственника объекта.
4. Подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах.
Формы подкупа избирателей:
– вручение им денег, подарков, иных материальных ценностей (под предлогом вознаграждения за выполнение организационной работы);
– льготная распродажа товаров или бесплатное распространение товаров;
– предоставление безвозмездных или льготных услуг;
– воздействие на избирателей посредством обещаний передачи денежных средств и других материальных ценностей и благ;
– проведение различных лотерей и игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от голосования.
5. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
В день голосования могут возникать ситуации, при которых организованные группы граждан образуют около дверей здания (около здания), в котором расположено помещение для голосования, всевозможные препятствия, не пускают избирателей внутрь здания (например, приковывают себя наручниками к входным дверям, блокируют проход в здание и т.п.). Данные нарушения образуют (в отличие от вышеупомянутых) признаки уголовного преступления со всеми вытекающими последствиями.
Отдел МВД России по городскому округу Дубна просит жителей города сообщать о возможных нарушениях законодательства о выборах по телефонам 4-71-19 (дежурная часть) или 4-75-72 (телефон доверия) для оперативного реагирования.
А. Г. Головин,
заместитель начальника ОМВД
|